Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:38, шпаргалка
К основным направлениям правоохранительной деятельности относятся:
- правосудие;
- прокурорский надзор;
- расследование преступлений;
- защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи.
1. Правоохранительная функция государства.
Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности. Статья 1 Конституции РБ определяет РБ как правовое государство. Государство (в лице его правоохранительных органов) осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.
О правоохранительной деятельности можно говорить в широком и узком смыслах. В широком смысле – это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле – это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.
Правоохранительные органы
Государство создает специальные органы, чьей основной целью является защита права от нарушений, выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, применение к правонарушителям мер принуждения. Эти органы именуются правоохранительными.
В юридической литературе выработан ряд признаков, которым должен соответствовать государственный орган для того, чтобы его можно было считать правоохранительным.
1. Правоохранительная
2. Применяемые в
3. Правоохранительная
4. Осуществление
К основным направлениям правоохранительной деятельности относятся:
- правосудие;
- прокурорский надзор;
- расследование преступлений;
- защита прав и законных
интересов граждан и
Традиционно к правоохранительным органам относят:
- суд;
- прокуратуру;
- органы внутренних дел;
- органы предварительного расследования;
- органы юстиции;
- таможенные органы;
- органы обеспечения
- органы государственной налоговой службы.
Выделяют следующие правоохрани
- конституционный контроль;
- осуществление правосудия;
- организационное обеспечение деятельности судов;
- расследование преступлений;
- прокурорский надзор;
- исполнение судебных решений;
- оперативно-розыскная
- оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;
- предупреждение преступлений и других правонарушений.
Некоторые правоохранительные
органы осуществляют только одну функцию
(Конституционный Суд), а на другие
органы возлагается несколько функций
(органы внутренних дел). Конкретные правоохранительные
функции имеют право
Наиболее значимой является
функция осуществления
2. Предмет и система курса «Судоустройство».
Предмет изучения курса «Судоустройство в РБ» - устройство правоохранительных органов, их организация как в отдельности, так и в качестве системы, определение задач, стоящих перед ними, и компетенция, которой они наделены для их осуществления.
Курс рассматривает такие
вопросы, как структура
Предмет курса определяет его содержание. Оно изложено по определенной системе. Курс условно можно разделить на две части – Общую и Особенную.
В Общей части освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса, его законодательные и другие источники, понятие и содержание судебной власти, конституционные принципы правосудия.
В Особенной части рассматривается организация конкретных правоохранительных органов. Как важнейший правоохранительный орган вначале изучается суд – организация всей судебной системы в целом и ее звеньев, а также правовой статус судей. Далее освещаются вопросы организации деятельности хозяйственного суда, конституционного суда, органов внутренних дел, прокуратуры, органов юстиции, таможенных органов, органов налоговой службы и адвокатуры.
3. Соотношение
курса «Судоустройство» с
Курс «Судоустройство
в РБ» является своего рода вводным
курсом для изучения других юридических
дисциплин и находится в
Наиболее тесная связь курса с конституционным правом, которое является базовым для правоохранительной деятельности.
Много точек соприкосновения имеет данный курс с административным правом, которое изучает деятельность органов государственного управления.
Данный курс находится в тесной связи с такими отраслями права, как гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное, которые регламентируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют порядок судебного производства.
Уголовное и гражданское право широко применяются в деятельности правоохранительных органов при разрешении заявлений и сообщений о преступлениях, при расследовании уголовных дел и их рассмотрении в судах, при решении вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного правонарушением.
Правоохранительная
Курс «Прокурорский надзор» подробно излагает формы и методы деятельности прокурора при осуществлении надзора, в т.ч. за другими правоохранительными органами.
Курс «Судоустройство в РБ» имеет взаимосвязь и с такой основополагающей дисциплиной, как «Теория государства и права».
4. Источники курса «Судоустройства».
Курс «Судоустройство в РБ» является правовой дисциплиной, поэтому главное место среди его источников занимают законы.
