Требования к служебному поведению гражданского служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является комплексное теоретическое исследование проблем соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего, а также определить способы, проблемы и недостатки урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.
Задачи:
выявление проблем соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего, в том числе соблюдения этических и моральных норм.
разработка мероприятий по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными служащими.
рассмотреть способы урегулирования конфликта интересов на гражданской государственной службе.
определить основные проблемы и недостатки урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО…………………………………………………………………….5
1.1 Принципы и требования к служебному поведению государственных служащих…………………………………………………………………………..5
1.2 Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными гражданскими служащими……………………………………………………...10
ГЛАВА 2. КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ……17
2.1 Понятие конфликта интересов в государственной службе……………….17
2.2 Управление и урегулирование конфликтов интересов в государственной службе……………………………………….19
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО………………………….24
3.1 Разработка политики государственных органов в отношении предотвращения и разрешения конфликта интересов………………………..24
3.2 Этический кодекс как действенный механизм формирования нравственности государственного служащего……………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 58.60 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО…………………………………………………………………….5

1.1 Принципы и требования к служебному поведению государственных служащих…………………………………………………………………………..5

1.2 Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными гражданскими служащими……………………………………………………...10

ГЛАВА 2. КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ  НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ……17

2.1 Понятие конфликта интересов в государственной службе……………….17

2.2 Управление и урегулирование конфликтов  интересов  в государственной службе…………………………………………………………………………….19

ГЛАВА 3. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО…………………………………………….24

3.1 Разработка политики  государственных органов в отношении  предотвращения и разрешения  конфликта  интересов………………………..24

3.2 Этический кодекс как действенный механизм формирования нравственности государственного служащего………………………………...27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

         Создание высокоэффективной государственной гражданской службы, является необходимым условием укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. Сегодня для государственного строительства формирование широкого слоя высококвалифицированных государственных служащих, способных обеспечить эффективность и безупречность работы органов государственной власти, является одной из важнейших задач.

        Актуальность исследования обусловлена важностью соблюдения государственным служащим норм служебного поведения, этических норм, компетенции и механизма ответственности в современных условиях, а также возникновением конфликтов интересов на гражданской службе. Наличие конфликтов интересов — показатель не только многочисленных издержек в системе и структуре государственной власти, но и проблем профессиональной этики, служебного поведения, специфики личностных качеств чиновников. Конфликты интересов на государственной гражданской службе возникли, пожалуй, вместе с государственной гражданской службой и носят уже перманентный характер. Однако их изучение на научно-практическом уровне актуализировалось лишь в последние годы.

       Изменить сложившуюся ситуацию можно только путем повышения эффективности работы государственного аппарата, его действительной переориентации и лоббирования узкопрофильных интересов на служение обществу, внедрением действенных механизмов контроля со стороны гражданского общества за деятельностью чиновников.

Целью курсовой работы является комплексное теоретическое исследование проблем соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего, а также определить способы, проблемы и недостатки урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.

 

Задачи:

  1. выявление проблем соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего, в том числе соблюдения этических и моральных норм.
  2. разработка мероприятий по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными служащими.
  3. рассмотреть способы урегулирования конфликта интересов на гражданской государственной службе.
  4. определить основные проблемы и недостатки урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.

 Объектом исследования являются теоретические концепции, связанные с проблемами государственной службы, а также общественные отношения, возникающие в процессе конфликта интересов на гражданской государственной службе. А предметом исследования - нормативно-правовые акты, прямо или косвенно регулирующие общественные отношения и этические нормы и требования к государственным служащим.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ  И ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К  СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО

1.1 Принципы и требования  к служебному поведению государственных  служащих

Устанавливаемые ч. 1 ст. 18 статьи Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной  гражданской службе» (Далее –  Закон) требования к служебному поведению  гражданских служащих в основном повторяют положения Указа Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих", принятого в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе. Всем лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности, было предписано придерживаться принципов, утвержденных данным Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.

Общие принципы представляют собой основы поведения гражданских  служащих, которыми им надлежит руководствоваться  при исполнении должностных обязанностей. Под требованиями же к служебному поведению гражданского служащего, содержащимися в комментируемой статье, имеется в виду система  принципов и норм (правил) служебного поведения и деятельности. В основе таких требований лежит представление  о честности и неподкупности  гражданских служащих, их верности государству и закону. Требования к служебному поведению призваны обеспечивать добросовестное исполнение должностных обязанностей и соблюдение установленных запретов и ограничений  на основе соответствия служебного поведения  правовым предписаниям и общепринятым этическим нормам.

Требования к служебному поведению гражданского служащего  можно классифицировать по трем видам  содержащихся в данной статье норм:

  1. предписывающие (как требуется поступать с точки зрения профессиональной морали гражданского служащего);
  2. запретительные (что недопустимо в рамках служебного поведения);
  3. рекомендательные (как следует вести себя в той или иной ситуации в служебное и неслужебное время).

