Теория правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 09:41, курсовая работа

Описание

Ряд идей правовой государственности появился уже в античном мире и средневековой Европе, а теоретически развитые концепции правового государства были сформулированы в условиях перехода от феодализма к капитализму и возникновения нового социально-политического строя. Важным историческим моментом является понимание правового государства как конституционного государства, основывающегося на закреплении в Конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты индивида. Исходя из этого, впервые конституционное закрепление правового государства нашло отражение в Конституции США (1787 г.), на основании которой был принят Билль о правах (1791 г.), Французской Декларации о правах человека и гражданина (1789 г.).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА……………………………………………………………….5

2 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА………………………………………………………………10
2.1 Понятие правового государства………………………………………...10
2.2 Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства…………………………………………………………………….12
Признаки правового государства………………………………………14

3 ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………36

Работа состоит из  1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 276.00 Кб (Скачать документ)

2.  развиваются демократические принципы деятельности государственной власти;

3.  укрепляется судебная власть как способ разрешения споров, зашиты интересов граждан;

4. общество и государство поставили задачу обеспечить права и свободы человека и гражданина, установленные в Конституции и международном законодательстве;

5. формируются и развиваются социальные институты гражданского общества, которые уже осуществляют определенное воздействие на государство;

6. укрепляется правовой статус личности в государстве:

7. взаимодействие личности и государства осуществляется на правовой основе;

8. государство должным образом воспринимает международно-правовые нормы и принципы, согласуя с ними свое внутреннее законодательство;

9. осуществляется упорядочение общественных отношений во всех сферах жизни общества и государства.  

 Вместе  с тем в литературе обращается внимание на трудности формировании правового государства:

Во-первых, гражданское общество в нашей стране ещё только формируется, его структура во многом неопределенна.

Во-вторых, экономические  проблемы решаются непоследовательно, проявляется однобокость процессов разгосударствления и приватизации, следствием чего является ослабление среднего слоя собственников, усиление экономического расслоения общества.

 В-третьих, до сих пор требуют своего разрешения чисто правовые вопросы.

Отдельно  нужно обсудить проблему становления  экономической, социальной и нравственной основ в Республике Беларусь, не дающие толчка для формирования и становления правового государства. И здесь необходимо затронуть понятие гражданского общества, которое представляет собой систему отношений, в которой равноправные индивиды и образуемые ими объединения в соответствии с их свободным волеизъявлением на основе права реализуют свои права. Сейчас гражданское общество понимается несколько по-другому, а именно: как вся совокупность внегосударственных общественных отношений. Для такого гражданского общества характерно не только наличие частных индивидуальных и групповых интересов, но и определенная способность к саморегулированию, готовность подчиняться общим правилам и интересам. В этом смысле частная собственность отнюдь не всегда ведет к гражданскому обществу. У гражданского общества есть ещё ряд характеристик, без которых оно существовать не может:

А) основано на праве;

Б)  целенаправленно  на обеспечение реализации интересов  гражданина, человека;

В)  индивиды в нём равноправны;

Г) индивиды вступают во взаимоотношения по собственному обоюдному  волеизъявлению;

Д) индивиды являются инициаторами создания своих формирований в процессе реализации собственных интересов.

Поэтому, например, существование такого элемента правового государства как частной собственности – это следствие вышеперечисленных характеристик, и чтобы достичь этого следствия, необходимо воплотить в жизнь эти характеристики, которые в Республике Беларусь  существуют не в чистой форме. Так индивиды не вступают во взаимоотношения по собственному обоюдному волеизъявлению – для этого нужен толчок со стороны государства, которое и является инициатором создания формирований индивидов. Это можно объяснить тем, что ещё с советских времён государство «думало» за человека, и этот человек был воспитан так, что ему не нужно было думать о своих интересах – за него думало государство. Этот подход чужд современному гражданскому обществу. Но если и встречаются такие формирования, то существует неравенство этих формирований с формированиями, где инициатором образования стало государство, что также противоречит гражданскому обществу, а значит и правовому государству. Выходом является правовое оформление преимуществ создания формирований, основанных на собственной воле индивидов, и уравнивание этих формирований с формированиями, где инициатором выступило государство, в правах.

