Требования к служебному поведению гражданского служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 15:19, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является комплексное теоретическое исследование проблем соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего, а также определить способы, проблемы и недостатки урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.
Задачи:
выявление проблем соблюдения требований к служебному поведению гражданского служащего, в том числе соблюдения этических и моральных норм.
разработка мероприятий по внедрению и соблюдению этического кодекса государственными служащими.
рассмотреть способы урегулирования конфликта интересов на гражданской государственной службе.
определить основные проблемы и недостатки урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ К СЛУЖЕБНОМУ ПОВЕДЕНИЮ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО…………………………………………………………………….5
1.1 Принципы и требования к служебному поведению государственных служащих…………………………………………………………………………..5
1.2 Проблемы соблюдения этических и моральных норм государственными гражданскими служащими……………………………………………………...10
ГЛАВА 2. КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ……17
2.1 Понятие конфликта интересов в государственной службе……………….17
2.2 Управление и урегулирование конфликтов интересов в государственной службе……………………………………….19
ГЛАВА 3. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО………………………….24
3.1 Разработка политики государственных органов в отношении предотвращения и разрешения конфликта интересов………………………..24
3.2 Этический кодекс как действенный механизм формирования нравственности государственного служащего……………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..33

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 58.60 Кб (Скачать документ)

 

 

 

3.2 Этический кодекс как действенный механизм формирования нравственности государственного служащего

Для того чтобы быть эффективной, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте. Это обусловлено самой ее природой: успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли возможно, только учитывая моральные  основы этой воли, общественные требования к исполнителям данной функции.

Цели государственной  службы, ее ведущие принципы, нормы, профессиональные требования к ее кадрам - все содержит нравственный аспект, в решающей степени определяющий ее направленность, ее основные доминанты. Моральная атмосфера в органах  власти, нечистоплотность ответственного чиновника могут серьезно дискредитировать любые благие намерения властей. В общественном мнении авторитет  государственных и муниципальных  служащих справедливо связывают, прежде всего, с их порядочностью, справедливостью.

Среди всех механизмов, способствующих формированию надлежащей нравственности государственной службы, одним из наиболее действенных является специально разработанный, нормативно принятый Этический  кодекс государственного служащего (Кодекс административной этики).

Этический кодекс государственного служащего есть система моральных  норм, обязательств и требований добросовестного  служебного поведения должностных  лиц государственных органов  и органов местного самоуправления, основанная на нравственных общепризнанных принципах и нормах российского  общества и государства.

В силу того, что в кодексе  собраны воедино и систематизированы  общественные требования к нравственности государственных служащих, он:

- служит основой для  формирования содержания должной  морали в сфере государственной  службы;

- призван помочь государственному  служащему правильно ориентироваться  в сложных нравственных коллизиях,  ситуациях, обусловленных спецификой  его работы;

- является важным критерием  для определения профессиональной  пригодности человека к работе  в сфере государственной службы;

- выступает как инструмент  общественного контроля за нравственностью  государственных служащих.

Этический кодекс государственного служащего призван содействовать  укреплению авторитета государственной  власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных  действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.

Государственная служба не является привилегией. Гражданин, поступая на государственную службу, добровольно  ограничивает некоторые свои права, в частности, право на критику, предпринимательскую  деятельность, избирательные права  и другие. Это обусловлено тем, что этические нормы государственного служащего являются более строгими, чем нравственные нормы граждан, не занятых в сфере государственной  и муниципальной службы. Высшие должностные  лица, госслужащие любого уровня объективно наделены большей властью и полномочиями. Этические требования становятся более  строгими, и ответственность тем  больше, чем выше статус государственного служащего.

Возможны разные формы  функционирования Этического кодекса: в виде присяги, принимаемой человеком  при приеме на государственную или  муниципальную службу, в виде особого  документа, с которым он обязан ознакомиться и который хранится в его личном деле, и т.д.

Этический кодекс предназначен для профилактики недобросовестного и коррупционно опасного поведения государственных  служащих, закрепления в повседневном поведении государственных служащих норм добросовестности и нетерпимости к коррупции, для оказания государственным  служащим помощи в выполнении этих норм и информирования граждан о  том, какого поведения они вправе ожидать от государственных служащих. С этой целью на предприятиях разрабатываются  и принимаются этические кодексы.

Каждый  государственный служащий должен принимать  все необходимые меры для выполнения положений этического кодекса.

Если он не уверен в том, как необходимо поступить, он должен обратиться к компетентному лицу.

Компетентным лицом может  быть руководитель, сотрудник органа по вопросам государственной службы, специальной комиссии (например, по этике), другое компетентное должностное  лицо.

Обязательства по соблюдению этического кодекса включаются в  трудовой договор (контракт) государственного служащего.

Нарушение кодекса квалифицируется  как неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим должностных обязанностей и влечет одно из дисциплинарных взысканий, установленных  Федеральным законом "Об основах  государственной службы Российской Федерации".

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В качестве одной из ключевых проблем, требующих своего решения, является повышение престижа государственной  службы. Одним из решений этой проблемы является привлечение на работу в  государственный аппарат образованных, компетентных, профессионально подготовленных людей с достойным вознаграждением  за их добросовестный труд.

В целях поддержания и  защиты авторитета государства и  уважения к его служащим со стороны  общества, каждый государственный служащий или иное должностное лицо, в рамках персональной ответственности, обязан соблюдать требования этических  и моральных стандартов поведения, которые соответствуют его статусу. С этой целью внедряются этические  кодексы, в них воедино собраны  и систематизированы общественные требования к нравственности государственных  служащих

Этический кодекс государственного служащего призван содействовать  укреплению авторитета государственной  власти, доверия граждан к институтам государства, обеспечить единую нравственно-правовую основу для согласованных и эффективных  действий всех государственных структур, противодействовать падению нравственной культуры в обществе.

