По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии. Сегодня общепринято, что личность есть результат совокупного влияния биогенных, социогенных и психогенных факторов, но конкретная технология может учитывать или делать ставку на какой-либо из них, считать его основным.
В принципе
не существует таких монотехнологий,
которые использовали бы только один
какой-либо единственный фактор, метод,
принцип - педагогическая технология всегда
комплексна. Однако своим акцентом
на ту или иную сторону процесса обучения
технология становится характерной и
получает от этого свое название.
По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.
По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам - ЗУН); операционые (формирование способов умственных действий - СУД); эмоционально-художественные и эмоционально-нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений - СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправлящих механизмов личности - СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы - СДП).
По характеру содержания и структуры называются технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии) проникающие технологии.
В монотехнологиях
весь учебно-воспитательный процесс
строится на какой-либо одной приоритетной,
доминирующей идее, принципе, концепции,
в комплексных - комбинируется из элементов
различных монотехнологий. Технологии,
элементы которых наиболее часто включаются
в другие технологии и играют для них роль
катализаторов, активизаторов, называют
проникающими.
По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько - дидактических систем):
классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное);
обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);
система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное);
обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа;
система «малых групп* (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения;
компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);
система «репетитор* (цикличное, направленное, ручное) - индивидуальное обучение;
«программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
В практике
обычно выступают различные комбинации
этих «монодидактических» систем, самыми
распространенными из которых являются:
традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Коменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);
современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;
групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;
программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.
Принципиально
важной стороной в педагогической технологии
является позиция ребенка в образовательном
процессе, отношение к ребенку
со стороны взрослых. Здесь выделяется
несколько типов технологий.
а) Авторитарные
технологии, в которых педагог
является единоличным субъектом
учебно-воспитательного процесса, а ученик
есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются
жесткой организацией школьной жизни,
подавлением инициативы и самостоятельности
учащихся, применением требований и принуждения.
б) Высокой
степенью невнимания к личности
ребенка отличаются дидактоцентрические
технологии, в которых также господствуют
субъект – объектные отношения педагога
и ученика, приоритет обучения над воспитанием,
и самыми главными факторами формирования
личности считаются дидактические средства.
Дидактоцентрические технологии в ряде
источников называют технократическими;
однако последний термин, в отличие от
первого, больше относится к характеру
содержания, а не к стилю педагогических
отношений.
в) Личностно-ориентированные
технологии ставят в центр
всей школьной образовательной системы
личность ребенка, обеспечение комфортных,
бесконфликтных и безопасных условий
ее развития, реализации ее природных
потенциалов. Личность ребенка в этой
технологии не только субъект, но и субъект
приоритетный; она является целью образовательной
системы, а не средством достижения какой-либо
отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных
и дидактоцентрических технологиях). Такие
технологии называют еще антропоцентрическими.
Таким
образом, личностно-ориентированные технологии
характеризуются антропоцентричностью,
гуманистической и психотерапевтической
направленностью и имеют целью разностороннее,
свободное и творческое развитие ребенка.
В рамках
личностно-ориентированных технологий
самостоятельными направлениями выделяются
гуманно-личностные технологии, технологии
сотрудничества и технологии свободного
воспитания.
г) Гуманно-личностные
технологии отличаются, прежде
всего, своей гуманистической сущностью,
психотерапевтической направленностью
на поддержку личности, помощь ей. Они
«исповедуют» идеи всестороннего уважения
и любви к ребенку, оптимистическую веру
в его творческие силы, отвергая принуждение.
д) Технологии
сотрудничества реализуют демократизм,
равенство, партнерство в субъект – субъектных отношениях
педагога и ребенка. Учитель и учащиеся
совместно вырабатывают цели, содержание,
дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества,
сотворчества.
е) Технологии
свободного воспитания делают акцент
на предоставление ребенку свободы
выбора и самостоятельности в большей или меньшей
сфере его жизнедеятельности. Осуществляя
выбор, ребенок наилучшим способом реализует
позицию субъекта, идя к результату от
внутреннего побуждения, а не от внешнего
воздействия.