Правовое государство часто понимается однобоко. Дело подается так, будто введение процессуальных гарантий прав обвиняемого, введение суда присяжных, неприкосновенность собственности, коммерческая тайна и т.п. являются главным путем к установлению правового государства. При этом упускается из виду, что бизнес и "коммерческие тайны", возникшие на руинах социалистической собственности, слишком часто приобретают полулегальный или даже криминальный характер. Наивно стремление спешно воспроизвести в нашем законодательстве систему охраны прав граждан, складывавшуюся на Западе веками. Поскольку условия для подобных мер в Беларуси до конца не созрели, это не только не приведет к положительным результатам, но может быть использовано преступным миром к своей выгоде и серьезно осложнит деятельность правоохранительных органов. Не считаться с этим нельзя.

Следовательно, трансплантация признанных мировых  стандартов с установкой догнать и перегнать Европу и Америку не решает поставленной проблемы. Необходим сложный комплекс административных, судебных, воспитательных, пропагандистских мер, призванных восстановить уважение к праву, его нормам.

 М.М. Сперанский дал очень удачное определение существа цивилизованных общественных отношений: "Свобода есть признание моральной необходимости, ее торжество над потребностями физическими". В стране зачастую наблюдается нечто прямо противоположное: циничное отрицание права и морали, пиршество физической потребности, материального интереса, преобладание их перед соображениями долга, чести в справедливости. Отношения и связи, складывающиеся в стране на основе частного интереса, - яркий образец "негражданского", "нецивилизованного общества". Такое общество может представлять собой реальную угрозу для правового государства и демократии. Свертывая правовое регулирование под флагом защиты частного предпринимательства и коммерческой тайны, власть выпускает из рук рычаги управления, придает процессу капитализации стихийный характер, содействует формированию "дикого капитализма".

Следовательно, те, кто в попытках построить правовое государство все надежды возлагает на гражданское общество, оказываются в порочном кругу, ибо до истинного гражданского общества нам далеко. Дело сводится к благодушным и бесплодным призывам типа «граждане, будьте взаимно вежливы». А ведь адресуются они зачастую людям, абсолютно свободным от моральных соображений. Больше того, собственный опыт убедил этих людей, что именно дикость, варварство, а отнюдь не цивилизация, обеспечивают им процветание, обогащение, общественное положение.

Напрашиваются выводы в этой безрадостной и чрезвычайно опасной ситуации: прежде всего в стране нет социально-экономических и политических условий, нравственного климата, культурного уровня, которые позволяют осуществить принципы провозглашенного правового государства. Оно остается для нас пока идеалом, но в то же время служит и программным требованием, ориентиром. Создание предпосылок для правового государства едва ли возможно без весьма длительного переходного периода. Проблема эта не только и не столько правовая, сколько социально-политическая. В то же время законодательство остается одним из важнейших средств ее достижения.

Движение  к правовому государству, прежде всего, предполагает совершенствование системы законодательства. В переходный период, переживаемый ныне Республикой Беларусь, когда контуры нового гражданского общества не вполне ясны или не получили всеобщего признания и четкого юридического оформления, это довольно сложная задача.

Ряд учёных находят проблему в правильности изложения статьи 2 Конституции Республики Беларусь, где сказано, что «человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства»[10]. Они говорят о том, что в Конституции поставлен приоритет прав человека перед правами любой общности. Тезис о превосходстве прав человека над интересами общества представляется абсурдным и анархическим. Такое утверждение отрицает необходимость осознанного ограничения свободы человека, лежащего в основе права. К тому же, если права человека обладают приоритетом перед "правами любой общности", то можно предположить, что они в той же мере обладают приоритетами и перед правами всякого иного человека. И то, и другое означало бы возврат к "естественному состоянию". Но такая постановка вопроса ведёт к подрыву общественной нравственности. Так видится высшее проявление нравственности в принесении личных интересов в жертву общественным. На протяжении тысячелетий именно этот принцип лежал в основе этики.

Если же по существу затронуть проблему прав человека в Республике Беларусь, то главная проблему заключается в том, что нет чёткого механизма защиты прав человека. Выходом видится создание на территории республики института Уполномоченного по правам человека в Беларуси. Этот институт правового государства существует в России с 1997 года[20].

