Система мер административных наказаний.

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 11:15, курсовая работа

Описание

Административные правонарушения самые распространенные из всех видов противоправных проявлений, что придает вопросу борьбы с ними особую значимость. А без эффективно действующего механизма административной ответственности нормы, регулирующие права и обязанности членов общества, имеют лишь декларативный характер; правоохранительные органы не способны осуществлять принуждение к исполнению обязанностей, восстановление нарушенных прав и наказание нарушителей правовых запретов.
Целью данной работы является максимально полно показать специфику административного наказания как выражения реакции государства на административное правонарушение; выстроить целостную картину мер юридической ответственности за нарушение правил административно-правового характера.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
1) дать понятие административного наказания;
2) обозначить цели административного наказания;
3) рассмотреть систему и виды административных наказаний;
4) изучить порядок назначения административных наказаний.

Содержание

1.Введение.
2.Основная часть:
Вопрос 1. Понятие и цели административного наказания.
Вопрос 2. Система и виды административных наказаний.
Вопрос 3.Порядок наложения административных наказаний.
Заключение.
3.Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

курсовая по административному праву.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ “МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАВА”

 

                                  

                                 

                                              Юридический факультет

 

 

 

Специальность – “юриспруденция”

Учебная дисциплина Административное право.

 

 

 

                      КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

На тему: Система мер административных наказаний.

 

Студентка Ненашева Юлия Анатольевна

 

 

Научный руководитель

 

 

 

 

 

 

Дата представления

Дата защиты 

Оценка                                           

                                       

                                      

 

БАРНАУЛ 2012

 

2

План:

 

1.Введение.

2.Основная  часть:

Вопрос 1. Понятие и цели административного наказания.

Вопрос 2. Система и виды административных наказаний.

Вопрос 3.Порядок  наложения административных наказаний.

 Заключение.

3.Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Введение:

 

Административные правонарушения самые распространенные из всех видов  противоправных проявлений, что придает  вопросу борьбы с ними особую значимость. А без эффективно действующего механизма административной ответственности нормы, регулирующие права и обязанности членов общества, имеют лишь декларативный характер; правоохранительные органы не способны осуществлять принуждение к исполнению обязанностей, восстановление нарушенных прав и наказание нарушителей правовых запретов.

Целью данной работы является максимально  полно показать специфику административного  наказания как выражения реакции  государства на административное правонарушение; выстроить целостную картину мер юридической ответственности за нарушение правил административно-правового характера.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

  1. дать понятие административного наказания;
  2. обозначить цели административного наказания;
  3. рассмотреть систему и виды административных наказаний;
  4. изучить порядок назначения административных наказаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1. Понятие и цели административного наказания

 

1.1 Понятие  административного наказания

 

Административное наказание в соответствии с нормой ст. 3.1 КоАП РФ является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание, по своей сути, является санкцией административно-правовой нормы, применяемой за нарушение предписания указанной нормы. Содержание административного наказания составляют определенные принудительные мероприятия, состоящие, как правило, в обременении виновного дополнительными обязанностями либо ограничении его прав и свобод, влекущие неблагоприятные последствия для привлекаемого к административной ответственности. Суть наказания - кара, определенное возмездие за неблагоприятное социальное поведение, имеющее своей целью предупреждение совершения новых правонарушений.

Термин "административное наказание" обрел свое автономное значение в административном законодательстве недавно (с принятием КоАП РФ), заменив собой правовую категорию "административное взыскание".

На современном же этапе отказ законодателя от термина "административное взыскание" ученые-администратисты объясняется по-разному. Более объясняет причину смены терминов Д.Н. Бахрах, акцентируя внимание на том, что "новое название мер административной ответственности,

во-первых, лучше раскрывает их карательное содержание и предназначение,

 

5

во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам  уголовной ответственности,

в-третьих, отражает общие  черты этих видов ответственности", к числу которых он относит: "применение карательных санкций за совершение правонарушения. Составы которых четко закреплены законами, только субъектами публичной власти к лицам, которые не находятся от них в служебной зависимости".

Закон определяет административное наказание как установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ). Из указанного определения можно выделить несколько признаков административного наказания, выводимых не столько путем текстуального прочтения, сколько путем логико-юридического, научного и системного осмысления:

1) административное наказание есть  установленная государством мера  ответственности;

2) административное наказание применяется  лишь за совершение административного правонарушения;

3) административное наказание может  быть применено только к лицу, признанному виновным в совершении  административного правонарушения;

4) административное наказание есть  кара, которая заключается в обусловленном  им лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя;

5) административное наказание всегда  носит личный характер и не  должно затрагивать интересы  третьих лиц;

6) административное наказание применяется  широким кругом органов и должностных  лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

 

 

6

7) административное наказание всегда  влечет последствие, при котором  нарушитель и после исполнения  административного наказания считается  подвергнутым такому наказанию.

Все перечисленные признаки административного наказания являются собственно административно-правовыми. Кроме того, следует отметить, что они носят условный характер, поскольку связаны между собой внутренней связью и на практике реализуются вместе и одновременно (особенно первый, второй, третий, четвертый и пятый).

