Статус иностранных граждан в сфере государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 21:42, курсовая работа

Описание

Цель работы – изучение общих положений и отдельных аспектов административно – правового статуса иностранных граждан в сфере государственного управления.

В рамках поставленной цели предполагается осветить следующие основные вопросы:
иностранные граждане как субъекты административного права
категории иностранных граждан
основные права свободы и обязанности иностранных граждан
иностранные граждане в сфере трудового законодательства
право иностранных граждан на Российскую пенсию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Административно – правовой статус иностранных граждан в России..6
Иностранные граждане как субъекты административного права .........6
Категории иностранных граждан……………………………………….10
Отдельные аспекты правового положения иностранных граждан в сфере государственного управления…………………………………...………17
Основные права свободы и обязанности иностранных граждан………17
Иностранные граждане в сфере трудового законодательства…………23
Право иностранных граждан на Российскую пенсию………………….30

Заключение………………………………………………………………..40

Список используемой литературы………………………………………42

Работа состоит из  1 файл

АП(курсач)(2).doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

У временно проживающего в Российской Федерации  иностранного гражданина (то есть имеющего разрешение на временное проживание) не может возникнуть право на пенсию вплоть до получения им вида на жительство.

Застрахованными в российской системе обязательного  пенсионного страхования согласно ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории России иностранцы и апатриды:

- работающие  по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору;

- самостоятельно  обеспечивающие себя работой  (индивидуальные предприниматели,  частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты);

- являющиеся  членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

- работающие  за пределами территории Российской  Федерации в случае уплаты  страховых взносов в соответствии  со ст. 29 названного Федерального  закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

- являющиеся  членами родовых, семейных общин  малочисленных народов Севера, занимающихся  традиционными отраслями хозяйствования;

- иные  категории граждан, у которых  отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом о пенсионном страховании.

Таким образом, если иностранные граждане постоянно или временно проживают  в Российской Федерации и одновременно относятся к одной из перечисленных  категорий застрахованных лиц, например, работают по трудовому договору или являются индивидуальными предпринимателями, то они подпадают под российский правовой режим обязательного пенсионного страхования и, следовательно, за них (или ими) должны уплачиваться страховые взносы на общих основаниях.

Обратим внимание, что положение Закона о  трудовых пенсиях, согласно которому иностранные  граждане и лица без гражданства  имеют право на трудовую пенсию только при условии постоянного проживания в России, в данном случае значения не имеет. Оно касается вопросов реализации пенсионных прав, но не их приобретения. Любой временно проживающий иностранец может приобрести статус постоянно проживающего в России как до достижения пенсионного возраста, так и после. При неуплате страховых взносов за периоды временного проживания такой иностранец будет ущемлен в праве на пенсионное обеспечение. При этом увязку решения вопроса об уплате иностранцами страховых взносов с вопросом о возникновении права данных лиц на трудовую пенсию затруднительно осуществить в практическом плане. Ведь даже постоянно проживающие на территории нашей страны на момент уплаты страховых взносов иностранные граждане впоследствии могут утратить этот статус и, следовательно, не приобрести права на трудовую пенсию.

Кроме того, правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, связанные с регистрацией в территориальных органах страховщика и уплатой страховых взносов, и непосредственно пенсионные правоотношения, связанные с установлением, выплатой и доставкой пенсий, возникают в связи с наступлением различных юридических фактов и, соответственно, отличаются друг от друга. Так, правоотношения по предоставлению трудовых пенсий следуют за правоотношениями по обязательному пенсионному страхованию. Вместе с тем вступление гражданина в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вовсе не означает автоматического возникновения у него правоотношений по предоставлению трудовых пенсий.

Коллизия, при которой проживающие иностранные  граждане уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, а в итоге права на трудовую пенсию могут не приобрести, решается путем заключения международных договоров в сфере пенсионного обеспечения, основанных на принципе пропорциональности.

Данный  принцип заключается в распределении расходов на выплату пенсий в зависимости от продолжительности стажа (величины пенсионных прав), приобретенного гражданами на территории государства каждой из договаривающихся сторон. При действии таких соглашений с соответствующими странами граждане этих государств смогут реализовать свои пенсионные права, приобретенные в Российской Федерации, независимо от того, проживают ли они в России на момент обращения за пенсией или нет.

В настоящее  время в полной мере принцип пропорциональности в части вопросов пенсионного обеспечения заложен в основу Договора между Российской Федерацией и Королевством Испания о социальном обеспечении от 11 апреля 1994 г., согласно которому каждая договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает часть пособия, соответствующую страховому или трудовому стажу, приобретенному на ее территории.

На основании  Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения  от 24 января 2006 г. за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает договаривающаяся сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после указанной даты на территориях договаривающихся сторон, каждая договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории. Тем самым этот Договор основан на пропорциональном принципе и содержит элементы территориального принципа в отношении периодов до 13 марта 1992 г., что обоснованно, учитывая общность исторических судеб России и Белоруссии.

Таким образом, испанский подданный или  гражданин Беларуси, работавший в  Российской Федерации и, соответственно, являвшийся застрахованным в российской системе обязательного пенсионного страхования, будет иметь право на трудовую пенсию при выполнении всех необходимых условий даже в случае проживания в собственной стране. В данном случае факт постоянного проживания на территории Российской Федерации никакого значения не имеет. 

Таким образом, международные договоры являются источником внутригосударственного (национального) права России, притом наиболее юридически значимым. Для лица, выехавшего за рубеж, в практическом плане это означает, что если в отношениях между Россией и государством, на территорию которого он переселился, действует международное пенсионное соглашение, то его пенсионное обеспечение будет осуществляться исходя из норм такого договора.

Другие действующие международные соглашения Российской Федерации, регулирующие вопросы установления трудовых пенсий, базируются на концептуально ином принципе - принципе территориальности, в соответствии с которым пенсионное обеспечение граждан осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Можно сказать, что сохранение пенсионных прав граждан, переселившихся из стран, в отношениях с которыми у России действуют территориальные соглашения, или выехавших в них на постоянное место жительства, происходит посредством передачи обязательств по их пенсионному обеспечению от одного государства другому. На основании территориальных соглашений осуществляется приравнивание иностранного стажа к собственному.

По общему правилу, исходя из норм данных соглашений, гражданин, например, Молдовы, проживавший и работавший в России и выехавший затем на родину, права на российскую пенсию иметь не будет, ему будет назначена молдавская пенсия с учетом периодов работы в России.

Многие специалисты считают пропорциональные договоры более объективными и равноправными, поскольку такие договоры исходят из того, что каждая сторона отвечает только за тот стаж, который был приобретен на ее территории .12 Этот тип международных пенсионных соглашений получил наибольшее распространение в мире. Например, пенсионные нормы всех действующих международных соглашений Германии о социальном (пенсионном обеспечении), которые заключены с государствами, не входящими в состав Европейского Союза (Австралия, Босния и Герцеговина, Чили, Израиль, Япония, Канада, Корея, США, Марокко, Хорватия, Македония, Черногория, Сербия, Турция, Тунис), основаны на пропорциональном принципе. Отношения в области пенсионного обеспечения между государствами - членами Европейского Союза также построены на указанном принципе.

Гражданин страны, с которой у Российской Федерации нет соглашения по вопросам пенсионного обеспечения, работавший в России и выехавший из нее  до наступления права на пенсию, не имеет права на назначение российской трудовой пенсии даже в случае наличия необходимого страхового стажа. Вместе с тем на основании Федерального закона от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" и ст. 24 Закона о трудовых пенсиях в случае, если иностранцу в период проживания в России была назначена пенсия, он может продолжать ее получать и при выезде из нашей страны (кроме социальной пенсии). Лицам, которым в России была установлена пенсия, перед выездом за границу на постоянное место жительства по их желанию и на основании необходимых документов выплачивается пенсия в российских рублях за шесть месяцев вперед, то есть авансом. В дальнейшем этим лицам на основании их письменного заявления пенсия может выплачиваться по доверенности или путем зачисления на их счет в банке или иной кредитной организации либо может переводиться за пределы Российской Федерации по месту их постоянного жительства.

Данное  положение национального законодательства, гарантирующее сохранение приобретенных пенсионных прав без каких-либо территориальных ограничений, является вторым исключением из общего правила о пенсионном обеспечении иностранцев.

     Таким образом, рассмотрев вопрос о праве  иностранных граждан на российскую пенсию, можно сделать следующий  вывод. Иностранные граждане, законно осуществляющие трудовую деятельность на территории РФ, имеют право на получение трудовой пенсии за эти периоды. Иностранные граждане, приехавшие в РФ в пенсионном возрасте, имеют право на получение трудовой пенсии  в том случае, если между их государством и РФ заключен соответствующий двусторонний договор. Иностранные граждане тех государств, которые не заключили договора с РФ, по общему правилу не имеют право на трудовую пенсию. 

     Таким образом, рассмотрев вопрос об иностранных гражданах в сфере государственного управления, можно сделать следующий вывод. Иностранцы на территории РФ несут все основные права и обязанности граждан РФ, за исключением прав и обязанностей, непосредственно вытекающих из отношений гражданства. Иностранцы имеют  право на осуществление в установленном законом порядке трудовой деятельности. Также, при наличии трудового стажа на территории РФ или соответствующего договора между РФ и его родиной, иностранец вправе получать трудовую пенсию. 

 

Заключение 

     Иностранными гражданами в Российской Федерации лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

     В соответствии с Конституцией РФ иностранным  гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы. Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции Российской Федерации, и других актов российского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода, характера занятий и других обстоятельств.

     Использование иностранными гражданами и лицами без  гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц.

     Находящиеся в РФ иностранные граждане и лица без гражданства обязаны уважать Конституцию РФ и соблюдать российские законы.

     Иностранные граждане могут постоянно проживать  в РФ, если они имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.

     Временно  пребывающие в РФ иностранные граждане – это граждане находящиеся в России на ином законном основании. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного им срока пребывания.

     Российская Федерация может предоставить политическое убежище иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

     Учитывая  большое и все возрастающее число  мигрантов в мире, 4 декабря 2000 года Генеральная Ассамблея провозгласила 18 декабря Международным днем мигранта. В этот день в 1990 году Ассамблея приняла Международную конвенцию о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. Государствам-членам, а также межправительственным и неправительственным организациям предложено отмечать Международный день мигранта на основе, в частности, деятельности по распространению информации о правах человека и основных свободах мигрантов, обмену опытом и разработке мер по обеспечению их защиты.

Информация о работе Статус иностранных граждан в сфере государственного управления