К первой группе можно отнести  следующие требования:

  1. исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;
  2. исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;
  3. осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ компетенции государственного органа;
  4. соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций; проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;
  5. учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп;
  6. способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

Ко второй группе относятся  требования:

  1. не оказывать предпочтения каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;
  2. не совершать действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  3. соблюдать ограничения, установленные настоящим Законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;
  4. не совершать поступков, порочащих его честь и достоинство;
  5. не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа.

К третьей группе требований относятся:

  1. проявлять корректность в обращении с гражданами;
  2. соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Отношение к включению  в нормативные правовые акты требований к служебному поведению гражданских  служащих неоднозначно. Существует мнение, что закрепление законом моральных  норм и требований - это формальное, искусственное действие.

Другая точка зрения заключается  в том, что систематизация нравственных, моральных требований к гражданским  служащим помогает им ориентироваться  в поведенческих действиях и  выступает в качестве критериев  оценки сложных нравственных проблем  поведения служащих.

Требования к служебному поведению должны определять систему  нравственных стандартов, конкретных норм поведения гражданских служащих при реализации полномочий государственных  органов. Требования определяют, в том числе и этические нормы служебного поведения. Мораль гражданского служащего не может основываться только на собственном представлении о нравственности, она определяется и общественными потребностями.

Большинство требований к  служебному поведению гражданского служащего связано с обязанностями  гражданского служащего (ст. 15), правами (ст. 14), ограничениями (ст. 16), запретами (ст. 17).

Требования к служебному поведению должны соответствовать  утвердившейся политической и правовой системе, то есть не должны в первую очередь противоречить нормам права, представленным в Конституции РФ, концепции прав человека. Нравственная составляющая поведения гражданского служащего не может складываться по формуле "все, что не запрещено  законом, разрешено"; формальная процедура  и нормативные положения не отменяют моральных оценок и суждений, основанных на общечеловеческих нормах нравственности.

В Законе нельзя предусмотреть  все нравственные коллизии, возникающие  в практической деятельности гражданского служащего. Статьи Закона не заменяют и личного морального выбора, позиции  и убеждений человека, его совести.

Зарубежная практика организации  государственной службы свидетельствует  о позитивных результатах внедрения  требований к служебному поведению  служащих. Одним из наиболее известных  является Моральный кодекс американского  общества государственного управления, в котором содержатся принципы поведения  служащих.

Следует подчеркнуть, что  для оценки этического поведения  государственного служащего требуется  более высокий стандарт, чем тот, который применяется для оценки нравственности других граждан. Требования к поведению гражданского служащего  должны быть более строгими, чем  обычные моральные нормы. К недостаткам  ст. 18 Закона можно отнести то, что, по сути, не определены процедуры принятия нормативных актов государственных  органов о служебном поведении, конкретизирующих деятельность служащих применительно к отдельным сферам и специфике целей и функций  органов власти; не определены способы  контроля и санкции за нарушения.

Указом Президента РФ от 12 августа 2002 года № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" рекомендовано не только государственным служащим, но и лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ и выборные муниципальные должности, придерживаться принципов, утвержденных Указом, в части, не противоречащей правовому статусу этих лиц.

Указ принят в целях  повышения доверия общества к  государственным институтам, обеспечения  условий для добросовестного  и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений  на государственной службе.

Впервые в Указе Президента РФ "Об утверждении общих принципов  служебного поведения государственных  служащих" дано определение понятию "конфликт интересов" - это ситуация, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на объективное  исполнение должностных (служебных) обязанностей.

Определен и порядок действий служащего при угрозе возникновения  конфликта интересов, а именно: служащий обязан сообщить об этом непосредственному  руководителю и выполнять его  решение, направленное на предотвращение или урегулирование конфликта интересов.

Необходимо учесть, что, хотя перечень требований к служебному поведения  гражданского служащего и не является исчерпывающим, смысл требований определяет главное - закон позволяет не дожидаться последствий злоупотреблений гражданских  служащих (например, возникновения  ненадлежащей выгоды и оснований  для привлечения лица к административной или уголовной ответственности), а устранять причины, предпосылки  коррупции и иных злоупотреблений  на ранних стадиях на уровне дисциплинарной ответственности.

 

 

 

 

1.2 Проблемы соблюдения  этических и моральных норм  государственными гражданскими  служащими

Формирование эффективных  управленческих команд в сфере государственного управления – важнейшая и крайне актуальная задача. Изучая кадровые проблемы, многие ученые, аналитики и политики обращают внимание на отсутствие механизмов, позволяющих на практике осуществлять качественный подбор и рациональную расстановку кадров, в том числе  и с учетом их социальной сущности, нравственных ориентиров, моральности  сознания, этики.

Анализ современных проблем  этики государственных служащих является одним из важных элементов  процесса управления в государственных  службах.

Термин «этика» - древнегреческого происхождения, берущий свое начало от слова «этос» - жилище, логово, гнездо. Позднее это понятие приобретает  другой смысл – устойчивая природа  какого-либо явления, в том числе  характер, внутренний нрав человека.

Информация о работе Требования к служебному поведению гражданского служащего