Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 19:38, шпаргалка
К основным направлениям правоохранительной деятельности относятся:
- правосудие;
- прокурорский надзор;
- расследование преступлений;
- защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи.
Финансирование в
В свою очередь Министр
юстиции совместно с
36. Съезд судей.
Съезд судей РБ – высший орган судейского сообщества, представляющий интересы всего судейского сообщества. Съезд судей РБ осуществляет свои полномочия в составе судей Конституционного Суда РБ, общих и хозяйственных судов, а также судей в отставке. Съезд судей РБ созывается, как правило, один раз в 4 года. В случае необходимости может созываться внеочередной съезд судей РБ.
Съезд судей РБ:
а) рассматривает в пределах своей компетенции актуальные проблемы работы судов, а также вопросы правового, материального и социального положения судей;
б) обсуждает вопросы судебной
практики, вносит субъектам права
законодательной инициативы предложения
по совершенствованию
в) проводит обсуждение проектов законов и иных нормативных правовых актов, касающихся статуса судей, кадрового, организационного, материально-технического обеспечения работы судов и иных вопросов их деятельности;
г) избирает Республиканский
совет судей и его
Решения съезда судей РБ, принятые в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения всеми судьями и органами судейского сообщества.
37. Понятие, задачи
и формы предварительного
Предварительное расследование – регламентированная уголовно-процессуальным законом деятельность уполномоченных на то органов по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях раскрытия преступлений, привлечению лиц, их совершивших, к уголовной ответственности, обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного преступлением.
Предварительное расследование осуществляется в определенном порядке. Начинается оно после возбуждения уголовного дела и принятия его к производству, а заканчивается составлением обвинительного заключения и передачей дела прокурору.
Предварительным расследование называется потому, что все выводы, сделанные в его процессе, о виновности, о доказанности и другие не являются окончательными. Суд, в который поступает уголовное дело, хотя и основывается при проведении судебного процесса на материалах, собранных органами предварительного расследования, осуществляет свое собственное исследование доказательств: заслушивает показания подсудимого, потерпевшего, свидетелей, изучает заключения экспертов, осматривает вещественные доказательства и т. д. Выводы суда о виновности подсудимого, о доказанности обстоятельств преступления могут не совпадать с выводами органов предварительного расследования и оказаться диаметрально противоположными. Несмотря на то, что привлекая лицо в качестве обвиняемого, органы предварительного расследования считают его виновным, согласно конституционному принципу «презумпции невиновности», оно признается государством виновным только после обвинительного приговора суда, вступившего в законную силу.
Органы предварительного расследования входят в систему правоохранительных органов.
Органы предварительного расследования — органы дознания и предварительного следствия.
Основные задачи: предупредительные меры, борьба с преступностью.
+ вопросы 38, 39
38. Органы предварительного следствия, их задачи и компетенция.
Органы предварительного следствия – это специальные органы государства, предназначенные для расследования уголовных дел. Они осуществляют сложную, регулируемую законом деятельность по сбору, проверке и оценке доказательств, исследованию фактических обстоятельств дела, привлечению к уголовной ответственности лиц, в отношении которых имеются веские доказательства их виновности в совершении преступления.
Предварительное расследование по уголовным делам производится:
1) следователями прокуратуры;
2) следователями органов внутренних дел,
3) следователи комитета государственной безопасности,
4) следователи органов
финансовых расследований
В связи с тем, что следственные органы находятся в различных ведомствах, различна и их структура. Так, в прокуратуре структура следственных подразделений выглядит следующим образом. В аппарате прокуратуры РБ имеются:
- следственный отдел по особо важным делам;
- следственный отдел в составе Управления по борьбе с организованной преступностью и коррупцией;
- следователи-криминалисты.
В аппарате прокуратуры РБ следователи находятся не в одном подразделении, а входят в другие службы.
Наиболее четкая система органов предварительного следствия функционирует в органах внутренних дел. При МВД РБ образован Следственный комитет. Следственный комитет является республиканским органом государственного управления, возглавляющим систему органов предварительного следствия, организующим и осуществляющим производство предварительного следствия.
Основными задачами Следственного комитета являются:
- организация и осуществление предварительного следствия в соответствии с законодательством;
- определение основных направлений совершенствования следственной работы, внедрение в практику достижений науки и техники, положительного опыта, прогрессивных форм и методов организации предварительного следствия;
- обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлениями;
- выявление причин преступлений и условий, способствующих их совершению, принятие мер по их устранению;
- иные задачи в соответствии с актами законодательства РБ.
