Сроки наложения и снятия административных взысканий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2011 в 17:28, контрольная работа

Описание

В данной курсовой работе дается анализ КоАП в части, касающейся положений об административных взысканиях, рассматриваются виды и общие принципы их наложения.

Содержание

Введение………………………………………………………3

1. Система административных взысканий………………...5

2. Виды административных взысканий……………………7

2.1. Предупреждение……………………………………………...7

2.2. Штраф…………………………………………………………8

2.3. Возмездное изъятие…………………………………………..9

2.4. Конфискация…………………………………………………11

2.5. Лишение специального права………………………………12

2.6. Исправительные работы…………………………………….14

2.7. Административный арест…………………………………...15

2.8. Административное выдворение…………………………….17


3. Общие принципы наложения административных

взысканий……………………………………………….21


3.1. Законность и целесообразность применения

административных взысканий……………………………...21

3.2. Срок давности наложения административных

взысканий…………………………………………………….23

3.3. Наложение взысканий за множественность

административных проступков…………………………….25


Заключение…………………………………………………..28

Список использованной литературы………………............

Работа состоит из  1 файл

Контр.раб.-Административно-правовой аспект социальной работы.docx

— 67.58 Кб (Скачать документ)

      Р – размер срока;

      О – откуда считать;

      К – конечный момент срока;

      И – имеющиеся изъятия из срока.

      Иными словами, чтобы юридически грамотно решить вопрос о сроке, нужно учитывать  четыре юридически значимых обстоятельства: во-первых, установленный законом размер срока; во-вторых, когда, с какого юридического факта он начинает исчисляться; в-третьих, когда, какой юридический факт прекращает его исчисление или прерывает его; в-четвертых, какое время закон не включает (включает) в исчисляемый срок. Фактическое течение срока и его юридическое исчисление имеют ряд различий.

      Статья 38 КоАП РСФСР устанавливает, что  административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения. По общему правилу срок давности привлечения к административной ответственности равняется двум календарным месяцам. Датой начала исчисления срока является день, следующий за днем, в который было совершено правонарушение. Юридически днем окончания срока считается день, когда было вынесено постановление о наложении взыскания, а фактически – фактическое окончание срока. Никаких изъятий в течение рассматриваемого срока давности законодательство не знает.

      Из  этого общего правила ст. 38 КоАП РСФСР  предусматривает два исключения. Во-первых, при фактически неоконченном длящемся нарушении срок исчисляется со дня его обнаружения. Во-вторых, в случае отказа в возбуждении уголовного дела или при прекращении уголовного дела, но при наличии в действиях виновного признаков проступка административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня принятия постановления об отказе в возбуждении или прекращении уголовного дела. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем принятия постановления, и равняется не двум, а одному месяцу.

      Таким образом, в ст. 38 КоАП РСФСР названы  три варианта определения старта срока давности: день совершения проступка, день обнаружения и день вынесения постановления о прекращении уголовного дела.

      Срок  давности, установленный ст. 38 КоАП РСФСР, как и весь Кодекс, действует только при привлечении к ответственности индивидуальных субъектов. Кроме того, он является общим правилом, которое применяется, если специальной нормой не предусмотрено иное. Специальная норма содержится, например, в ст. 247 ТК РФ. Ею установлено, что за нарушение таможенных правил такие взыскания, как предупреждение, штраф, отзыв квалификационного аттестата «могут быть наложены на физических или должностных лиц не позднее двух месяцев со дня обнаружения нарушения». В этой же статье сказано, что, если лицо совершит новое нарушение, течение срока прерывается, и его исчисление начинается с момента обнаружения нового нарушения.

      В отношении иных взысканий (конфискация, взыскание стоимости товаров), применяемых таможнями и к индивидуальным, и к коллективным субъектам, сроки давности не действуют.

     КоАП (ст. 39) определяет срок погашения административного взыскания, т.е. прекращения состояния административной наказанности нарушителя. Лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение года со дня окончания взыскания не совершило нового административного правонарушения со всеми вытекающими отсюда юридическими последствиями, а именно: совершение этим лицом административного правонарушения за пределами истекшего давностного срока для погашения административного взыскания не может рассматриваться как повторное и выступать отягчающим ответственность обстоятельством. 
 

3.3. Наложение взысканий за множественность административных проступков 

      Множественность административных проступков – это  выполнение одним лицом нескольких составов, не утративших юридического значения на день решения вопроса об ответственности виновного.

      Первым  признаком множественности проступков является наличие нескольких самостоятельных составов правонарушений. Здесь имеет значение не количество действий, а количество составов. Второй признак множественности – все противоправные деяния совершаются одним лицом, которое одновременно или разновременно выполняет несколько самостоятельных составов нарушений. Третий признак состоит в том, что каждый из образующих ее составов сохраняет свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких или о последнем деликте. Иными словами, если отсутствуют обстоятельства, препятствующие привлечению деликвента к ответственности за несколько нарушений сразу или за рецидив.

      Самый существенный критерий классификации  множественности административных проступков – совершение нового нарушения до или после привлечения к ответственности за предыдущее нарушение. Соответственно выделяются совокупность и рецидив.

      Под совокупностью понимается совершение одним лицом нескольких нарушений до привлечения к ответственности. Она может быть идеальной и реальной.

      Идеальная совокупность – это одновременное  выполнение одним действием (действиями) нескольких составов нарушений. Например, порча телефонов-автоматов с целью  хищения (ст. 49 и 140 КоАП РСФСР).

      Реальная  совокупность представляет собой систему составов, выполненных разными действиями, а значит, разновременно (например, нарушение правил дорожного движения, а затем рыбной ловли). Разновременность их совершения высвечивает еще одну характерную черту данной системы – связь со сроком давности.

