Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:26, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью данного исследования выступило создание эффективной модели мер административного принуждения, применяемые таможенными органами.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- изучить теоретико-правовые основы административного принуждения;
- определить виды мер административного принуждения и порядок их применения таможенными органами;
- выявить меры административного принуждения, направленные на отражение опасности нарушения таможенных правил.
Следует обратить внимание на отсутствие среди оснований применения физической силы и специальных средств, названных в Федеральном законе «О таможенном регулировании в Российской Федерации», как и в ранее действовавшем Таможенном кодексе Российской Федерации, указания на необходимость проникновения должностных лиц таможенных органов в нежилые помещения и на территории для выполнения возложенных на них законодательством задач. Это нередко создает проблемы в правоприменительной деятельности таможенных органов.
Анализируя
новое таможенное законодательство,
соискатель обращает внимание на, несомненно,
положительную новеллу в
§2. Способы защиты невластных субъектов
правоотношений в процессе применения
в отношении них мер
Основным
признаком административно-
В работе
освещены статистические данные применения
административно-процессуальных мер
принуждения и мер
Содержание административно-процессуальных мер принуждения применительно к исследуемой теме охватывает не только меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, определяемые нами как процессуальные действия принудительного характера, которые реализуются на основании и в порядке, предусмотренном КоАП РФ, уполномоченными должностными лицами таможенных органов в процессе возбуждения и рассмотрения дел об административных правонарушениях с целью реализации норм материального права, но также другие меры, содержащиеся в иных статьях Кодекса, однако сходные с указанными выше по целям, функциям и характеру их применения. К ним, например, относятся такие действия, как взятие проб и образцов, предусмотренное ст. 26.5 КоАП РФ. Кроме того, должностные лица таможенных органов могут применять следующие меры: доставление; административное задержание; личный досмотр; досмотр вещей и транспортных средств, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов; арест товаров, транспортных средств и иных вещей; привод; временный запрет деятельности.
Выявлены основные проблемы, возникающие в процессе применения административно-процессуальных мер принуждения, и предложены пути их решения.
За нарушение таможенных правил Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает такие виды административных наказаний, как предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное приостановление деятельности. Применение данных мер в производстве по делу об административном правонарушении в области таможенного дела вызывает множество проблем, порожденных, по мнению автора, как несовершенством административно-деликтного законодательства, так и неправильной правоприменительной и судебной практикой.
Одной из таких проблем является
размер административного штрафа, налагаемого
на юридическое лицо за правонарушения
в области таможенного дела. Нередко
он достигает трехкратного размера
стоимости соответствующего предмета,
суммы неуплаченных налогов, сборов.
Как следствие этого, возникает
проблема низкой взыскиваемости административных
штрафов при нарушении
Установление гарантий прав и законных
интересов физических и юридических
лиц является необходимым в процессе
применения мер административно-правового
принуждения при нарушении
Механизмы защиты прав и законных интересов невластных субъектов охранительных таможенных правоотношений составляют ведомственный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль.
В качестве положительных качеств
ведомственного контроля следует выделить
его систематичность и
Одной из самых острых проблем осуществления ведомственного контроля в таможенных органах в настоящее время, по мнению диссертанта, остается так называемая «палочная система отчетности». Хотя требуемые количественные показатели все же связаны с экономическими данными товарооборота, осуществляемого на конкретном участке таможенной границы, однако их наличие с неизбежностью влечет злоупотребление правами и законными интересами со стороны должностных лиц таможенных органов.
Приходя к выводу, что оптимальным направлением является отказ от предварительного планового ведомственного навязывания необходимого количества выявленных правонарушений в области таможенного дела. Ведомственный контроль за законностью применения мер административно-правового принуждения должен учитывать прежде всего общественное мнение, выражающееся в количестве удовлетворенных вышестоящим таможенным органом жалоб участников внешнеэкономической деятельности на незаконное или необоснованное применение в отношении них принуждения. Чем меньше количество таких решений, тем лучше показатели работы правоохранительного блока нижестоящего таможенного органа. Именно этот показатель должен сравниваться с объемом товарооборота и стать основой оценки деятельности таможенных органов по применению мер административно-правового принуждения.
Изучение роли прокуратуры в надзоре за обеспечения прав и законных интересов участников таможенных правоотношений в процессе применения мер административно-правового принуждения при нарушении таможенных правил показало особую значимость данного органа как гаранта соблюдения законности. Транспортная прокуратура осуществляет надзор за эффективным и своевременным выявлением правонарушений, соблюдением законности проводимых таможенными органами и их должностными лицами процессуальных действий, а также за исполнением законов участниками внешнеэкономической деятельности.
Анализируя эффективность и действенность способов защиты и обеспечения законности, мы приходим выводу о том, что наиболее действенным представляется судебный контроль. С учетом расширения компетенции судов в рассмотрении административно-правовых споров целесообразным было бы создание в судебной системе Российской Федерации административных судов и выделение из них судов (судей), рассматривающих так называемые таможенные дела. Это способствовало бы расширению правовых гарантий личности, повышению качества рассмотренных дел.
Заключение
Производство
по применению мер административного принужде
Думается, что в системе таможенного права институт административного принуждения занимает центральное, стержневое положение. Все другие правовые институты таможенного права: субъекты таможенного права, обеспечение законности таможенной деятельности и т.д., являются производными от института административного принуждения. Вообще само таможенное право, благодаря, прежде всего, необходимости регламентации административного принуждения, возникает, формируется и дифференцируется на правовые институты.
Реализуя свои полномочия в пределах компетенции, таможенные органы
применяют административно-
Меры административно-
Специфика таможенно-правового
Неоднозначность в подходах по отнесению
форм таможенного контроля к административно-
Анализ правоприменительной пра
В исследовании сделан вывод,
что административный процесс и составляющие его производства
пока еще не обеспечены, за некоторым исключением,
должным правовым регулированием. Исключение,
пожалуй, составляет такая часть административно-
Информация о работе Теоретико-правовые основы административного принуждения