С содержательной же стороны административное наказание может считаться законно  установленным только в том случае, если законом зафиксированы так  называемые существенные элементы правоограничения. Существенные элементы правоограничения указывают, по сути, на то, что административное наказание:

1) устанавливается и применяется  государством в общественно значимых  интересах;

2) применяется только от имени  государства;

3) содержит четко определенный  объект (объекты) ограничений с  указанием количественных пределов (максимального, а в необходимых случаях и минимального) вмешательства в правовой статус нарушителя;

4) выражает характер не какой-либо, а именно административной ответственности,  что, впрочем, обеспечивается  и рядом других присущих административным наказаниям признаков.

В сущности, административное наказание как прерогатива государства выражает, прежде всего, официальную государственную оценку административных деликтов и лиц, их совершающих. В связи с этим административное наказание есть государственное порицание лица, совершившего административное правонарушение. Однако государственный характер административного наказания означает также и то, что оно

 

7

устанавливается и применяется  государством в общественно значимых интересах, т.е. в интересах хотя и государства, но проистекающих из общественной необходимости.

КоАП РФ определяет также  административное наказание как  меру ответственности - не всякой, а  именно административной. Указание на вид ответственности содержится в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ. Поэтому административное наказание служит "измерением" административной ответственности лишь тогда, когда оно установлено государством за совершение именно административного правонарушения и включает ограничения прав и свобод лица, не выходящие за пределы минимально и максимально допустимого (общего) уровня административно-карательного воздействия. Выражая общие параметры административно-наказательного воздействия на правонарушителя, административное наказание выступает мерой, завершающей административное преследование, и итоговым показателем административной ответственности.

Вторым  признаком административного наказания является то, что оно применяется лишь за совершение административного правонарушения. Существенная особенность данного признака заключается в том, что он используется наряду с таким основным институтом науки административного права, как административное правонарушение.

Административное правонарушение и административное наказание - это  понятия взаимозависимые и взаимообусловленные, что не исключает различия между ними. Административное правонарушение определяется административно-деликтным законом в целях обеспечения правильного и обоснованного применения мер административной ответственности.

Закон с необходимостью связывает с правонарушением наказание; в понятии правонарушения, по существу, подразумевается его противоположность - наказание. То, что составляет содержание правонарушения, - нарушение субъективного и (или) объективного права –

8

выступает одновременно основанием для наказания. В последнем - суть диалектической связи административного правонарушения и административного наказания. А они, будучи самостоятельными понятийными единицами административно-деликтного законодательства, таким образом, взаимодействуют друг с другом в контексте административной ответственности, элементарными и имманентными категориями которой они же и выступают. Говоря иначе, ситуация, при которой у статьи, содержащей состав административного правонарушения, отсутствовала бы связанная с ней санкция, просто немыслима, а о наличии административной ответственности не следует даже и говорить. Аналогичным образом ситуация оценивается и при обратной связи.

Третьим признаком административного наказания является то, что оно может быть применено только к лицу, признанному виновным в совершении административного правонарушения. В этом признаке административного наказания реализуются такие принципы административно-деликтного законодательства, как принцип законности (ст. 1.6 КоАП РФ), принцип равенства перед законом (ст. 1.4 КоАП РФ), принцип справедливости (ч. ч. 2, 3 и 5 ст. 4.1 КоАП РФ) и, самое главное, принцип вины (ст. 1.5, ч. 1 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Суть указанного признака в контексте  административного наказания состоит  в том, что административное наказание может быть назначено при наличии вины лица в совершении административного правонарушения. Это значит, что административное наказание назначается лишь за те действия, которые предусмотрены административно-деликтным законом. В качестве административного правонарушения; основанием применения к лицу административного наказания является совершение им общественно вредного деяния, содержащего все признаки состава административного правонарушения.

 

9

Основным моментом является то, что  лицо совершило это деяние виновно и его вина полностью доказана в установленном законом порядке.

Четвертый признак административного наказания - это то, что оно есть кара, которая заключается в обусловленном им лишении или ограничении прав и свобод правонарушителя. Именно в этом на практике выражается сущность наказания, его содержание. Кара с присущими ей характеристиками - традиционный признак наказания.

Таким образом, административное наказание объективно и обязательно причиняет лицу, привлеченному к административной ответственности, определенные лишения и ограничения прав и свобод, но цели причинить ему страдания и тем более умалить его человеческое достоинство или репутацию наказание перед собой не ставит.

Следующий - пятый - признак означает, что административное наказание всегда носит личный характер и не должно затрагивать интересы третьих лиц. Этот признак находится в диалектическом согласии с третьим признаком административного наказания, в соответствии с которым оно применяется к лицу, признанному виновным в совершении правонарушения, а не к кому-либо другому. Кроме того, он выступает отличительным признаком карательных мер юридической ответственности, поскольку это положение не применимо к гражданско-правовым санкциям, где их реализация может произойти, например, и после смерти делинквента.

Личный характер административного  наказания не утрачивает своего значения и в случаях привлечения к  административной ответственности  юридических лиц. "Личность" юридического лица проявляется особым образом - через  корпоративную обособленность физических лиц, совокупность их экономического потенциала, сосредоточенного на реализации конституционных прав и свобод граждан, являющихся его членами (участниками, учредителями).

10

В данном случае юридическое  лицо по своей сути является объединением, которое создано гражданами для совместной реализации как личных, так и политических, социально-экономических и (или) культурных прав.

Информация о работе Система мер административных наказаний.