Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 16:16, курсовая работа
Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают и такие методы государственной и общественной деятельности, как убеждение и принуждение.
Введение…………………………………………………………………………………………..3
1 Управление, как социальное явление…………………………………………………………...4
2 Понятие и общая характеристика государственного управления……………………………..8
3 Понятие и общая характеристика исполнительной власти…………………………………...11
4 Соотношение понятий государственного управления и исполнительной власти…………..15
Заключение……………………………………………………………………………………….17
Список использованных источников…………………………………………………………...18
Государственное управление по отношению к управляемым объектам в широком смысле можно рассматривать как: субъект управления (управляющая система) взаимодействие (подсистема прямых и обратных связей) общественная система (подсистема элементов общества, подверженных такому управлению). [6,c.53]
В узком смысле преимущество будет на стороне субъекта, а объекты только воспринимают его действия и трансформируют их в процесс собственного функционирования. Субъект воздействие управляемые объекты.
В прямых связях выделяют управляющие воздействия и те элементы государственного управления, которые связаны с их формированием и реализацией.
Особенности управляющих воздействий:
1. Момент целепологания (выбор цели идеального состояния ресурсов и др.).
2. Организационное (количество людей для реализации определенной цели).
3. Момент регулирования в рамках данной организации данных людей для достижения конкретных целей. [7,c.47]
Если говорить о правовом регулировании такого вида управления, то его можно представить как деятельность государства по организации государственных органов и установлению правил их функционирования (деятельности). Его предназначением является упорядочение целепологания, функций, организационных структур и управленческой деятельности государственных органов. Такая деятельность имеет свой предмет, метод и формы.
Предмет регулирования государственного управления включает в себя отношения как между государством и обществом, так и отношения внутри самого государства. Еще можно включить в предмет регулирования и волевые отношения между людьми, которые вовлечены в государственно-управленческие процессы.
К способы правового регулирования государственного управления можно отнести следующие: позитивное обязывание - возложение на лиц прямой обязанности совершать определенные положительные действия; запрещение - возложение на лиц обязанности воздерживаться от совершения действий определенного рода; дозволение - предоставление лицам права на свои собственные активные действия.
Что касается форм регулирования, то они должны быть согласованы как по своему характеру, так и по содержанию и должны создавать в совокупности систему правового регулирования государственного управления:
1. Конституция государства - нормативный правовой акт высшей юридической силы.
2. Законы, определяющие как статусные положения, так и юридический порядок ведения тех или иных дел.
3. Указы и распоряжения Президента.
4. Подзаконные правовые нормативные акты - нормативно юридические акты компетентных органов: а) общие федеральные (постановление Правительства); б) общие субъектов федерации (акты глав правительств (администраций) субъектов федерации); в) ведомственные (министерство, комитет, служба, и т.д.); г) местные, в том числе и органов местного самоуправления (уставы городов и районов, уставы местного самоуправления);) локальные (внутриорганизационные) - издаются государственными органами и органами местного самоуправления в целях упорядочение своей внутренней управленческой жизнедеятельности (регламенты, положения, должностные инструкции). [8,c.77]
Таким образом, государственное управление – это подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.
Из данного определения можно вывести сущность государственного управления, которая будет заключатся в целенаправленном воздействии со стороны субъекта управления на его объект.
Теория административного права выработала два подхода к определению государственного управления, учитывающие вышеизложенные положения.
1. Государственное управление в широком понимании – это регулирующая деятельность государства в целом.
2. Государственное управление в узком понимании - это административная деятельность, т. е. деятельность органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительных органов государства по осуществлению исполнительной власти на государственном уровне.
3 Понятие и общая характеристика исполнительной власти
.Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно взаимодействующая с её законодательной и судебными ветвями.
Исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-
Также она олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделённых исполнительной компетенцией – органами исполнительной власти.
Понятие исполнительная власть не тождественно понятию исполнительной деятельности. Такого рода государственная деятельность является практической формой её реализации, а власть представляет собой сущностное выражение функциональной направленности и компетенционной определённости исполнительной деятельности.
Как любой вид власти исполнительная власть реализуется в определенных процессах. В частности в процессе государственно-управленческой деятельности, т.е. во внесудебном порядке.
Исполнительная власть характерна также и тем, что в непосредственном ведении и распоряжении реализующих её субъектов находятся наиболее существенные атрибуты государственной власти, как-то: финансы, важнейшие средства коммуникации, армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительные учреждения и т.п.
Таким образом, исполнительная власть – это государственное управление, осуществляемое органами исполнительной власти.
В административно-правовой литературе имеются различные варианты перечня и трактовки принципов организации и деятельности органов исполнительной власти. В некоторых случаях принципы государственного управления и органов исполнительной власти по существу отождествляются, поскольку нередко не выделяются различия между государственным управлением и исполнительной властью. [9,c.96]
Органы исполнительной власти, как федеральные, так и субъектов Российской Федерации, базируются на значительно более широких и всеобъемлющих основаниях.
