Теория правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание

Ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире и средневековой Европе, а теоретически развитые концепции правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Важным историческим моментом является понимание правового государства как конституционного государства, основывающегося на закреплении в Конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты индивида. Исходя из этого, впервые конституционное закрепление правового государства нашло отражение в Конституции США (1787 г.), на основании которой был принят Билль о правах (1791 г.), Французской Декларации о правах человека и гражданина (1789 г.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………….5

2 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………10
2.1 Понятие правового государства………………………………………...10
2.2 Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства…………………………………………………………………….12
Признаки правового государства………………………………………14

3 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………36

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный  университет

имени Франциска Скорины»

 

 

 

Юридический факультет

 

 

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

ТЕОРИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студент группы П-21                 _____________________   А. Н. МОХОРЕВ

 

Научный руководитель:

ассистент                                       _____________________   В. А. БРИЛЁВА

 

 

 

 

 

 

 

Гомель 2006

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

 

1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ  И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО  ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………….5

 

2 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ  ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………10

2.1 Понятие правового государства………………………………………...10

2.2 Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства…………………………………………………………………….12

    1. Признаки правового государства………………………………………14

 

3 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………21

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….35

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………36

 

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Тема теории правового  государства в настоящее время  очень часто затрагивается видными  мировыми деятелями, политиками, учёными во всём мире. Причиной возникновения явления массового оперирования понятием правового государства является та политическая и экономическая обстановка, которая сложилась в современном мире. Идёт переоценка тех ценностей, которые вкладываются в понятие современного, необходимого человеку XXI века государства. Сегодняшняя действительность предлагает массу моделей построения государственной власти и построения отношений между государством и гражданином. Одной из таких моделей является модель правового государства, которая принята за основу построения государственности во всех демократических странах мира. Поэтому сущность правового государства, принципы его построения и отличительные признаки являются достаточно актуальными.

Целью работы является раскрытие  содержания темы «Теория правового государства», что позволит хорошо ориентироваться в данном вопросе и не создаст предпосылок для подмены понятий, связанных с правовым государством.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие  задачи: проследить исторические этапы становления и развития теории правового государства, начиная с момента её зарождения и заканчивая сегодняшним днём; раскрыть понятие теории правового государства и определить основные признаки правового государства; дать оценку проблеме формирования правового государства в Республике Беларусь, исходя из ответов, полученных в результате решения предыдущих задач курсовой работы.

Нужно отметить, что материала  ученых и видных общественных деятелей по уже проведенным исследованиям  темы курсовой работы достаточно много. Весь этот материал раскрывает тему курсовой работы с разных сторон, что позволяет объективно исследовать и, в последствии, ответить на задачи, поставленные для раскрытия содержания темы «Теория правового государства». Достижения в данном вопросе, прежде всего, связаны с определением признаков правового государства, которые в работах современных учёных изложены основательно, и каких-либо значительных расхождений не обнаруживается, чего нельзя сказать о даче определения авторами, которые в основу определения правового государства ставят разные признаки.    

Ряд идей правовой государственности  появился уже в античном мире и  средневековой Европе, а теоретически развитые концепции правового государства  были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Важным историческим моментом является понимание правового государства как конституционного государства, основывающегося на закреплении в Конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты индивида. Исходя из этого, впервые конституционное закрепление правового государства нашло отражение в Конституции США (1787 г.), на основании которой был принят Билль о правах (1791 г.), Французской Декларации о правах человека и гражданина (1789 г.).

В первой главе курсовой работы рассматриваются вопросы  зарождения теории правового государства, какие идеи являются изначальными, как проходила эволюция во взглядах на соотношение государственной  власти и закона, в какой последовательности появлялись концепции правового государства, кто придумал термин «правовое государство» и кто вообще внёс значительный вклад в развитие идей теории правового государства.

Вторая глава посвящена  раскрытию понятия правового  государства, многообразию точек зрения на то, как должно выглядеть определение правового государства, а также раскрытию экономической, социальной, правовой основ правового государства и признаков правового государства, их отличительных черт.

Третья глава курсовой работы даёт оценку проблеме формирования правового государства в Республике Беларусь и раскрывает возможные пути по продвижению к становлению правового государства в Республике Беларусь.

