Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:24, курсовая работа
Цель данной работы – всестороннее изучение способов обеспечения законности в государственном управлении.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:
- определение понятия государственного управления;
- определение понятия обеспечения законности в Российской Федерации;
- Классификация способов обеспечения законности в государственном управлении;
- Характеристика способов обеспечения законности в государственном управлении.
Введение…………………………………………………………………….3
1. Понятие государственного управления……………………………….5
2. Понятие обеспечения законности в государственном управлении..10
3. Классификация способов обеспечения законности в государственном управлении…………………………………………12
4. Характеристика способов обеспечения законности в государственном управлении…………………………………………16
4.1 Контроль как способ обеспечения законности в государственном управлении и его виды…………………………………………………………..16
4.2 Надзор как способ обеспечения законности в государственном управлении...……………………………………………………………………..23
4.3 Сравнительная характеристика контроля и надзора в области обеспечения законности………………………………………………………...28
Заключение………………………………………………………………..31
Список использованных источников……………………………………
2.
Понятие обеспечения
законности в государственном
управлении
Обеспечивать законность — это значит пресекать малейшие нарушения закона, предупреждать их, принимать меры к ликвидации причин, их порождающих, восстанавливать нарушенные права и законные интересы граждан и организаций, наказывать виновных, создавать атмосферу неотвратимости ответственности, воспитывать работников аппарата управления в духе строжайшего соблюдения целей и буквы закона.
Режим законности — необходимый аспект правового государства. Без этого невозможен элементарный порядок в обществе. Правовое государство невозможно без четких и конкретных юридических мер ответственности любых должностных лиц за нарушение своих обязанностей перед законом5.
Деятельность по обеспечению законности в государственном управлении осуществляется по двум основным направлениям:
1)
обеспечение строгого
2)
обеспечение охраны и защиты
прав и законных интересов
граждан в повседневной
В целях обеспечения реального осуществления законности в деятельности всех органов государства, служащих государственных органов и общественных организаций, граждан государство юридически закрепляет ее гарантии и возлагает на определенные государственные органы обязанности дозволенными правами и методами повседневно следить за тем, чтобы никто законность не нарушал.
К гарантиям обеспечения законности относятся: экономические, политические, правовые (юридические), организационно-правовые. Экономические гарантии вытекают из многообразия форм собственности; политические определяются фундаментальными положениями о том, что власть в Российской Федерации принадлежит народу; правовые (юридические) гарантии законности заключаются в создании не только эффективного механизма восстановления нарушенных правовых норм, но и такого порядка применения норм, который максимально предупреждал бы возможность нарушений.
В то же время наличие этих объективных факторов само по себе полностью не решает задачи обеспечения законности. Необходимы еще и специальные меры, заключающиеся в деятельности определенных органов и должностных лиц, имеющих целью охрану законности. Эти меры относятся к числу гарантий организационно-правовых, поскольку обеспечением законности заняты, как правило, специальные государственные органы, наделенные правовыми средствами воздействия (отмена незаконных актов, опротестование и т.д.).
Иногда деятельность органов управления влечет применение к гражданам некоторых правовых ограничений или мер административного принуждения.
Таким
образом, деятельности по обеспечению
законности в государственном управлении
придается государственно-
Подобного
рода деятельность и понимается в
качестве способа обеспечения законности.
Она закрепляется в соответствующих правовых
актах и осуществляется специальными
методами.
3. Классификация
способов обеспечения
законности государственном
управлении
Используемые уполномоченными законом государственными органами и гражданами для обеспечения законности формы, приёмы и методы образуют определённую систему элементы которой обладают рядом общих признаков. В то же время таким методам и формам присуща своя специфика, обусловленная кругом решаемых задач, объёмом полномочий как органа так и отдельных должностных лиц. Конечной же целью всех действий (деятельности) по обеспечению законности является приведение возникающих административных отношений в правовые (нормативные) рамки. Чаще всего в основу систематизации способов обеспечения законности положена зависимость от субъекта контролирующего воздействия.
К способам обеспечения законности Лунёвым А.Е. относились:
1.Контрольно-надзорная деятельность Советов народных депутатов;
2.Деятельность органов прокурорского надзора;
3.Судебный контроль;
4.Арбитражный контроль;
5.Партийный контроль;
6.Государственный контроль;
7.Внутриведомственный контроль;
8.Общественный контроль6.
Студеникина М.С. выделяет как способы обеспечения законности:
1)Контроль представительных органов;
2)Контроль
органов государственного
3)Контроль суда;
4)Контроль прокуратуры.
Манохин В.М. относит к способам обеспечения законности:
1.Контрольная
деятельность органов
2.Контрольная
деятельность исполнительно-
3.Прокурорский надзор;
4.Судебный контроль.
Шориной Е.В. выделяется:
1)Государственный контроль;
2)Контроль
общественных организаций,
3)Контроль гражданина непосредственно7.
Кармолицкий А.А. в монографии «Административно правовое регулирование надведомственных полномочий государственных инспекций» приводя деление способов различных авторов выделяет общее для всех явление – государственный контроль. Далее он приводит классификацию государственного контроля на виды в зависимости от субъектов его осуществляющих, а также от объёма и характера полномочий этих субъектов выделяя:
На
современном этапе
- Контроль внутриведомственный
-
Контроль внешний (
- Контроль межведомственный (взаимный контроль ветвей власти)1
Общественный контроль заключается в:
-
Контроле граждан
- Деятельности средств массовой информации
- Выборах во все органы власти
Надзор в зависимости от систем его осуществляющих предположим разделить на:
1.Судебный контроль (надзор)
2.Надзор органов прокуратуры
3.Административный надзор (контроль)
Надзорно-контрольные функции обеспечения законности можно рассматривать с учётом следующих общих признаков, и через:
1.Наличие
специальных правовых актов,
2.Наличие
системы специально
3.Наличие
специальных методов
4.Наличие
специфических актов,
Обобщённо контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения отклонений от заданных параметров. В системах управления контроль является важным видом обратной связи, посредством которого субъекты управляющего воздействия получают информацию о фактическом положении дел, течении процессов деятельности и результатах управляющего воздействия. Соответственно от своевременности проведения контроля зависит возможность изменить ход деятельности в случае его отклонения от заранее заданных параметров, предотвратив нежелательные последствия либо уменьшив их. Посредством контроля субъекты его реализующие выясняют, соответствует ли деятельность органов исполнительной власти, а также действия должностных лиц предписаниям правовых норм.
4. Характеристика способов обеспечения законности в государственном управлении
4.1
Контроль как способ
обеспечения законности
в государственном управлении
и его виды
Сущность и назначение контроля состоит в:
Некоторые авторы определяют надзор как разновидность (часть) контроля, как, например Бахрах Д.Н. и Кармолицкий А.А., а некоторые определяют надзор как самостоятельное понятие (Козлов Ю.М. Попов Л.Л.)8. Контроль и надзор имеют как ряд сходных черт, так и существенных отличий, делающих эти два понятия достаточно разнородными явлениями. Однако, в обыденном понимании значение слов «надзор» и «контроль» одинаково: это наблюдение или постоянное наблюдение с целью присмотра, проверки за кем (или чем)-нибудь , за соблюдением каких-нибудь правил.
Если рассматривать эти два понятия:
1.
С точки зрения объёма
2. По полномочиям и силе
Так, используя сравнительный метод исследования здесь и далее можно определить, что контроль как способ обеспечения законности характеризуется определёнными признаками:
-
между контролирующим органом
и подконтрольным объектом
Информация о работе Способы обеспечения законности в государственном управлении