      Реальная  совокупность может быть совокупностью  разнородных, однородных, тождественных антиобщественных действий. Если в действиях -деликвента имеется реальная совокупность противоправных деяний, то он привлекается за каждое из них. В ст. 36 КоАП РСФСР сказано, что взыскание налагается на каждое нарушение в отдельности. Иными словами, фактически установлен принцип сложения взысканий. А поглощение менее строгого взыскания более строгим допускается ч. 2 ст. 36 КоАП РСФСР как исключение при наличии двух обстоятельств: если дела рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом) и притом одновременно.

      Статьями 238 и 454 ТК РФ установлено: при совершении одним лицом нескольких нарушений, предусмотренных ТК РФ, взыскание всегда налагается за каждое нарушение в отдельности без поглощения менее строгого наказания более строгим.

      Рецидив проступка – это совершение нового нарушения после привлечения к ответственности за предыдущее. При рецидиве лицо наказывается за новое деяние, так как за предыдущее оно уже понесло ответственность. Если первое и второе деяние тождественны, рецидив называется специальным. Признак специального рецидива является квалифицирующим признаком десятков составов административных проступков. Ст. 96, 117, 1573, 162, 1661 и др. КоАП РСФСР устанавливают более суровую ответственность, если деяние совершено после привлечения к ответственности за такое же деяние, то есть за специальный рецидив. 
 
 

      Так, в ст. 117 КоАП РСФСР сказано: 

      Управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения, –

      влечет наложение  штрафа в размере от восьми до двенадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение водителей права управления транспортными средствами на срок один год.

      Те же действия, совершенные  повторно в течение года, –

      влекут наложение  штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или лишение права управления транспортными средствами на срок от одного до трех лет. 

      При решении вопроса об ответственности  за специальный рецидив очень важен вопрос о сроке действия первого взыскания. Иными словами, в течение какого срока гражданин считается привлекавшимся к административной ответственности. Ответ дан в ст. 39 КоАП РСФСР: «Если лицо, подвергнутое административному взысканию, в течение года со дня окончания исполнения взыскания не совершило нового административного правонарушения, то это лицо считается не подвергавшимся административному взысканию».

      Эта норма закрепляет давность погашения  взыскания, которая равна одному году. По общему правилу годичный срок начинает течь со дня окончания исполнения взыскания (например, окончания срока лишения прав). Но многими нормами КоАП и других законов для отдельных проступков закрепляются исключения из общего правила: годичный срок исчисляется со дня вынесения постановления. Так, в ч. 2 ст. 162 КоАП РСФСР сказано: «Те же действия, совершенные повторно в течение года после применения мер административного взыскания...».

 

Заключение

     Итак, КоАП закрепляет следующие виды административных взысканий:

     1) предупреждение;

     2) штраф;

     3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

     4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

     5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортным средством, права охоты);

     6) исправительные работы;

     7) административный арест;

     8) выдворение.

     Со  времени принятия КоАП данный перечень взысканий остался неизменным, изменения  и дополнения – притом иногда значительные – коснулись лишь той или иной меры взыскания в отдельности.

     Какие функции возложены на административное взыскание в структуре административной ответственности?

     Административное  взыскание, во-первых, обозначает, подтверждает факт административной ответственности поскольку, как говорилось выше, без взыскания нет и самой ответственности) и, во-вторых, административное взыскание определяет вид ответственности, что она в данном случае административная, а не какая-либо иная.

     Административные  взыскания применяются в качестве мер основных и дополнительных. Возмездное изъятие и конфискация предметов могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; другие административные взыскания, указанные в статье 24, могут применяться в качестве только основных. За одно административное правонарушение может быть наложено основное либо основное и дополнительное взыскание, например, статьей 86 КоАП предусмотрены штраф и конфискация за нарушение правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром.

     Административные  взыскания следует делить на абсолютно определенные и относительно определенные.

     По  ряду правонарушений предусмотрено  применение одного из нескольких мер административных взысканий, например, по статье 158 за мелкое хулиганство назначается одно из следующих взысканий: штраф, исправительные работы, административный арест. В этом случае меры считаются альтернативными.

 

Список использованной литературы

 
  1. А. П. Алехин, А. А. Кармолицкий, Ю. М. Козлов. Административное право Российской Федерации. М.: «Зерцало», ТЕИС,1996.
  2. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. – М.: НОРМА–ИНФРА·М, 2000. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // СЗ РФ.1995. № 22. Ст. 1977.
  3. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях. – М.: Проспект, 1996.
  4. Комментарий к Конституции Российской Федерации./ Общ. ред.  Ю.В. Кудрявцева. – М: Фонд «Правовая культура», 1996.
  5. Конституция Российской Федерации.  М.:  НОРМА–ИНФРА·М, 1996.
  6. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. – М.: Юристъ, 1996.
  7. Овсянко Д. М. Административное право. Учебное пособие для студентов юридических ВУЗов, факультетов и институтов. / Отв. ред. проф. Г. А. Туманов. – М., Юристъ, 1995.
  8. Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 5 апреля 1989 г. – ВВС  РСФСР, 1989, № 15, cт. 369.
  9. Жданов Н.М. "Административное взыскание", 1994;
  10. Саввин Н.Я. "Административный штраф";
  11. Веремеенко И.И. "Административно-правовые санкции" 1975;
  12. Маслеников "Применение административного взыскания";
  13. Павлова Е.С. "Применение судьей мер административного взыскания";

Информация о работе Сроки наложения и снятия административных взысканий