Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:14, доклад
Конституционный Суд Украины начал свою деятельность 18 октября 1996 года. Свое первое решение принял 13 мая 1997 года.
Конституционный Суд Украины – единственный орган конституционной юрисдикции в Украине.
Задание Конституционного Суда Украины состоит в гарантировании верховенства Конституции Украины как Основного Закона государства на всей территории Украины.
К общественным организациям, оказывающим помощь в судебной и правоохранительной деятельности, относятся: товарищеские суды, добровольные народные дружины, наблюдательные комиссии.
Прежде всего
следует выявить общее и различ
Разделение власти на законодательную, исполнительную судебную наделило суды властными полномочиями, йто об; словило употребление термина «судебная власть». Как орга судебной власти суды всех видов являются специально учре ждаемыми государственными органами - субъектами, праве применительной и правоохранительной деятельности.
Судебная власть обладает рядом существенных и тольк
ей присущих специфических признаков: 1) является разновш
ностью государственной власти; 2) не делится ни с каким
другими государственными органами или иными субъектам
правоохранительной деятельности своими полномочиями
функциями. .
Судебная власть:
1) реализуется в различных
Таким образом, судебная власть - это реализуемые судом тные полномочия, которыми он наделен для разрешения ВЛЗ тнесенных к его компетенции в строгом соответствии с Д£тановленными процессуальными формами путем применения как процессуального, так и материального закона.
Что касается термина «правосудие», то основные его признаки вытекают из правовой основы (правовых норм и правовых институтов). Есть еще одно важное свойство правосудия -право рассудить спор, ситуацию, именуемую, например, совершением преступления. Разбирательство и разрешение дел судами в установленном порядке - есть способ осуществления
правосудия.
Правосудие осуществляется на профессиональной основе со сложной процедурой назначения судей судов общей юрисдикции и судей арбитражных судов указами Президента РФ27. К отправлению правосудия привлекаются представители населения. В соответствии с установленной процедурой таковыми являются: общественные обвинители и общественные защитники (участники процесса), народные и присяжные заседатели.
Под правосудием можно понимать осуществление в процессуальном порядке в судебных заседаниях, в том числе и на выездных сессиях, разбирательств, отнесенных к компетенции данного суда соответствующих категорий дел, и разрешения вопросов, вытекающих из исполнения судебных приговоров, решений, постановлений и т. п.
Система судебных органов
В нее входят:
1. Конституционный
Суд Украины, который является
единственным органом
2. Суды общей
юрисдикции, которые образуются, как
правило, по принципу
Специализированными за субъектами судами общей юрисдикции являются военные суды, организованные в соответствии со структурой Вооруженных Сил Украины (гарнизон, регион, Военно-морские силы).
Суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские и уголовные дела и в определенной степени дела об административных правонарушениях. Специальных судебных органов для административных дел в Украине нет;
3. Арбитражные
суды, которые тоже являются специали
Создание чрезвычайных судов, судов особого назначения, специальных правосудных органов не допускается. Никакие внесудебные органы не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.
Однако наша история знает случаи, когда судебной деятельностью, скажем, в период сталинизма, занимались такие внесудебные органы, как «двойки», «тройки», «особые совещания» и другие. Они применяли незаконные репрессии в так называемых «врагов народа». Такие «судебные» решения часто принимались по указанию компартийных органов.
Судебная власть
Самостоятельность судебной власти основывается на теории разделения властей, которая была разработана в первой половине XVIII века французским просветителем Ш.Л. Монтескье. Теория разделения властей – это политический принцип, согласно которому власть в государстве должна быть разделена между обособленными друг от друга органами – парламентом, правительством и судами.
Судебной власти посвящен отдельный раздел Конституции – VIII, в котором закреплено положение, характеризующие этот особый вид государственной деятельности, определены формы ее осуществления, принципы судопроизводства, названы субъекты – носители судебной власти и ее высшие органы т.д.
Согласно ст. 124 Конституции правосудие в Украине осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов другим органам и должностным лицам, а также присвоение их не допускается. Юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. Конституционный суд Украины является единственным органом конституционной юрисдикции, на который возложено решение вопросов о соответствии законов и других правовых актов Конституции Украины, а также официальное ее толкование.
В Основном Законе
не дается полного определения судебной
системы, а лишь отмечается, что высшим
судебным органом в системе судов
общей юрисдикции является Верховный
Суд Украины и что эта система строится на принципах
территориальности и специализации. Принцип
территориальности означает, что юрисдикция
отдельных звеньев судебной системы распространяется
на определенные территории, которые могут
совпадать, а могут и не совпадать с административно-
Специализация судов и судей по рассмотрению дел определенных категорий способствует повышению профессионализма судей благодаря углубленному изучению отдельных отраслей законодательства и практики его применения, а следовательно более надежном изучению отдельных отраслей законодательства.
Суды всех уровней
создают единую судебную систему
Украины, которая устанавливается
Конституцией и Законом "О судоустройстве".
В основе организации этой системы
– положения Конституции
Согласно Закону Украины "О судоустройстве" судебную систему общих судов Украины составляют:
1 звено общих
судов – районные (городские)
суды, окружные (межрайонные), межобластные,
военные суды гарнизонов. Это
суды только первой инстанции,
которые рассматривают
– 2 звено – Верховный Суд Автономной Республики Крым, областные, Киевский и Севастопольский городские суды, Военные суды регионов, Военно-Морских Сил;
– 3 звено – Верховный Суд Украины, который действует как суд кассационной и надзорной инстанции, решает другие вопросы, отнесенные согласно Конституции Украины к его ведению.
Предусмотренные Конституцией высшие специализированные суды должны выполнять функции судебного надзора за деятельностью соответствующих судов низшего уровня.
Конституция Украины
подчеркивает недопустимость создания
чрезвычайных и особенных судов,
которые действовали бы вне конституционно
установленной системы судов
или руководствовались какими-
Конституция закрепила
необходимость введения апелляционного
и кассационного порядка
Возможность пересмотра дел в кассационном порядке является дополнительной гарантией правосудности судебных решений, принятых судами первой и апелляционной инстанции. Правосудие по первой инстанции осуществлять профессиональные судьи, а также, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные.
Объем полномочий
судов апелляционной и
Новая Конституция Украины усиливает гарантии независимости и неприкосновенности судей. Судьи избираются Верховной Радой Украины бессрочно. Только первое назначение на должность профессионального судьи осуществляется Президентом Украины сроком на пять лет. Рекомендуют на должность судей квалификационные комиссии.
Ст. 127 Конституции
устанавливает к кандидатам в
судьи определенные требования. Они
должны иметь соответствующее
Профессиональные судьи не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать какие-либо иные оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.
Конституцией четко определены основания и порядок освобождения судей от должности. Оно осуществляется органом, который избрал или назначил судью, в случае:
окончания срока, на который он избран или назначен;
достижения судьей шестидесяти пяти лет;
невозможности исполнять свои полномочия по состоянию здоровья;
нарушение судьей требований относительно несовместимости;
нарушения судьей присяги;
вступления в законную силу обвинительного приговора относительно него;
прекращение его гражданства;
признания его безвестно ощутимым или объявления умершим;