Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 13:03, курсовая работа
Цель: изучить технологию воспитательной работы с коллективом класса
Задачи:
Изучить подходы к определению понятия технологии воспитания
Рассмотреть технологию воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову)
Разработать проект мероприятия в рамках данной технологии
Введение
Характеристика подходов к определению понятия технологии воспитания
Общая характеристика понятия «технология»
Понятие педагогической технологии
Классификация педагогических технологий
Определение понятия «технология воспитания», ее структура
Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову)
Воспитательная система класса, ее компоненты
Целевые ориентации технологии
Этапы развития воспитательной системы класса
Метод индивидуальных и групповых перспективных линий
Функции классного руководителя
Содержание и формы организации работы с родителями
Основные формы работы с семьей — групповые и индивидуальные.
В качестве этапов технологии воспитания выступают воспитательные ситуации. Целесообразно выделять такие виды воспитательных ситуаций: подготовительная, функциональная, контрольная, итоговая.
Известный теоретик и автор ярких работ по технологии воспитания Н. Е. Щуркова считает, что, оценивая результаты применения технологии воспитания, нужно идти «послойно» от поверхностных признаков изменений воспитанников к глубинным личностным изменениям.
Во-первых, следует обратить внимание на внешний вид детей, пластику их движений, позы, мимику, в которых проявляется их личностное отношение.
Во-вторых, необходимо оценивать изменения в картине физического и психического здоровья детей (самые увлекательные затеи воспитателя, если они привели к травме или невротизировали детей, никуда не годны).
В-третьих, результативность технологии воспитания нужно «отслеживать» в деятельности детей и в их взаимоотношениях; здесь проявятся не только открывшиеся способности, новые интересы, но и ценностные предпочтения воспитанников.
В-четвертых, эффективность технологии воспитания должна быть оценена по тому, насколько она меняет отношение ребенка к самому себе, как действует на «Я – концепцию» и как способствует самоопределению личности.
Самыми главными экспертами результативного «продукта» применения технологии воспитания должны стать сами воспитанники. Любое общее дело стоит завершать педагогически организованными ситуациями рефлексии: что получилось хорошо; что не очень получилось и почему; что каждый лично понял и чему научился, участвуя в общем деле; что предлагает делать дальше. Настоящее воспитание происходит тогда, когда ребенок «заглядывает в себя», пытается понять смысл событий и обстоятельств, в которых участвует, рефлексивно обращается к своему социальному опыту.
Воспитательная система класса - это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Наиболее существенные и важные компоненты воспитательной системы класса: индивидно – групповой; ценностно – ориентационный; пространственно – временной; функционально – деятельностный; диагностико – аналитический.
Индивидно – групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса классный руководитель (воспитатель); учащиеся; их родители; педагоги и другие взрослые.
Ценностно-ориентационный компонент: цели и задачи воспитания; перспективы жизнедеятельности классного сообщества; принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.
Функционально-деятельностный компонент:
Пространственно-временной компонент:
Диагностико-аналитический компонент:
А.С. Макаренко: «Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребенку, там не может быть никакого воспитательного процесса».
Класс – личность: класс
по отношению к личности ребенка
может выполнять следующие
Личность ребенка в классе: общность, допускающая «бесконечность индивидуальных многообразий, чтобы развитая личность сохранялась во всей её неповторимости в широком коридоре культуре» (Н.Е. Щуркова).
Выбор система образующий деятельности зависит, прежде всего, от интересов и потребностей учащихся, личностных особенностей классного руководителя, типа и структуры учебного заведения.
Общешкольная и классные воспитательные системы развиваются более успешно, если создание системы образовательного учреждения начинается раньше, чем моделирование воспитательных систем его структурных подразделений.
Условно можно выделить четыре этапа в развитии воспитательной системы класса:
На первом этапе преобладают изучение интересов потребностей и других личностных характеристик членов классного сообщества, проектирование желаемого образа класса, определение перспектив жизнедеятельности классного коллектива. Такая деятельность становится главным система образующим фактором.
На втором этапе особое внимание уделяется укреплению межличностных отношений, формированию чувства «мы», апробированию форм и способов совместной деятельности, взращиванию традиций классного коллектива. Призыв классного руководителя (родителя или другого авторитетного взрослого) «Делай, как я!» становится основные девизом жизнедеятельности коллектива.
На третьем этапе активно развиваются самоуправленческие начала, поэтому появляются вскоре друг за другом лозунги: «Делай, как лучшие из нас!» и «Делай большинство из нас!» Воспитательная система начинает ответствовать проектному замыслу. Доминирующий вид совместной деятельности формирует индивидуальное коллектива. Жизнь сообщества строится на основе традиций, сохраняемых и поддерживаемых большинством его членов.
Для четвёртого этапа характерны две тенденции:
Принципы жизнедеятельности классного сообщества. 0ни регулируют воспитание детей и процесс построения деятельности, общения и отношений членов коллектива. Заповеди:
В зависимости от целевых установок, возрастных особенностей учащихся, уровня развития коллектива перспективы могут быть следующими:
В классном коллективе учебно-воспитательный
процесс настоящее время
Функции классного руководителя
определяются необходимостью создания
условий существования ребёнка
в общеобразовательном
В своей работе классный руководитель постоянно заботиться о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
Одним из важнейших
социальных институтов
Информация о работе Технология воспитательной работы с коллективом класса (по Е.Н. Степанову)