Суды Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:14, доклад

Описание

Конституционный Суд Украины начал свою деятельность 18 октября 1996 года. Свое первое решение принял 13 мая 1997 года.
Конституционный Суд Украины – единственный орган конституционной юрисдикции в Украине.
Задание Конституционного Суда Украины состоит в гарантировании верховенства Конституции Украины как Основного Закона государства на всей территории Украины.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)


Конституционный  Суд  Украины  начал  свою  деятельность   18 октября 1996 года. Свое первое решение принял 13 мая 1997 года.

Конституционный Суд Украины – единственный орган  конституционной юрисдикции в Украине.

Задание Конституционного Суда Украины состоит в гарантировании верховенства Конституции Украины как Основного Закона государства на всей территории Украины.

Организация, полномочия и порядок деятельности Конституционного Суда Украины определяются Конституцией Украины и Законом Украины  «О Конституционном Суде Украины».

Деятельность  Конституционного Суда Украины основывается на принципах верховенства права, независимости, коллегиальности, равноправии судей, гласности, полноты и всесторонности рассмотрения дел и обоснованности принятых им решений.

Печатным органом Конституционного Суда Украины является «Вестник Конституционного Суда Украины».

Форма работы


Конституционный суд Украины является коллегиальным  органом, поэтому основная его деятельность связана с принятием определённых юридических решений, которые осуществляются на заседаниях и пленарных заседаниях Конституционного суда Украины.

Основная форма  работы Конституционного суда Украины — пленарные заседания, на которых этот орган:

  • рассматривает и даёт заключения в делах по конституционным представлениям и конституционным обращениям;
  • утверждает положение о временных комиссиях, а также их персональный состав и председателей.

Пленарное заседание  Конституционного суда Украины является полномочным, если на нём присутствуют не менее двенадцати судей Конституционного суда Украины. Решения Конституционного суда Украины принимаются и его заключения даются на пленарном заседании, если за них проголосовало не менее десяти судей Конституционного суда Украины.

На обычных  заседаниях Конституционный суд  Украины:

  • утверждает, вносит изменения и дополняет регламент Конституционного суда Украины;
  • рассматривает вопросы, связанные с аппаратом Конституционного суда Украины;
  • образует постоянные комиссии и утверждает их персональный состав.

Заседание Конституционного суда Украины является полномочным, если на нём присутствует не менее одиннадцати судей, а решение принимается, если за него проголосовало более половины судей, участвовавших в заседании.

Структура


Структура Конституционного суда Украины — это его внутреннее организационное построение.

После того, как  судьи принесли присягу и вступили в свои полномочия, формируется руководство — председатель суда и его заместители. Они избираются только на один трёхлетний срок.

 

Постоянные и временные комиссии

Постоянные  и временные комиссии — это вспомогательные органы Конституционного суда Украины. Постоянные комиссии образуются на пленарном заседании с целью организации внутренней деятельности суда.

В свою очередь  временные комиссии создаются для  дополнительного исследования вопросов, связанных с конституционным производством по делу, при участии специалистов в соответствующих отраслях права.

Коллегии Конституционного суда Украины

В составе Конституционного суда Украины образуются коллегии судей:

  • для рассмотрения вопросов об открытии производства в делах по конституционным представлениям;
  • для рассмотрения вопросов об открытии производства в делах по конституционным обращениям;

Конституционный суд Украины принимает решение  с создании коллегий на заседании  первого месяца каждого календарного года. Также на этом заседании утверждается состав, и назначаются секретари коллегий.

Эти вспомогательные структуры  рассматривают вопросы относительно открытия или отказа в открытии производства по делу. Они рассматривают, изучают  и исследуют конституционные  представления и обращения. Если коллегия усматривает основания для открытия производства или отказа в открытии, то принимается соответствующее постановление.

В случае, если коллегия приняла  решение об открытии производства по делу оно назначается для рассматрения полным составом суда. В случае, если коллегия приняла решения об отказе в открытии производства Конституционный суд своим полным составом может пересмотреть это решение.

]Аппарат Конституционного суда Украины

С целью обеспечения  эффективной деятельности Конституционного суда Украины, создается аппарат Конституционного суда Украины, в состав которого входят:

  • секретариат;
  • служба председателя Конституционного суда и его заместителей;
  • служба каждого судьи Конституционного суда Украины;
  • другие подразделения (архив, библиотека, печатный орган («Вестник Конституционного суда Украины»).

Функции и полномочия Конституционного суда Украины


Функции Конституционного суда Украины —  это основные направления и виды деятельности этого суда, осуществляемые в соответствии с Конституцией и  законами Украины.

Приоритетным  направлением деятельности Конституционного суда Украины является осуществление конституционного судопроизводства на Украине. Впрочем, это не единственная функция суда, также выделяют функции конституционного контроля, официального толкования (Конституции и законов Украины), арбитражную и функцию конституционного правосудия.

В соответствии с Конституцией Украины и Законом  «О Конституционном суде Украины», суд принимает решения и даёт заключения по таким делам

  • рассмотрение вопросов соответствия Конституции законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым;
  • соответствие Конституции действующих международных договоров Украины, или тех международных, которые относятся к Верховной Раде Украины для дачи согласия на их обязательность;
  • соблюдение конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об устранении Президента Украины с поста в пределах, определённых Конституцией;
  • издание официальных толкований Конституции и законов Украины.

