Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:14, доклад
Конституционный Суд Украины начал свою деятельность 18 октября 1996 года. Свое первое решение принял 13 мая 1997 года.
Конституционный Суд Украины – единственный орган конституционной юрисдикции в Украине.
Задание Конституционного Суда Украины состоит в гарантировании верховенства Конституции Украины как Основного Закона государства на всей территории Украины.
Конституционный Суд Украины
Конституционный Суд Украины – единственный орган конституционной юрисдикции в Украине.
Задание Конституционного Суда Украины состоит в гарантировании верховенства Конституции Украины как Основного Закона государства на всей территории Украины.
Организация, полномочия и порядок деятельности Конституционного Суда Украины определяются Конституцией Украины и Законом Украины «О Конституционном Суде Украины».
Деятельность Конституционного Суда Украины основывается на принципах верховенства права, независимости, коллегиальности, равноправии судей, гласности, полноты и всесторонности рассмотрения дел и обоснованности принятых им решений.
Печатным органом Конституционного Суда Украины является «Вестник Конституционного Суда Украины».
Конституционный
суд Украины является коллегиальным
органом, поэтому основная его деятельность
связана с принятием
Основная форма работы Конституционного суда Украины — пленарные заседания, на которых этот орган:
Пленарное заседание Конституционного суда Украины является полномочным, если на нём присутствуют не менее двенадцати судей Конституционного суда Украины. Решения Конституционного суда Украины принимаются и его заключения даются на пленарном заседании, если за них проголосовало не менее десяти судей Конституционного суда Украины.
На обычных заседаниях Конституционный суд Украины:
Заседание Конституционного суда Украины является полномочным, если на нём присутствует не менее одиннадцати судей, а решение принимается, если за него проголосовало более половины судей, участвовавших в заседании.
Структура Конституционного суда Украины — это его внутреннее организационное построение.
После того, как судьи принесли присягу и вступили в свои полномочия, формируется руководство — председатель суда и его заместители. Они избираются только на один трёхлетний срок.
Постоянные и временные комиссии — это вспомогательные органы Конституционного суда Украины. Постоянные комиссии образуются на пленарном заседании с целью организации внутренней деятельности суда.
В свою очередь временные комиссии создаются для дополнительного исследования вопросов, связанных с конституционным производством по делу, при участии специалистов в соответствующих отраслях права.
В составе Конституционного суда Украины образуются коллегии судей:
Конституционный суд Украины принимает решение с создании коллегий на заседании первого месяца каждого календарного года. Также на этом заседании утверждается состав, и назначаются секретари коллегий.
Эти вспомогательные структуры
рассматривают вопросы
В случае, если коллегия приняла
решение об открытии производства по
делу оно назначается для
С целью обеспечения эффективной деятельности Конституционного суда Украины, создается аппарат Конституционного суда Украины, в состав которого входят:
Функции Конституционного суда Украины — это основные направления и виды деятельности этого суда, осуществляемые в соответствии с Конституцией и законами Украины.
Приоритетным направлением деятельности Конституционного суда Украины является осуществление конституционного судопроизводства на Украине. Впрочем, это не единственная функция суда, также выделяют функции конституционного контроля, официального толкования (Конституции и законов Украины), арбитражную и функцию конституционного правосудия.
В соответствии с Конституцией Украины и Законом «О Конституционном суде Украины», суд принимает решения и даёт заключения по таким делам
В компетенцию Конституционного суда Украины не входят вопросы относительно законности актов органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления и другие вопросы, относящиеся к полномочиям судов общей юрисдикции.
Рассмотрение вопросов о соответствии Конституции Украины происходит, когда в Конституционный суд поступит представление от Президента Украины, Верховного суда Украины, Уполномоченного Верховной Рады по правам человека или Верховной Рады Автономной Республики Крым. Решения и заключения Конституционного суда являются обязательными к исполнению на территории Украины, окончательными и не подлежащими обжалованию.
Конституционный суд также по обращению Президента или Правительства дает заключения о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех договоров, которые вносятся в парламент для ратификации.
Субъектами права на конституционное обращение по вопросам дачи заключений Конституционным судом Украины являются граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица.
Правовые акты, признанные
Конституционным судом
Решения и заключения Конституционного суда обнародуются на следующий рабочий день после их подписания и публикуются в «Вестнике Конституционного суда Украины», а также в других официальных изданиях («Официальный Вестник Украины», «Ведомости Верховной Рады Украины», «Голос Украины», «Правительственный курьер»).
Материальный или моральный вред, нанесённый физическими или юридическими лицами актами и действиями, которые были признаны неконституционными, возмещается государством в установленном законодательством Украины порядке.
Наряду с государственными органами, решающими задачи текущих и перспективных вопросов хозяйственного строительства, культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики и т.п., имеются и такие, которые создаются только, или главным образом, для охраны, защиты права, т.е. осуществления деятельности, получившей в известной мере условное, но уже ставшее привычным наименование - правоохранительная деятельность.
Этот вид государственной
Вторым существенным признаком правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия, должны строгосоответствовать закону или иным правовым предписаниям; только они допускают применение конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, прибегающий к такой мере, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. Например, если по закону за впервые совершенное мелкое хулиганство допускается, в частности, штраф в размере от 3 до 7 минимальных необлагаемых налогом зарплат, то данная мера взыскания может быть применена только в этих пределах.
Характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. Все случаи принятия решений о применении или неприменении юридических мер воздействия законом проходят по конкретным правилам. Эти правила подлежат неукоснительному соблюдению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным.
Наконец, существенным признаком правоохранительной деятельности есть и то, что ее осуществление возлагается, прежде всего, на специально создаваемые государственные органы. Эти органы комплектуются соответствующим образом подготовленными специалистами. Организация и деятельность этих органов детально и всесторонне законодательно регламентирована.
С учетом сказанного, можно дать определениеправоохранительной деятельности - это такая государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неукоснительном соблюдении установленного им порядка.
В целом основные задачи правоохранительной деятельности состоят в охране закрепленного Конституцией Украины общественного строя, его экономической и политической системы, прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и объединений граждан, а равно в укреплении правового государства, законности и правопорядка. Особое место среди основных задач правоохранительной деятельности занимает защита прав и основных свобод человека, его жизни, здоровья, чести, достоинства, имущества.
По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Она включает в себя несколько конкретных направлений, каждое из которых имеет свои специфические задачи и реализуется тоже своими, присущими только ему методами. К числу таких направлений (функций) относятся: прокурорский надзор, предварительное расследование уголовных дел, защита по уголовным делам и оказание иной юридической помощи, охрана общественного порядка и безопасности граждан, борьба с преступностью, а также некоторые другие.
Необходимо особо отметить, что основным в этой деятельности является правосудие. Именно судебным органам принадлежит ведущее и наиболее ответственное место в охране прав и свобод граждан. Другие направления в значительной мере подчинены целям и задачам правосудия, призваны содействовать его успешному осуществлению, а нередко и подконтрольны ему. В будущем должно произойти дальнейшее существенное повышение роли правосудия в процессе построения правового государства, в котором существуют три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная[2].