В своей деятельности Уполномоченный руководствуется 
Конституцией, законодательством государства, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории государства либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного по правам человека и не влечет ограничения его компетенции. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан и находящихся на территории государства иностранных граждан и лиц без гражданства, он принимает меры для решения возникших проблем в сфере прав человека, используя свои полномочия. Такой институт вполне поспособствовал бы налаживанию строительства правового государства в республике Беларусь, где права человека имеют первостепенную важность.

Главная задача переходного периода состоит  в восстановлении элементарной законности. Это необходимый первый шаг к созданию правового государства. Так было всюду: сначала порядок устанавливался, потом он совершенствовался. Абсолютизм уступал место контролирующему государству, и оно постепенно трансформировалось в демократическое и правовое. В наших условиях пришла пора создавать в стране эффективно действующую контролирующую систему. Она неизбежно будет далека от совершенства, но зато создаст реальную основу для укрепления элементарного правопорядка, восстановления утраченного контроля государства над обществом, борьбы с преступностью, и коррупцией в особенности.

На решение  этой задачи, а не на конструирование  идеальных норм должна быть направлена правовая политика. Ей следовало бы подчинить всю законодательную, административную, судебную деятельность, а также меры по ее пропаганде и воспитанию. Здесь особенно важны нетерпимость к нарушениям норм закона и морали вместо вседозволенности и всепрощения, выявление правонарушений, в первую очередь в деятельности государственных органов как активных участников  политической жизни, претендующих на власть или уже участвующих в ней. Этому способствовало бы расширение сферы общественного контроля, внедрение принципов гласности в деятельность государственных и партийных структур; прежде всего это касается доходов, распоряжения государственными и общественными ресурсами.

В теоретическом отношении  серьезным препятствием на пути формирования правового государства является то, что советская юридическая наука долгое время считала неприемлемой даже саму идею создания подобной державы, поскольку эта идея возникла еще в период европейских буржуазно-демократических революций. Такой подход отражал и до сих пор отражает негативное отношение к тем общечеловеческим ценностям, которые складывались тысячелетиями в сфере государственных правовых отношений.

Сейчас стало  ясно, что без добротной теории, а также без участия правоведов в правотворческом процессе практика рискует пойти по неверному пути. Без глубокой научной экспертизы и широкого обсуждения не должен приниматься и проводиться в жизнь ни один правовой акт.

История показала, что юридическая наука призвана сегодня, основываясь на идеалах гуманизма и общечеловеческих ценностях, выработать новое, демократическое правовое мышление как составную часть культуры, в центре которой стоят человек, его права и интересы. Прочными юридическими и организационными гарантиями должно быть обеспечено право каждого человека на демократию. Альтернативы этому нет.

Нет сомнения, что пройдет немало времени, пока идея правового государства воплотится в действительность. Закрепление в статье первой Конституции Республики Беларусь принципа правового государства следует трактовать не как достигнутое завоевание, а в качестве цели, которая должна определять организацию и функционирование всей государственной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Таким образом, было раскрыто понятие и определено, что правовое государство представляет собой конституционную систему правовых и политических институтов, реально обеспечивающих суверенные права народа и международного признания прав человека, баланс интересов всех социальных групп, личности и общества на основе господства права. Охарактеризованы основные признаки правового государства, прослежено по исторической шкале развитие идеи правового государства, периоды, когда возникал тот или иной признак современного понятия правового государства как образца государственности в целом. Это помогло выяснить важность признаков как составных частей правового государства. Отсутствие хотя бы одного из этих признаков ставит под сомнение правовую основу любого государства. Обобщая материал, можно сказать, что в основе организации и деятельности правового государства лежит принцип разделения властей: законодательной, исполнительной и судебной. Каждая власть осуществляет свои строго очерченные функции. И вместе они сдерживают и уравновешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантию против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. А кроме того, сами граждане через всеобщую избирательную систему имеют возможность контролировать власти и в случае необходимости корректировать их действия.

Государственная власть в правовом государстве подзаконна. Ее подзаконность дополняется признанием за отдельной личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав, предшествующих самому государству. Неприкосновенность личности обеспечивается законом.

Информация о работе Теория правового государства