ж) Эзотерические
технологии основаны на учении об эзотерическом («неосознаваемом»,
подсознательном) знании - Истине и путях,
ведущих к ней. Педагогический процесс
- это не сообщение, не общение, а приобщение
к Истине. В эзотерической парадигме сам
человек (ребенок) становится центром
информационного взаимодействия со Вселенной.
Способ,
метод, средство обучения определяют названия
многих существующих технологий: догматические,
репродуктивные, объяснительно-иллюстративные,
программированного обучения, проблемного
обучения, развивающего обучения, саморазвивающего
обучения, диалогические,
коммуникативные, игровые, творческие
и др.
По
категории обучающихся наиболее
важными и оригинальными являются:
массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика;
технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.);
технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т.п.);
- различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика);
- технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы.
И, наконец,
названия большого класса современных
технологий определяются содержанием
тех модернизаций и модификаций,
которым в них подвергается существующая традиционная
система.
Монодидактические
технологии применяются очень редко.
Обычно учебный процесс строится
так, что конструируется некоторая
полидидактическая технология,
которая объединяет, интегрирует ряд элементов
различных монотехнологий на основе какой-либо
приоритетной оригинальной авторской
идеи. Существенно, что комбинированная
дидактическая технология может обладать
качествами, превосходящими качества
каждой из входящих в нее технологий.
Определение понятия «технология воспитания», ее структура
Технология
воспитания — это система разработанных
наукой и отобранных практикой способов,
приемов и процедур воспитательной
деятельности, которые позволяют ей предстать
на уровне мастерства, иными словами, гарантированно
результативно и качественно.
Понятие технологии
воспитания сравнительно недавно
стало употребляться в нашей
педагогике. Долгое время считалось,
что технологию можно рассматривать
только в рамках промышленного и сельскохозяйственного
производства, транспорта, энергетики.
Хотя, если обратиться к творчеству выдающихся
педагогов, можно без труда найти у них
даже специальные работы по проблемам
технологии воспитания. Так, в поздних
сочинениях А. С. Макаренко, в стенограммах
его выступлений перед учителями часто
встречаются термины «инструмент воспитания»,
«педагогическая инструментовка». Они
не случайны: А. С. Макаренко, по существу,
оставил нам в наследство технологию воспитания
детского коллектива. Одна из последних
работ В. А. Сухомлинского «Как воспитать
настоящего человека» даже самим своим
названием подчеркивает «выход» к проблемам
технологии воспитания.
Технологии воспитания
не всегда гарантируют высокий уровень
достижения замысла, хотя в области экономики, промышленного производства
гарантированность результата — обязательный
признак надежности технологии. Почему
так происходит? В воспитании на его объект
(ребенка, детский коллектив, воспитательную
систему семьи или школы), кроме собственно
реализуемой технологии, всегда действует
такой массив внешних и внутренних влияний,
и действуют они так противоречиво, что
даже прогнозировать конкретный результат
весьма самонадеянно, а тем более ожидать,
что технология его гарантирует. Воспитатель
должен быть всегда психологически готов
к тому, что не увидит результат своих
педагогических усилий, поскольку в полной
мере воспитанность человека проявится
в зрелые годы его жизни и далеко не в публичных
ситуациях, где ее можно будет зафиксировать.
Технология воспитания включает в себя определенную
последовательность процедур.
- Определение четкой конкретной цели.
Цель в технологии
воспитания, по существу, является гипотетической
идеей всего технологического проекта.
Оценку качества воспитательной технологии
производят по соотнесению полученного
результата и цели.
- Разработка «пакета» теоретических оснований.
Технологии воспитания
всегда реализуют определенные теоретические
представления о процессе воспитания
и его закономерностях, то есть определенные
педагогические концепции. Если педагог понимает
воспитание только как «воздействие на
ребенка», как «формирование его личности»,
то он предпочтет технологию жесткой организации
жизни и деятельности воспитанников; если
же он видит в процессе воспитания механизмы
личностного взаимодействия с детьми,
то весь технологический арсенал его воспитания
будет «работать» на обеспечение ребенку
позиции субъекта деятельности и общения.