В компетенцию  Конституционного суда Украины не входят вопросы относительно законности актов органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления и другие вопросы, относящиеся к полномочиям судов общей юрисдикции.

Рассмотрение вопросов о  соответствии Конституции Украины происходит, когда в Конституционный суд поступит представление от Президента Украины, Верховного суда Украины, Уполномоченного Верховной Рады по правам человека или Верховной Рады Автономной Республики Крым. Решения и заключения Конституционного суда являются обязательными к исполнению на территории Украины, окончательными и не подлежащими обжалованию.

Конституционный суд также  по обращению Президента или Правительства  дает заключения о соответствии Конституции Украины действующих международных договоров Украины или тех договоров, которые вносятся в парламент для ратификации.

Субъектами права на конституционное обращение по вопросам дачи заключений Конституционным судом Украины являются граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица.

Правовые акты, признанные Конституционным судом неконституционными полностью или в определённой части, прекращают своё действие с момента  принятия Конституционным судом  соответствующего решения.

Решения и заключения Конституционного суда обнародуются на следующий рабочий день после их подписания и публикуются в «Вестнике Конституционного суда Украины», а также в других официальных изданиях («Официальный Вестник Украины», «Ведомости Верховной Рады Украины», «Голос Украины», «Правительственный курьер»).

Материальный или моральный вред, нанесённый физическими или юридическими лицами актами и действиями, которые были признаны неконституционными, возмещается государством в установленном законодательством Украины порядке.

 

Наряду с государственными органами, решающими задачи текущих  и перспективных вопросов хозяйственного строительства, культуры, науки, образования, обороноспособности и государственной безопасности, внешней политики и т.п., имеются и такие, которые создаются только, или главным образом, для охраны, защиты права, т.е. осуществления деятельности, получившей в известной мере условное, но уже ставшее привычным наименование - правоохранительная деятельность.

Этот вид государственной деятельности обладает рядом существенных признаков. Один из них проявляется в том, что такая деятельность может осуществляться не любым способом, а лишь с помощью применения юридических мер воздействия. К мерам такого рода можно отнести меры государственного принуждения и взыскания. Например, лицу, совершившему преступление, может быть назначено наказание, установленное уголовным законодательством, или иная мера воздействия, предусмотренная законом; если причиняется ущерб имуществу, то может быть возложена обязанность возместить этот ущерб; если не выполняется обязательство по заключенному договору, скажем об изготовлении какого-либо изделия, то возможно применение имущественной санкции; если лицо управляло автомашиной в нетрезвом виде, то его могут лишить водительских прав и т.д. По действующему законодательству, среди мер юридического воздействия важное место отводится также мерам предупреждения противоправных действий, их профилактике.

Вторым существенным признаком  правоохранительной деятельности является то, что применяемые в ходе ее осуществления юридические меры воздействия, должны строгосоответствовать закону или иным правовым предписаниям; только они допускают применение конкретной меры воздействия и четко определять ее содержание. Орган, прибегающий к такой мере, обязан пунктуально выполнять соответствующие предписания. Например, если по закону за впервые совершенное мелкое хулиганство допускается, в частности, штраф в размере от 3 до 7 минимальных необлагаемых налогом зарплат, то данная мера взыскания может быть применена только в этих пределах.

Характерным для правоохранительной деятельности является и то, что она реализуется в установленном законом порядке, с соблюдением определенных процедур. Все случаи принятия решений о применении или неприменении юридических мер воздействия законом проходят по конкретным правилам. Эти правила подлежат неукоснительному соблюдению. Их нарушение может повлечь за собой признание решения незаконным и недействительным.

Наконец, существенным признаком  правоохранительной деятельности есть и то, что ее осуществление возлагается, прежде всего, на специально создаваемые государственные органы. Эти органы комплектуются соответствующим образом подготовленными специалистами. Организация и деятельность этих органов детально и всесторонне законодательно регламентирована.

С учетом сказанного, можно  дать определениеправоохранительной деятельности - это такая государственная деятельность, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неукоснительном соблюдении установленного им порядка.

В целом основные задачи правоохранительной деятельности состоят  в охране закрепленного Конституцией Украины общественного строя, его экономической и политической системы, прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и объединений граждан, а равно в укреплении правового государства, законности и правопорядка. Особое место среди основных задач правоохранительной деятельности занимает защита прав и основных свобод человека, его жизни, здоровья, чести, достоинства, имущества.

По своему содержанию правоохранительная деятельность не является односложной. Она включает в себя несколько конкретных направлений, каждое из которых имеет свои специфические задачи и реализуется тоже своими, присущими только ему методами. К числу таких направлений (функций) относятся: прокурорский надзор, предварительное расследование уголовных дел, защита по уголовным делам и оказание иной юридической помощи, охрана общественного порядка и безопасности граждан, борьба с преступностью, а также некоторые другие.

Необходимо особо отметить, что основным в этой деятельности является правосудие. Именно судебным органам принадлежит ведущее и наиболее ответственное место в охране прав и свобод граждан. Другие направления в значительной мере подчинены целям и задачам правосудия, призваны содействовать его успешному осуществлению, а нередко и подконтрольны ему. В будущем должно произойти дальнейшее существенное повышение роли правосудия в процессе построения правового государства, в котором существуют три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная[2].

Информация о работе Суды Украины