Для написания курсовой работы были использованы такие источники, как тексты сочинений древнегреческих философов Платона и Аристотеля, учебные пособия по теории и истории государства и права В. Н. Дмитрука,  С. Г. Дробязко и В. С. Козлова, В. Н. Хропанюка, С. А. Комарова,                 М. Н. Марченко, Г. И. Иванова, Конституции зарубежных стран, Конституция Республики Беларусь, Международные документы и декларации, монографии Ф. М. Раянова, а также журнальные публикации    А. Бланкенагеля и В. Торлопова и другие.   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

 

 

Теория правового государства – это синтез концептуальных идей и концепций о его природе, принципах, признаках как государства демократического, социального, в котором господствует право. Она явилась результатом всемирного прогрессивного развития учения о государственности в русле человеческого измерения и общесоциальной справедливости (Приложение 1).

Зарождение теории правового  государства берёт своё начало с  концептуальной политико-правовой идеи о торжестве справедливых законов  в государстве.

Изначальной, функциональной, «сквозной» идеей, вошедшей в теорию правового государства, является идея господства юридического закона, а не власти правителя.

Уже в VI в. до н. э. один из выдающихся древнегреческих мудрецов Солон своей знаменитой реформой воплотил идею соединения права и силы власти в господстве законов, изданных, по его словам, для простых и знатных наравне. По утверждению Аристотеля, с Солона в Афинах началась демократия. Главным в законах Солон считал обеспечение компромисса.

Идея торжества закона, идея законности отстаивалась позднее Гераклитом. Гераклит утверждал, что народ должен сражаться за законы, как за стены своего города, а под законами он понимал отражение естественных, вечных законов миропорядка. В таком ракурсе обосновывал господство закона и Сократ. Будучи убеждённым в исключительной значимости законности, Сократ пожертвовал своей жизнью, отказавшись от побега из тюрьмы, в которой он ожидал исполнения смертного приговора, вынесенного ему за нарушение закона.

Весьма характерной является эволюция во взглядах на соотношение государственной власти и закона выдающегося древнегреческого философа Платона. В своих поисках идеально устроенного государства Платон первоначально полагал, что таким должно быть государство, во главе которого стоит философ или философы, мудрость которых якобы позволяет им управлять обществом, не прибегая к изданию законов. Но впоследствии жизнь убедила Платона в том, что эффективно управлять людьми, обеспечивая прогрессивное развитие социума, возможно только на основании закона. «Я вижу близкую гибель того государства,- писал Платон в своей книге «Законы», - где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги» [1, с.188 – 189].

Ученик Платона Аристотель, которого по праву считают величайшим мыслителем в истории политической и правовой мысли, полагал, что закон должен властвовать над всем, а там, где  отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя; господствующей силой в государстве должен быть закон, правильный в основных своих положениях, и правитель – будет ли то одно лицо или несколько – должен простирать свою власть только на то, относительно чего закон не в состоянии высказать точных положений, потому что в общих выражениях нелегко определить ясно все случаи [2, с.467]. Современник Аристотеля Эсхил считал, что демократическая форма правления возможна только при соблюдении закона. Знаменитый римский мыслитель и государственный деятель Цицерон утверждал: под действие закона должны подпадать все.

Крупнейший средневековый мыслитель  Фома Аквинский, построивший своё учение на теории греческих философов и  римских юристов, исходил из того, что управляют мировым и общественным порядком именно законы, которые он делил на четыре категории:

  1. вечный закон;
  2. естественный закон;
  3. человеческий закон;
  4. божественный закон;

В учениях раннебуржуазных  мыслителей Г. Гроция, Б. Спинозы,         

М. Вольтера, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, Т. Джефферсона, Т. Пейна, Дж. Локка получило углубленное обоснование необходимости осуществления государственной власти на основе справедливого закона.

В XIX в. идею законности обосновывали сторонники либерализма        Б. Констан, Р. Моль, К. Велькер, В. Гумбольдт и др.