Следственный комитет возглавляет заместитель МВД – начальник Следственного комитета при МВД РБ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РБ.
Уголовно-процессуальный закон
наделяет следователя широкими полномочиями,
что позволяет ему
Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер. Суть этого выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в производстве следователя.
Объем полномочий и процессуальное положение следователя не зависят от его ведомственной принадлежности, они одинаковые. Следователь призван раскрыть преступление и изобличить виновных, то есть установить, какое преступление, когда и каким способом совершено, выявить всех лиц, причастных к его совершению, выяснить все признаки преступления, образующие его состав, все данные, характеризующие субъекта преступления, причины и условия, способствовавшие совершению преступления.
39. Органы дознания, их задачи и компетенция.
Органы дознания — это установленные законом государственные органы и должностные лица, которые раскрывают преступления, выявляют и разыскивают виновных, пресекают и предупреждают преступления. Функция расследования преступления не является основой их деятельности. Они, как правило, только начинают расследование по делам, входящим в их компетенцию, а потом передают материалы следователю, который проводит дальнейшее расследование. Лишь по делам о преступлениях, не представляющих особой сложности и значительной общественной опасности, органы дознания проводят расследование в полном объеме.
Органами дознания в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РБ являются:
1) милиция;
2) командиры воинских частей, соединений и начальники военных учреждений – по делам о преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, а также военнообязанными во время прохождения ими сборов; по делам о преступлениях, совершенных рабочими и служащими Вооруженных Сил в связи с исполнением служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения;
3) органы государственной безопасности — по делам, отнесенным законом к их ведению;
4) начальники исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев – по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а также по делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений;
5) органы государственного пожарного надзора по делам о пожарах и нарушении противопожарных правил;
6) органы пограничной охраны — по делам о нарушении государственной границы;
7) управление налоговых расследований Главной государственной налоговой инспекции Министерства финансов РБ и соответствующие подразделения налоговых расследований в государственных налоговых инспекциях – по делам о нарушениях законодательства о предпринимательстве и налогах и другим делам, отнесенным законом к их ведению;
8) таможенные органы — по делам о контрабанде.
Основным органом дознания в практике выступает милиция. Ее важнейшая задача – предупреждение и пресечение преступлений, быстрое и полное их раскрытие, содействие устранению причин, порождающих правонарушения. Эту задачу милиция выполняет как административно-исполнительный орган и орган дознания. Она предпринимает оперативно-розыскные и иные предусмотренные законом меры в целях обнаружения признаков преступления и лиц, совершивших преступления.
Закон различает деятельность органов дознания в зависимости от того, обязательно или не обязательно производство предварительного следствия по делу.
По делам, производство предварительного
следствия по которым обязательно,
орган дознания, возбудив уголовное
дело, руководствуясь правилами уголовно-
По делам, производство предварительного следствия по которым необязательно, орган дознания возбуждает дело и принимает все предусмотренные уголовно-процессуальным законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Дознание должно быть закончено не позднее одного месяца с момента возбуждения уголовного дела, включая в указанный срок составление обвинительного заключения либо постановления о прекращении или приостановлении дела. Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения дела в суде.
Закон различает понятие и компетенцию органа дознания и дознавателя.
Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия. Орган дознания в лице его начальника руководит дознанием, назначает лиц для ведения дознания и несет полную ответственность за качество расследования.
Дознаватель — это должностное лицо, уполномоченное органом дознания на производство дознания. Он, как и следователь, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь только законом. Дознаватель несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором. Если следователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкция прокурора, то дознаватель многие решения принимает с согласия начальника органа дознания, или по его поручению. Наиболее важные действия и решения совершаются и принимаются органом дознания. Например, только орган дознания вправе возбудить уголовное дело, задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, приостановите или прекратить производство по делу и др. Практически это означает, что данные решения принимаются от имени начальника органа дознания либо им утверждаются. В отличие от следователя все указания прокурора для органа дознания являются обязательными.
40. Органы, осуществляющие
оперативно-розыскную
Оперативно-розыскная
Основными задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
а) предупреждение, выявление, пресечение преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
б) розыск лиц, скрывающихся от органов уголовного преследования и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также без вести пропавших;
в) охрана государственных секретов;
г) добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности РБ.
Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность на территории РБ предоставляется оперативным подразделениям: