Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 22:17, курсовая работа
Сознание является специфическим свойством человека, его родовым признаком, который выделяет человека из царства животного мира. Животные, даже высоко развитые, не обладают сознанием. Сознание есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и возникновения человека современного типа.
В общественное сознание входят формы и методы социального познания, которые были рассмотрены нами. Методами эмпирического познания выступают наблюдение, эксперимент, описание, моделирование, социальный факт и т.п. К теоретическим методам общественного познания относятся: историческое и логическое, анализ и синтез, гипотеза и аналогия, научная теория и научная утопия. Формы и методы общественного познания отличаются у народной массы, интеллигенции, элиты общества и своим набором, и глубиной усвоения, и умением использования.
Основными познавательными действиями, которые входят в процесс общественного сознания, являются отражение, воображение, оценка, проектирование, регуляция, уточнение и т.п.
Отражение - это копирование общественного
бытия в чувственные и
Воображение - это способность создавать новые чувственные и мысленные образы на основе преобразования полученных в процессе отражения. Воображение делится на произвольное и непроизвольное, воспроизводящее и творческое, конкретное и абстрактное, а также научное, изобретательное, художественное.
Оценка - это процесс чувственного и мысленного сравнения, выделения и отнесения знаний к добрым и злым, полезным и вредным, Справедливым и несправедливым и т.п. Критерием оценки выступают потребности, интересы, цели, нормы, принципы общественного сознания, образующие его ментальность.
Проектирование - это процесс мысленного преобразования общественного бытия в соответствующем потребностям и интересам общества направлении.
Регуляция - это процесс управления конкретной практической или познавательной деятельностью людей.
Основой духовной деятельности и сознания общества являются духовные (познавательные) потребности. Они выступают высшей формой потребностей людей, которые можно разделить на материальные (жизненные), социальные (экономические, политические), духовные. Все перечисленные потребности людей выступают мотивами функционирования и развития общественного сознания в разной степени. В духовных потребностях общественное сознание обособляется от общественного бытия и начинает свое самостоятельное функционирование в обществе.
Духовная нужда, духовная потребность, духовное удовлетворение - важнейшие состояния субъекта: индивида, социальной общности, социального института (семьи, кафедры, предприятия и т.п.), элиты общества. Духовная потребность - это противоречие между общим представлением о духовной ценности (художественной, научной, моральной, мировоззренческой, идеологической, воспитательной) в сознании субъекта и общественным бытием, развертывающееся в виде эмоций, духовного интереса и программы деятельности, создающей духовную ценность. Духовный интерес, как составная сторона духовной потребности, включает в себя представление о духовной ценности, познание, оценку общественного бытия и сознания. Он является единством эмоционального и рационального.
Общественное сознание имеет три уровня - психологический, обыденный (эмпирический) и духовный (теоретический, интеллектуальный, разумный). Каждый уровень общественного сознания характеризуется своими типичными субъектами, интересами, методами познания, формами знания, характером воспроизведения и развития общественного бытия. В уровнях общественного сознания тесно переплетены познавательная (отражение, воображение, оценка) и управленческая (проектирование, регуляция, корректировка) стороны.
Психологический, обыденный, духовный уровень сознания свойственен и индивиду, и социальной группе, и народу, и человечеству. Говоря об общественной психологии, общественном обыденном сознании, общественном духовном сознании, мы имеем в виду именно общественное сознание, т.е. сознание данного общества, которое складывается из индивидуальных, классовых, национальных сознаний, каждое из которых включает в себя психологический, обыденный, духовный уровень. Духовный уровень распадается на четыре ветви - художественную (эстетическую), научную, мировоззренческую, идеологическую, воспитательную.
Общественная психология - это совокупность
чувств, чувственных представлений,
настроений, привычек, присущих социальным
общностям, классам, людям, из которых
состоит народ данного
Общественное обыденное
Духовное сознание образует высший уровень сознания общества, субъектом которого является преимущественно интеллигенция. Оно представляет собой процесс духовного производства (производства духовных ценностей), осуществляемый в рамках общественного разделения труда духовными работниками (интеллигентами): церковниками, учеными, инженерами, писателями и т.п.
Духовное сознание есть единство чувственного и логического, эмпирического и теоретического, отражения и творчества. Но ведущими сторонами в духовном познании являются логическая, теоретическая, творческая. Духовная деятельность отличается своим субъектом, предметом, процессом, способом и результатом. Конечным объектом духовного производства являются эмпирические факты, научные знания (понятия, формулы, гипотезы, теории и т.п.), художественные (живописные, танцевальные, музыкальные, архитектурные и т.п.) произведения, мировоззрение (мифология, религия, философия), а также личность.
Уровни общественного сознания
тесно взаимосвязаны, оказывают
серьезное влияние один на другой.
Так, влияние общественной психологии
и обыденного сознания на духовное
сознание осуществляется через потребности
и интересы, впечатления и суждения,
которые стихийно возникают у
людей под влиянием общественного
бытия, материальных потребностей и
интересов. Например, к коммунистической
идеологии оказались более
В рамках общественного сознания выделяется
несколько форм: техническое сознание,
экономическое, политическое, художественное
и т.п. Эти формы общественного
сознания включают в себя свой предмет;
способ (метод) познания; психический,
обыденный, духовный уровень выражения;
способ регуляции жизнедеятельности
людей; роль в обществе. Перечисленные
формы общественного сознания являются
элементами соответствующих общественных
сфер. Например, техническая форма
общественного сознания - производительные
силы, экономическая форма