Суды Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:14, доклад

Описание

Конституционный Суд Украины начал свою деятельность 18 октября 1996 года. Свое первое решение принял 13 мая 1997 года.
Конституционный Суд Украины – единственный орган конституционной юрисдикции в Украине.
Задание Конституционного Суда Украины состоит в гарантировании верховенства Конституции Украины как Основного Закона государства на всей территории Украины.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

К общественным организациям, оказывающим помощь в судебной и  правоохранительной деятельности, относятся: товарищеские суды, добровольные народные дружины, наблюдательные комиссии.

 

 

Прежде всего  следует выявить общее и различия в терм! нах «судебная власть» и «правосудие». Понятия этир близки но не равнозначные, что прослеживается при анализе соде[ жания основных функций (обязанностей), принципов деятел! ности судов, организационных и правовых форм отправлени правосудия и других параметров их деятельности.

Разделение  власти на законодательную, исполнительную судебную наделило суды властными полномочиями, йто об; словило употребление термина  «судебная власть». Как орга судебной власти суды всех видов являются специально учре ждаемыми государственными органами - субъектами, праве применительной и правоохранительной деятельности.

Судебная власть обладает рядом существенных и тольк

ей присущих специфических признаков: 1) является разновш

ностью государственной  власти; 2) не делится ни с каким

другими государственными органами или иными субъектам

правоохранительной  деятельности своими полномочиями

функциями.         .

Судебная власть: 1) реализуется в различных прачовь; формах, в том числе, в виде конституционного судопроизво, ства, осуществления правосудия судами общей юрисдикции путем арбитражного разрешения споров; 2) характериз:-етс независимостью, самостоятельностью и обособленно-чтьк Запрещается вмешательство в разрешение дел, рассматривав мых судами; 3) осуществляется в строгом соответствии ?• }1 тановленным процессуальным порядком (процедурой1 1аФ ституционного, гражданского, уголовного, административна го и арбитражного судопроизводства. Суд пользуется судес ной властью как государственный правоохранительный орган

 

Таким образом, судебная власть - это реализуемые судом тные полномочия, которыми он наделен для разрешения ВЛЗ    тнесенных к его компетенции в строгом соответствии с Д£тановленными процессуальными формами путем применения как процессуального, так и материального закона.

Что касается термина  «правосудие», то основные его признаки вытекают из правовой основы (правовых норм и правовых институтов). Есть еще одно важное свойство правосудия -право рассудить спор, ситуацию, именуемую, например, совершением преступления. Разбирательство и разрешение дел судами в установленном порядке - есть способ осуществления

правосудия.

Правосудие  осуществляется на профессиональной основе со сложной процедурой назначения судей  судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов указами Президента РФ27. К отправлению правосудия привлекаются представители населения. В соответствии с установленной процедурой таковыми являются: общественные обвинители и общественные защитники (участники процесса), народные и присяжные заседатели.

Под правосудием можно понимать осуществление в процессуальном порядке в судебных заседаниях, в том числе и на выездных сессиях, разбирательств, отнесенных к компетенции данного суда соответствующих категорий дел, и разрешения вопросов, вытекающих из исполнения судебных приговоров, решений, постановлений и т. п.

Система судебных органов

В нее входят:

1. Конституционный  Суд Украины, который является  единственным органом конституционной  юрисдикции, решает вопросы о  соответствии законов и других  правовых актов Конституции Украины, дает официальное толкование норм Конституции и законов Украины.

2. Суды общей  юрисдикции, которые образуются, как  правило, по принципу территориального  устройства Украины: районные (городские), областные, Верховный Суд Украины  и другие.

Специализированными за субъектами судами общей юрисдикции являются военные суды, организованные в соответствии со структурой Вооруженных Сил Украины (гарнизон, регион, Военно-морские силы).

Суды общей  юрисдикции рассматривают все гражданские  и уголовные дела и в определенной степени дела об административных правонарушениях. Специальных судебных органов для  административных дел в Украине  нет;

3. Арбитражные  суды, которые тоже являются специализированными, рассматривающих дела относительно хозяйственных правоотношений. Такие суды созданы в Украину на областном уровне. Функционирует также Высший арбитражный суд Украины.

Создание чрезвычайных судов, судов особого назначения, специальных правосудных органов не допускается. Никакие внесудебные органы не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.

Однако наша история знает случаи, когда судебной деятельностью, скажем, в период сталинизма, занимались такие внесудебные органы, как «двойки», «тройки», «особые совещания» и другие. Они применяли незаконные репрессии в так называемых «врагов народа». Такие «судебные» решения часто принимались по указанию компартийных органов.

Судебная власть

Самостоятельность судебной власти основывается на теории разделения властей, которая была разработана в первой половине XVIII века французским просветителем Ш.Л. Монтескье. Теория разделения властей – это политический принцип, согласно которому власть в государстве должна быть разделена между обособленными друг от друга органами – парламентом, правительством и судами.