Необходимость обеспечения господства закона в обществе в XX в. отстаивали в своих трудах такие видные учёные-юристы как А. С. Алексеев, П. Г. Виноградов, В. М. Гессен, Н. И. Лазаревский, Н. М. Коркунов,              Г. Ф. Шершеневич, С. А. Котляревский, Б. А. Кистяковский,                          П. И. Новгородцев, Н. И. Палиенко и др.

Вторым блоком идей, вошедших в  теорию правового государства, является концепция естественного права. Идеи о естественном праве возникли в античные времена в учениях многих древнегреческих и древнеримских мыслителей, прежде всего тех, кто отстаивал идею господства закона. Они отождествляли естественное право с действием естественных законов, законов природы, которым должны соответствовать законы, исходящие от государства. В эпоху средневековья учение о естественных законах, об иерархии законов обосновал Ф. Аквинский.

Раннебуржуазные мыслители Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс,           Дж. Локк и другие создали классическую естественную школу права, согласно которой естественное право – это требование человеческого разума, коренящиеся в природе человека, и законы государства должны отражать эти разумные требования. В частности, Дж. Локк утверждал, что закон, установленный в обществе, представляет собой не любое предписание, а только такое, которое указывает человеку на поведение, соответствующее его собственным интересам и служащее общему благу, преследующее не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Свобода людей, по Дж. Локку, заключается в том, чтобы иметь постоянные правила для жизни, общие для каждого, позволяющие ему следовать собственному желанию во всех случаях, когда это не запрещено законом, и не быть зависимым от постоянной, неопределённой, неизвестной самовластной воли другого человека. Классическая естественная школа права была господствующей на протяжении двух столетий.

В XX в. естественная школа права возрождается в экзистенциалистском, неотомистском, герменевтическом, феноменологическом и других направлениях. Каждое направление по-своему интерпретирует естественное право, однако все они, в конечном счёте, сходятся в том, что его истоками являются общечеловеческие ценности, коим и должны соответствовать нормы позитивного права. В отличие от прежней теории естественного права, считавшей естественные права человека неизменными, раз навсегда данными, некоторые нынешние её сторонники полагают, что эти права изменяются в зависимости от складывающейся реальной ситуации и круг их может расширяться.

Третьим блоком политико-правовых идей, на основе которых постепенно формировалась теория правового государства, является концепция народного суверенитета. Впервые идею о необходимости принадлежности народу верховной власти обосновал Мо-цзы – древнекитайский мыслитель V – IV вв. до н. э. В XIV в. итальянский учёный М. Падуанский обосновывает положение, согласно которому народ – единственный носитель суверенитета и верховный законодатель. Концепцию же народного суверенитета создал в XVIII в. Ж. Ж. Руссо. По Ж. Ж. Руссо, суверенитет народа неотчуждаем, неделим, неограничен. И только народ вправе сам непосредственно осуществлять законодательство, воплощая в законах его общую волю.

Существенный вклад  в становление теории правового  государства внесли разработчики концепции  разделения властей.

Впервые она была высказана  Аристотелем, усматривавшим в государстве  три его элемента: законодательный  орган, магистратуры, судебные органы. Затем она выразилась в позиции  Полибия и Цицерона, выступивших  за смешанную форму правления, сочетающую царскую, аристократическую и демократическую власти и тем самым взаимно уравновешивающую эти власти. В XIV в. М. Падуанский чётко разграничил две власти – законодательную и исполнительную.

Концепция разделения властей  начала формироваться в учении Дж. Локка, выделившего законодательную, исполнительную и союзную (федеративную) власти. Создателем же доктрины разделения властей справедливо признают Ш. Монтескье, разграничившего законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, доказавшего необзодимость их взаимного ограничения – во избежание злоупотреблений каждой из них в отдельности – путём соответствующих юридических сдержек и противовесов.

Сторонники теории разделения властей по-разному их называют. Они расходятся и в определении  количества властей. С. Е. Десницкий различал законодательную, исполнительную, судебную, наказательную, гражданскую (городское самоуправление); И. Кант – верховную, исполнительную, судебную; Г. Гегель – законодательную, исполнительную, княжескую;          Б. Констан – королевскую, исполнительную, представительную (власть верхней палаты), власть, представляющую общественное мнение (нижняя палата), судебную, муниципальную.

Информация о работе Теория правового государства