Гражданский служащий должен соответствовать своему назначению - обеспечивать реализацию компетенции  государственного органа и при этом обязан знать функции государственного органа и свои должностные функции, которые регламентированы в соответствующих  нормативных правовых актах и  в должностном регламенте, правильно  понимать возложенные на государственный  орган задачи и его предметы ведения, неукоснительно соблюдать процедуры  реализации компетенции (правила, инструкции, порядки, регламенты), всегда действовать  в интересах государства и  общества.

От профессионализма, компетенции  и уровня нравственности государственных  служащих как проводников политики государства во многом зависит не только авторитет власти, эффективность  реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества.

С целью соблюдения норм служебного поведения гражданского служащего в структуре аппарата государственного органа планируется  образовать самостоятельное подразделение  по вопросам государственной службы. Оно также будет курировать вопрос о конфликте интересов на гражданской  службе.

           В настоящее время правовую основу урегулирования конфликта интересов в Российской Федерации составляют следующие законодательные акты: Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Указ Президента Российской Федерации от 3 марта 2007г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».

Законодательство предусматривает  следующие способы урегулирования конфликтов интересов: сообщение гражданским  служащим о личной заинтересованности до того, как его действия привели  к возникновению конфликта интересов; изменение должностного или служебного положения государственного гражданского служащего; отвод или самоотвод  государственного гражданского служащего  в случаях и порядке, предусмотренных  законодательством Российской Федерации; передача принадлежащих государственным  гражданским служащим ценных бумаг, акций (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление.

Основные проблемы и недостатки урегулирования конфликта интересов  на государственной гражданской  службе можно сформулировать следующим  образом: «мягкая» форма запрета  конфликта интересов – требование «предотвращения и урегулирования конфликтов интересов»; термин «урегулирование конфликта интересов» не раскрыт полностью; законодательство не предусматривает целенаправленных действий по устранению из жизни государственных органов наиболее вызывающих типичных конфликтов интересов; отсутствует система мониторинга для оценки эффективности урегулирования конфликта интересов по истечении определенного периода времени.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»// Собрание законодательства
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
  3. Федеральный  закон от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»
  4. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих".
  5. Аверина О.Р. Этика и культура управления: Учебное пособие. Хабаровск: ДАГС, 2004. - 132 с.
  6. Административная этика: Учебное пособие / Под общей ред. проф. В.Л. Конституцией Российской Федерации - М: Прогресс, 2003. - 167 с.
  7. Бахрах Д.Н. Государственная служба России: Учебное пособие. - М: Проспект, 2007.
  8. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 136 с.
  9. Глазунова Н.И. Система государственного управления : учебник для ВУЗов, - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 367 с.
  10. Государственная служба Российской Федерации: Основы управления персоналом / под общ. ред. В.П. Иванова. М.: Известия, 2005. – 410с.
  11. Государственная служба: Учебник / Под ред. проф. В. Г. Игнатова. -М.: ИКУ «МарТ», 2004. - 399 с.
  12. Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. 2003. - 326 с.
  13. Иванов В. А. Государственная служба Российской Федерации. Основы управления персоналом. - М.: Известия, 2003. - 264 с.
  14. Ионова А. И. Этика и культура государственного управления: Учебное пособие / Под общей редакцией Г. В. Атаманчука. - М.: Издательство РАГС, 2003. - 164 с.
  15. Казаченкова О.В. Конфликт интересов на государственной гражданской службе. // «Журнал российского права».-2006 год.-№3.
  16. Карпенко А.В. Профессия – государственный служащий // Государственная служба, 2005. - 294 с.
  17. Киселев С.Г. Государственная гражданская служба. Учебное пособие. - М: ГУУ, 2007. - 284 с.
  18. Краснов В.Н. Ответственность власти. - М.: Издательство Магистр, 2003. - 182 с.
  19. Кулакова Ю.А. Некоторые вопросы правовых ограничений на государственной гражданской службе.// «Арбитражный и гражданский процесс», 2007. - 320 с.
  20. Магомедов, К.О. Кадровые технологии в управлении персоналом государственной гражданской службы
  21. Нравственные основы государственной службы России / Под общ. ред. В.М. Соколова. М: РАГС /Статут, 2006. – 333с.
  22. Руководство ОЭСР по разрешению конфликтов интересов на государственной службе / http://transparency.org.ru/INTER/OECD_soc.asp
  23. Седов В. Правовые основы разрешения конфликта интересов на государственной гражданской службе РФ / В. Седов // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - 2007. - №10. - окт. - С.52-54.
  24. Теория управления: учебник / под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. М.: РАГС, 2006. – 568с.
  25. Федосенко В.А. Административно-правовая регламентация служебного поведения и урегулирование конфликта интересов в системе государственной гражданской службы Российской Федерации. // Административное и муниципальное право, 2008. - №10 – С.21-26.
  26. Фролов С.С. Социология организаций: учебник. М. Гадарики, 2007. – 384с.
  27. Чаннов С.Е. Административно-правовое регулирование функционирования комиссий по урегулированию конфликта интересов на государственной гражданской службе // Административное и муниципальное право. - 2009г. - №4 – С.18-24
  28. Чаннов С. Е. Правовое урегулирование конфликта интересов на государственной гражданской службе /С. Е. Чаннов.//Трудовое право. -2006. - № 11. - С. 32 – 34

 

 


Информация о работе Требования к служебному поведению гражданского служащего