Судебной власти посвящен отдельный раздел Конституции  – VIII, в котором закреплено положение, характеризующие этот особый вид  государственной деятельности, определены формы ее осуществления, принципы судопроизводства, названы субъекты – носители судебной власти и ее высшие органы т.д.

Согласно ст. 124 Конституции правосудие в Украине  осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов  другим органам и должностным  лицам, а также присвоение их не допускается. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. Конституционный суд Украины является единственным органом конституционной юрисдикции, на который возложено решение вопросов о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины, а также официальное ее толкование.

В Основном Законе не дается полного определения судебной системы, а лишь отмечается, что высшим судебным органом в системе судов  общей юрисдикции является Верховный  Суд Украины и что эта система строится на принципах территориальности и специализации. Принцип территориальности означает, что юрисдикция отдельных звеньев судебной системы распространяется на определенные территории, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с административно-территориальными единицами. Построение судебной системы по принципу территориальности с учетом транспортных коммуникаций и связи между населенными пунктами обеспечивает приближение судов к населению и их доступность.

Специализация судов и судей по рассмотрению дел определенных категорий способствует повышению профессионализма судей благодаря углубленному изучению отдельных отраслей законодательства и практики его применения, а следовательно более надежном изучению отдельных отраслей законодательства.

Суды всех уровней  создают единую судебную систему  Украины, которая устанавливается  Конституцией и Законом "О судоустройстве". В основе организации этой системы  – положения Конституции Украины, предусматривающих порядок назначения судей высших судебных органов – Верховного Суда, Высшего Арбитражного суда, Конституционного Суда, а также судов общей юрисдикции. Состав судов формируется на четко определенных законом основаниях.

Согласно Закону Украины "О судоустройстве" судебную систему общих судов Украины  составляют:

1 звено общих  судов – районные (городские)  суды, окружные (межрайонные), межобластные, военные суды гарнизонов. Это  суды только первой инстанции,  которые рассматривают подавляющее  большинство гражданских, хозяйственных,  уголовных и административных дел. Здесь должна широко внедряться специализация судей по рассмотрения дел определенных категорий;

– 2 звено –  Верховный Суд Автономной Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский  городские суды, Военные суды регионов, Военно-Морских Сил;

– 3 звено – Верховный Суд Украины, который действует как суд кассационной и надзорной инстанции, решает другие вопросы, отнесенные согласно Конституции Украины к его ведению.

Предусмотренные Конституцией высшие специализированные суды должны выполнять функции судебного надзора за деятельностью соответствующих судов низшего уровня.

Конституция Украины  подчеркивает недопустимость создания чрезвычайных и особенных судов, которые действовали бы вне конституционно установленной системы судов  или руководствовались какими-то особыми, специально только для них выработанными, правилами осуществления правосудия. Опыт показывает, что появление таких судов становится первым шагом к установлению режима беззакония, провоцирует широкое применение политических репрессий и т.д.

Конституция закрепила  необходимость введения апелляционного и кассационного порядка проверки законности и обоснованности судебных решений. По Конституции права апелляционной  инстанции сравнению с существующей кассационной должны быть значительно  шире: она не только рассматривать материалы дела, собранные судом первой инстанции, но и сама исследовать доказательства, давать им оценку и решать дело по существу.

Возможность пересмотра дел в кассационном порядке является дополнительной гарантией правосудности  судебных решений, принятых судами первой и апелляционной инстанции. Правосудие по первой инстанции осуществлять профессиональные судьи, а также, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные.

Объем полномочий судов апелляционной и кассационной инстанций, формы участия в судопроизводстве представителей народа, порядок пересмотра судебных решений, вступивших в законную силу, определяется законодательством о судоустройстве и процессуальными кодексами.

Новая Конституция  Украины усиливает гарантии независимости и неприкосновенности судей. Судьи избираются Верховной Радой Украины бессрочно. Только первое назначение на должность профессионального судьи осуществляется Президентом Украины сроком на пять лет. Рекомендуют на должность судей квалификационные комиссии.

Ст. 127 Конституции  устанавливает к кандидатам в  судьи определенные требования. Они  должны иметь соответствующее образование, надлежащий стаж юридической работы, проживать в Украине не менее  десяти лет и владеть государственным  языком. Дополнительные требования к отдельным категориям судей относительно стажа, возраста и профессионального уровня устанавливаются законом.

Профессиональные  судьи не могут принадлежать к  политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в любой  политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать какие-либо иные оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.

Конституцией  четко определены основания и  порядок освобождения судей от должности. Оно осуществляется органом, который избрал или назначил судью, в случае:

окончания срока, на который он избран или назначен;

достижения  судьей шестидесяти пяти лет;

невозможности исполнять свои полномочия по состоянию  здоровья;

нарушение судьей требований относительно несовместимости;

нарушения судьей присяги;

вступления  в законную силу обвинительного приговора  относительно него;

прекращение его  гражданства;

признания его  безвестно ощутимым или объявления умершим;

 

 


Информация о работе Суды Украины