Деятельность
По предмету правового регулирования можно назвать следующие нормативные акты:
1. общего характера;
2. о судебной власти, правосудии и судах;
3. об организационном
обеспечении деятельности
4. о прокурорском надзоре и органах прокуратуры;
5. об организации выявления и расследования преступлений.
Важнейшим универсальным правовым актом, относящимся ко всем правовым дисциплинам, является Конституция РБ, обладающая высшей юридической силой. Для курса «Судоустройство» важное значение имеют положения Конституции, содержащиеся в разделе втором (Личность. Общество. Государство) и разделе четвертом, глава шестая (Суд).
Следующую иерархическую ступень занимает группа актов (о судебной власти, правосудии и судах), относящихся к конституционному контролю и правосудию.
К третьей группе актов относится закон «Об адвокатуре», согласно которому адвокатура в РБ представляет собой независимый правовой институт, призванный осуществлять профессиональную правозащитную помощь. Органы юстиции свою деятельность строят на основе Положения о Министерстве юстиции и Положения о нотариате, которые определяют порядок построения системы органов юстиции и их полномочия. Положение о нотариате регламентирует организацию нотариата, который призван содействовать правоохранительной деятельности.
Четвертая группа нормативных актов регламентирует деятельность прокуратуры. Главным здесь является закон «О прокуратуре РБ» (от 29 января 1993). В законе названы цели и направления деятельности прокуратуры, принципы ее организации, определена система органов прокуратуры и виды прокурорского надзора, дан перечень актов прокурорского надзора. Также деятельность прокуратуры регламентируется Положением о военной прокуратуре, в котором возлагается обязанность на органы военной прокуратуры осуществлять надзор за точным и единообразным исполнением законов в Вооруженных силах.
В пятую группу входят нормативные акты, регламентирующие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
7. Судебная власть как вид государственной власти.
Тезис о том, что судебная власть должна представлять собой абсолютно самостоятельную и независимую часть государственной власти, впервые был выдвинут в 18 в. правоведом и философом Шарлем де Монтескье в его теории разделения властей. В советское время эта концепция отвергалась, однако в настоящее время признана единственно правильной. Принцип разделения властей закреплен в ст. 6 Конституции РБ. А в ст. 109 Конституции говорится, что «Судебная власть принадлежит судам», т.е. Конституцией определено, что судебная власть – один из видов государственной власти.
Судебная власть реализуется через специально созданные органы.
Содержание судебной власти составляют следующие элементы:
1) осуществление судебного контроля за конституционностью нормативно-правовых актов государства;
2) деятельность судов по рассмотрению и разрешению различных правовых конфликтов;
3) обеспечение исполнения судебных решений;
4) разъяснение действующего законодательства по вопросам судебной практики;
5) аналитическая и
Судебная власть в отличие
от законодательной и
Судебная власть в РБ принадлежит
только судам, образованным в установленном
порядке, и осуществляется независимо
от законодательной и
8. Понятие судебной власти.
Судебная власть – система независимых судов, наделенных властными полномочиями по окончательному разрешению от имени государства правовых споров, применению предусмотренных законом мер государственного воздействия к лицам, виновным в совершении правонарушений.
Судебную власть можно
определить и как полномочия, предоставленные
законом специальным
Судебная власть обладает рядом признаков.
1. Судебная власть
2. Исключительность судебной власти.
3. Независимость,
4. Судебная власть
5. Судебная власть
6. Властный характер полномочий суда.
7. Подзаконность.
9. Легитимность судебной власти.
Легитимна такая судебная власть, которую поддерживает народ.
К легитимности судебной власти ведет ее легитимация, т.е. соответствующий путь, который подтверждает, доказывает, определяет легитимное состояние судебной власти.
Легитимность проявляется
в избрании и назначении судей, в
организационном направлении
Легитимность судебной власти
проявляется через символы
10. Понятие и виды правосудия.
Важнейшая судебная функция – осуществление правосудия.
Правосудию присущи
1) правосудие осуществляется только судом;
2) четкий процессуальный порядок производства по делам;
3) вступивший в законную
силу приговор, определение или
постановление, вынесенное
Характер дела и порядок его разрешения образуют вид правосудия.