Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 17:28, контрольная работа
В данной курсовой работе дается анализ КоАП в части, касающейся положений об административных взысканиях, рассматриваются виды и общие принципы их наложения.
Введение………………………………………………………3
1. Система административных взысканий………………...5
2. Виды административных взысканий……………………7
2.1. Предупреждение……………………………………………...7
2.2. Штраф…………………………………………………………8
2.3. Возмездное изъятие…………………………………………..9
2.4. Конфискация…………………………………………………11
2.5. Лишение специального права………………………………12
2.6. Исправительные работы…………………………………….14
2.7. Административный арест…………………………………...15
2.8. Административное выдворение…………………………….17
3. Общие принципы наложения административных
взысканий……………………………………………….21
3.1. Законность и целесообразность применения
административных взысканий……………………………...21
3.2. Срок давности наложения административных
взысканий…………………………………………………….23
3.3. Наложение взысканий за множественность
административных проступков…………………………….25
Заключение…………………………………………………..28
Список использованной литературы………………............
Предупреждение как административное взыскание следует отличать от устного замечания. Последнее в соответствии со ст. 22 Кодекса применяется в случаях освобождения от административной ответственности лица, совершившего малозначительное административное правонарушение. Устное замечание не является административным взысканием и не влечет связанных с ним отрицательных правовых последствий. Такого рода замечания широко используются и повседневной деятельности надзорных органов (Госпожнадзор, ГАИ и др.) в качестве профилактической меры воздействия.
Действующее законодательство предусматривает письменную форму вынесения административного взыскания в виде предупреждения. О наложении данного взыскания органом (должностным лицом), рассматривающим дело об административном правонарушении, выносится постановление по делу. В предусмотренных законодательством случаях предупреждение оформляется иным установленным способом. Речь идет об оформлении применения этого вида административного взыскания на месте совершения правонарушения путем компостерной просечки "талона" к удостоверению на право управления маломерным судном. В соответствии со ст. 237 Кодекса наложение административного взыскания в виде предупреждения может быть оформлено таким способом без составления протокола. Предупреждение в форме просечки "талона" может применяться только за те нарушения правил плавания по внутренним водным путям России, перечень которых указывается в названном талоне. Так, предупреждение с отметкой в талоне к удостоверению на право управления маломерным судном может быть применено за нарушение правил загрузки, норм пассажировместимости и другие правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 1112.
Предупреждение
о прекращении противоправного
поведения производится, когда правонарушение
еще не окончено, с целью пресечения противоправного
поведения, и в установленных законодательством
случаях является обязательным первым
принудительным средством. Во избежание
путаницы было бы целесообразно рассматриваемое
средство воздействия называть предостережением.
Эту меру пресечения следует отличать
от предупреждения как взыскания, которое
налагается за определенный проступок
компетентным государственным органом
путем вынесения специального постановления2.
2.2.
Штраф
Штраф – мера имущественного характера. В настоящее время санкциями правовых норм предусмотрены несколько вариантов определения размеров штрафов.
1) в определенной сумме (до пятисот рублей и т. д.);
2) кратно месячному доходу (до трехмесячного дохода, например). В ряде стран такую санкцию называют «штраф-день»;
3) кратно к размеру причиненного проступком вреда (например, до пятикратной стоимости похищенного, в размере суммы неуплаченных платежей);
4) пропорционально минимальному месячному размеру оплаты труда. Этот вариант определения штрафов законодатель использует чаще всего. В таких случаях штраф исчисляется исходя из размера минимальной месячной оплаты труда на день совершения нарушения, а если такой день установить невозможно, – на день его обнаружения (ст. 243 ТК РФ). Максимальный размер штрафа, которому может быть подвергнут индивидуальный субъект, – 100 минимальных окладов. Самый большой штраф, предусмотренный в отношении организаций, – 25 тысяч минимальных окладов3.
Следует
также учесть, что Законом Российской
Федерации от 14 июля 1992 г.4 установлен
до принятия нового кодекса порядок перерасчета
размеров штрафов, закрепленных в статьях
КоАП РСФСР в твердой сумме. В законе назван
такой «масштаб» расчета налагаемых на
основе КоАП штрафов:
...если верхний предел штрафа не
превышает:
– десяти рублей, считать его равным одной десятой минимального месячного размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения;
– тридцати рублей, считать его равным одной третьей минимального размера оплаты труда...
– пятидесяти рублей, считать его равным одной второй минимального размера оплаты труда...
– ста рублей, считать его равным одному минимальному размеру оплаты труда...
– двухсот рублей, считать его равным двум минимальным размерам оплаты труда...
– трехсот рублей, считать его равным трем минимальным размерам оплаты труда...
– пятисот рублей, считать его равным пяти минимальным размерам оплаты труда...
– тысячи рублей, считать его равным семи минимальным размерам оплаты труда...
– трех тысяч рублей, считать его равным десяти минимальным размерам оплаты труда.
2.3.
Возмездное изъятие
Возмездное изъятие применяется только в отношении предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Оно состоит в принудительном изъятии предмета, его последующей реализации и передаче бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов по реализации. Фактически речь идет о принудительной реализации имущества, находившегося в личной собственности нарушителя.
Законодатель очень редко использует эту меру в качестве санкции за административные правонарушения. В КоАП РСФСР она названа в ст. 106, 173, 175 и во всех случаях в альтернативных санкциях. А поскольку порядок реализации этой санкции сложнее, чем конфискации, на практике она используется крайне редко. Представляются обоснованными предложения о том, что нужно исключить из законодательства такую санкцию.