В систему принципов построения и деятельности органов исполнительной власти входят:
1) принцип федерализма
Принцип федерализма — это конституционное, широкое и глубокое начало, которое во многом обусловливает характер и специфику всего организационно-правового строения современного Российского государства в целом, а не только органов исполнительной власти. "Элемент федерализма" применительно к. органам исполнительной власти непосредственно закреплен в ряде глав и статей Конституции Российской Федерации. Принцип федерализма как одна из основ построения органов исполнительной власти глубоко и всесторонне сочетается с принципом совместной компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2) принцип правового регулирования (правовой основы) органа исполнительной власти;
Принцип правового регулирования (правовой основы) органа исполнительной власти, — как и вся система исполнительной власти Российской Федерации, так и ее отдельные части, и органы требуют соответствующего и эффективного правового регулирования, т. е. наличия правовой основы.
Исходные, фундаментальные положения этого принципа содержатся в Конституции, остальное, касающееся органов исполнительной власти, — в федеральных законах, во множестве других нормативно-правовых актов.
3) принцип системности этих органов;
Принцип системности органов исполнительной власти — до принятия нынешней Конституции Системность органов, в том числе органов государственного управления, рассматривалась как некая непреложная, имманентная самому общественно-политическому строю и действовавшей Конституции.
4) принцип централизации и децентрализации функций и решения этой проблемы в самой системе;
Принцип централизации в системе исполнительной власти означает подчиненность нижестоящих органов вышестоящим исходя из единства системы, руководство нижестоящими органами из единого центра. [10,c.69]
Децентрализация означает закрепление в законодательном порядке предметов ведения и полномочий за тем или иным органом (видом), которые он (они) должен осуществлять самостоятельно, без вмешательства со стороны вышестоящих органов. При этом предметы ведения и полномочия не разбросаны па определенным "блокам". Сочетание централизации с децентрализацией является в значительной степени оптимальным вариантом, принципом построения и функционирования органов исполнительной власти с учетом четкого деления на федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
5) принцип дифференциации и фиксирования функций и полномочий;
Каждый орган исполнительной власти наделён определёнными, свойственными только ему полномочиями. И в то же время его компетенция должна быть чётко зафиксирована, закреплена в определённых нормативно-правовых актах. Каждый орган исполнительной власти имеет свой правовой статус, в котором фиксируются задачи, функции, полномочия. Это положение полностью относится к министерствам, государственным комитетам, комитетам, федеральным службам, другим органам исполнительной власти. Фиксирование их функций и полномочий осуществляется в различного вида правовых актах.
6) принцип законности;
Принцип законности пронизывает всю систему органов государственной власти, в том числе и органов исполнительной власти. Каждый из них действует на основе Конституции, федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации.
7) принцип профессионализма и компетенции;
Для органов исполнительной власти в силу их характера, особенностей, функций, целевого предназначения и других моментов, данный принцип имеет особое значение. Если в целом характеризовать исполнительную (исполнительную и распорядительную) деятельность, то ее условно можно подразделить на три разновидности (уровня).
Первая — это исполнительная деятельность общего характера, общее руководство и управление, т. е. согласование, направление, объединение, координация управленческой деятельности. Без высокого уровня профессионализма и компетентности невозможно эффективность управления, согласование действий различных по характеру министерств, органов.
Вторая — это в целом деятельность на межотраслевом уровне. По своему характеру и природе она близка к правительственной деятельности, но имеет свои особенности. Они состоят главным образом в участии в управлении в межотраслевой сфере, т. е. в экономике, статистике, в области финансов и кредита, труда, налогов таможенного дела, стандартизации и сертификации.
Третья — это наиболее разветвленное, отраслевое управление. Оно охватывает в целом три сферы, в которые входят промышленность, строительство, агропромышленный комплекс, транспорт и коммуникации. [10, c.82]
8) принцип гласности;
Без открытости, гласности нельзя говорить о демократизме и правовом государстве.
9) принцип чередования функций и полномочий и передачи одной частью органов исполнительной власти другой её части некоторых своих полномочий;
Этот принцип юридически закреплен в ст. 78 ч. 1, 2, 3 Конституции РФ.
10) принцип взаимодействия и согласованного функционирования органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти.
Этот принцип — следствие действия принципа разделения властей и ряда других статей Конституции — ст. 71 п. «г», ст. 732 п. «н», ст. 73, 77 ч. 1, 2, ст. 80 ч. 2, раздел второй ч. 1 и др.
Все вышеизложенное позволяет сделать следующий вывод:
Исполнительная власть – это совокупность государственно-властных полномочий, реализуемых специально учреждаемыми органами, важнейшей функцией которых является исполнение законов и иных нормативно-правовых актов.
4 Соотношение понятий государственного управления и исполнительной власти
Понятие исполнительной власти является категорией политико-правовой, в то время как государственное управление представляет собой категорию организационно – правовую.
Право на существование имеют обе эти государственно-правовые категории. Соответственно, государственное управление – реальность, без которой государственно-властный механизм работать практически не может. Но Конституция и действующее законодательство Российской Федерации не предложили синонима государственному управлению, ибо в них ничего не говорится, например, об исполнительной деятельности; субъекты этой деятельности налицо, а характер ее не определен. Между тем система разделения властей исходит из того, что каждая ветвь единой государственной власти реализуется в деятельности их субъектов. Поэтому государственное управление по своему назначению и представляет собой не что иное, как вид государственной деятельности, в рамках которого практически реализуется исполнительная власть. [11, c.89]
По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.
Информация о работе Социальное управление и исполнительная власть