Возмездное
изъятие как вид
По содержанию возмездное изъятие предмета состоит из трех взаимосвязанных действий. Во-первых, принудительное изъятие предмета у правонарушителя, во-вторых, реализация этого предмета, в-третьих, передача вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета. По признаку возмездности это изъятие отличается от другого административного взыскания – конфискации предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. При конфискации изъятые предметы безвозмездно обращаются в собственность государства.
Возмездное
изъятие предмета может применяться
как в качестве основного, так и дополнительного
административного взыскания. В виде основного
взыскания оно предусмотрено только ч.
1 ст. 173 Кодекса за нарушение правил хранения
или перевозки огнестрельного оружия
и боевых припасов. Возмездное изъятие
огнестрельного оружия и боевых припасов
в соответствии с санкцией данной нормы
предусмотрено альтернативно с предупреждением
и штрафом. В качестве дополнительного
взыскания возмездное изъятие установлено
Кодексом за два вида административных
правонарушений: нарушение правил перевозки
опасных веществ или предметов на воздушном
транспорте (ст. 106) и уклонение от реализации
огнестрельного гладкоствольного охотничьего
оружия и боевых припасов (ст. 175). Причем,
если за первое нарушение законодатель
предусматривает возможность наложения
дополнительного взыскания в виде возмездного
изъятия предмета, то за второе нарушение
данное взыскание обязательно дополняет
основное взыскание – штраф.
2.4.
Конфискация
Конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, состоит в принудительном безвозмездном обращении этого предмета в собственность государства. Административно-правовая конфискация всегда является специальной: она производится только в отношении вещей, непосредственно связанных с проступком и прямо названных в законе (ружей и других орудий охоты и т. д.). К лицам, для которых охота является основным источником существования, не может применяться конфискация огнестрельного оружия и боеприпасов к нему, а также других орудий охоты.
В ст. 29 КоАП РСФСР подчеркнуто, что конфискован, может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами (например, ТК РФ). Дело в том, что конфискация – мера взыскания, а ей лицо может быть подвергнуто за определенное нарушение, если оно предусмотрено санкциями правовых норм. Конфисковать вещь, не принадлежащую нарушителю, – значит наказать собственника имущества, не привлеченного к ответственности. Очевидно, что это незаконно, но, к сожалению, в практике подобные случаи имеют место. При конфискации предмет из частной собственности переходит в государственную.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 1998 г., принятом на основании жалоб гр. М. Гаглоевой и А. Пестрякова5, сказано:
1. Признать не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), статью 266 Таможенного кодекса Российской Федерации постольку, поскольку она предусматривает в качестве меры административной ответственности конфискацию товаров и транспортных средств, назначаемую без судебного решения и являющуюся несоразмерной деянию, указанному в данной статье.
2. Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 35 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), часть вторую статьи 85 и статью 222 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в той мере, в какой они в их взаимосвязи допускают применение конфискации без судебного решения. Предусмотренная частью второй статьи 85 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях конфискация во всяком случае может применяться только в судебном порядке...
4. Согласно частям первой и второй статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» настоящее постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами...
Хотя
в постановлении КС РФ признаются
не соответствующими Конституции РФ только
три административно-правовые нормы, очевидно,
что неконституционными признаются ч.
2 ст. 243 ГК РФ и все административно-правовые
нормы, предусматривающие конфискацию
имущества в административном порядке.
Это значит, что такая санкция законодателями
не должна устанавливаться. А правоприменители
не должны применять ее. После опубликования
постановления в «Российской газете»
26 марта 1998 г. все вынесенные после этой
даты постановления о конфискации в административном
порядке неконституционны.
2.5.
Лишение специального
права
Лишение специальных прав есть временное ограничение правосубъектности гражданина в административном порядке за административные проступки. Эта мера применяется только к лицам, имеющим специальный административный статус. Если гражданин неправильно использует предоставленное ему право, орган исполнительной власти на время лишает его этого права.
Административное взыскание в виде лишения специального права, предоставленного данному гражданину, состоит в ограничении нарушителя права заниматься определенной деятельностью. Законодатель ограничивает возможность применения этого взыскания в настоящее время только случаями лишения права управления транспортными средствами, права охоты, права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.
Предоставление такого специального права связано с наличием ряда обязательных условий. Особенно это касается права на управление транспортными средствами. Управление источниками повышенной опасности, каким является транспорт, требует определенных навыков вождения, знания правил движения, достижения определенного возраста, соответствующего состояния здоровья. Так, в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. "О безопасности дорожного движения"6 право на управление автотранспортными средствами предоставляется гражданам, сдавшим квалификационные экзамены и получившим соответствующее удостоверение. На территории Российской Федерации действуют национальные и международные водительские удостоверения (ст. 27). Аналогичные требования установлены законодательством и в отношении права на управление маломерными судами, права охоты. Для судоводителей предусмотрен квалификационный экзамен, для охотников – техминимум. Водительские удостоверения выдаются Государственной автомобильной инспекцией (на право управления автотранспортными средствами), органами государственной инспекции по маломерным судам (на право управления маломерным судном). Водительские удостоверения подтверждают право на управление транспортным средством определенной категории. Например, право на управление автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сидения водителя, не превышает восьми, предоставляется лицам, имеющим водительские удостоверения категории "В". Право охоты подтверждается охотничьим билетом, выдаваемым охотничьим обществом.
Информация о работе Сроки наложения и снятия административных взысканий