Федеральным органом отраслевого
управления в области иностранных
дел, в том числе осуществляющим
функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере международных
отношений РФ, является Министерство иностранных дел РФ (МИД
России). Оно действует под руководством Президента
РФ и подотчетно ему. В своей деятельности
оно руководствуется Конституцией РФ,
федеральными законами, Указами и распоряжениями
Президента РФ, постановлениями и распоряжениями
Правительства РФ, нормами международного
права, международных договоров и соглашений,
подписанных РФ, а также Положением о нем,
утвержденным Указом Президента РФ от
11 июля 2004 г.
Основными задачами МИД России являются:
разработка общей стратегии внешней
политики РФ и представление соответствующих
предложений Президенту РФ; реализация
внешнеполитического курса РФ; обеспечение
дипломатическими и международно-правовыми
средствами защиты суверенитета, безопасности,
территориальной целостности РФ,
других ее интересов на международной
арене; защита дипломатическими и международно-правовыми
средствами прав, свобод и интересов граждан
и юридических лиц РФ за рубежом; содействие
развитию связей и контактов с соотечественниками,
проживающими за рубежом и др.
МИД России осуществляет руководство,
координацию и контроль деятельности
дипломатических и консульских
представительств, а также координацию
и контроль деятельности находящихся
за рубежом представителей (представительств)
федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов РФ, российских государственных
учреждений, организаций и предприятий;
организует консульскую работу за рубежом
и на территории РФ и осуществляет
постоянные контакты с посольствами
и консульствами иностранных
государств, находящихся на территории
РФ; оказывает консульские, информационно-консультационные
и иные виды услуг по вопросам своей
компетенции; осуществляет организацию
приема иностранных государственных
и правительственных делегаций;
оформляет паспортно-визовую документацию.
Министерство реализует дипломатическими
и международно-правовыми средствами
усилия РФ по обеспечению международного
мира, глобальной и региональной безопасности;
участвует в разработке и реализации
государственной политики в области
обеспечения прав и свобод граждан
РФ, обороны и безопасности государства,
расширения торгово-экономических
и финансовых связей, научно-технического,
культурного, иного обмена РФ с иностранными
государствами и международными
организациями, а также связей с
соотечественниками, проживающими за
рубежом; осуществляет поддержку российских
участников внешнеэкономической деятельности,
защиту их законных интересов за рубежом;
заключает в пределах своей компетенции
международные договоры межведомственного
характера и т.д.
МИД России осуществляет свою деятельность
как непосредственно, так и через
дипломатические представительства
и консульские учреждения РФ.
Юстиция как отрасль управления
выполняет важные задачи по укреплению
законности, организации защиты прав
и законных интересов граждан, предприятий,
организаций, учреждений, общественных
объединений; способствует осуществлению
правосудия.
Систему органов управления юстицией
составляют: Министерство юстиции РФ,
подведомственные ему Федеральная служба исполнения наказаний,
Федеральная регистрационная служба,
Федеральная служба судебных приставов, главные
управления Министерства юстиции РФ по
федеральным округам, иные органы юстиции.
Организация и компетенция Министерства
юстиции РФ закреплены в Положении
о нем, утвержденном Указом Президента
РФ от 13 октября 2004 г. Согласно данному
Положению Министерство юстиции РФ (Минюст
России) осуществляет функции по выработке и
реализации государственной политики
и нормативно-правовому регулированию
в установленной сфере деятельности, а
также в сфере исполнения уголовных наказаний,
адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного
порядка деятельности судов и исполнения
судебных актов, актов других органов,
регистрации прав на недвижимое имущество
и сделок с ним, регистрации общественных
объединений, религиозных организаций
и политических партий. Общее руководство
Минюстом России осуществляет Президент
РФ, которому оно подотчетно и подконтрольно.
Основными задачами Минюста России
являются разработка общей стратегии
государственной политики, нормативно-правовое
регулирование в установленной
сфере деятельности, а также обеспечение
в пределах своей компетенции
защиты прав и свобод человека и
гражданина.
Минюст России осуществляет важные
функции по правовому обеспечению
правотворческой деятельности Президента
РФ и Правительства РФ. Содержанием
данных функций является разработка
проектов нормативных актов, которые
вносятся Правительством РФ в порядке
законодательной инициативы; проведение
юридической экспертизы проектов законодательных
и иных нормативных актов, вносимых федеральными
органами исполнительной власти на рассмотрение
Президента РФ и Правительства РФ. Подобная
экспертиза проводится им в отношении
нормативных правовых актов субъектов
РФ на предмет их соответствия Конституции
РФ и федеральным законам.
Важным направлением деятельности
Минюста России является координация
работы федеральных органов исполнительной
власти по подготовке предложений к
проектам планов законопроектной деятельности
Правительства РФ, государственная
регистрация их нормативных правовых
актов, затрагивающих права, свободы
и обязанности человека и гражданина,
устанавливающих правовой статус организаций
или имеющих межведомственный характер.
Оно также осуществляет государственный
учет нормативных правовых актов
субъектов РФ; организует государственную
регистрацию уставов муниципальных
образований.
Министерство осуществляет организационное
и методическое руководство деятельностью
судебно-экспертных учреждений; выдает
разрешения на открытие представительств
иностранных юридических организаций
и т.д.
Органами управления юстицией решаются
важные задачи в процессе руководства
учреждениями судебных экспертиз, взаимодействия
с организациями адвокатов, нотариальными
учреждениями, в том числе с
нотариусами, занимающихся частной
практикой, с органами записи актов
гражданского состояния.
Заключение
Подводя итог данной работы, прежде всего,
необходимо отметить, что административно-политическая
сфера не однородна. Она объединяет тесно
связанные между собой и взаимодополняющие
области государственного управления:
оборону, безопасность, внутренние дела,
юстицию, иностранные дела.
Учитывая специфику данных областей,
исключительными управленческими
полномочиями в административно-политической
сфере обладает Президент РФ,
который осуществляет руководство
деятельностью соответствующих
федеральных органов исполнительной
власти (Минобороны РФ, ФСБ РФ, МВД
РФ, Минюста РФ, МИД РФ). Очевидно,
что такое положение сужает в
данной сфере компетенцию Правительства
РФ, которое согласно ч. 1 ст. 110 Конституции
РФ осуществляет исполнительную власть.
В административно-политической сфере
сохраняется жесткое централизованное
управление.
Еще одной существенной особенностью
административно-политической сферы
является широкая возможность государственных
органов, действующих в ее рамках,
использовать меры административного
принуждения.
В общем, эффективное государственное
управление административно-политической
сферой имеет решающее значение для
обеспечения прав и свобод личности,
поступательного развития гражданского
общества, нормальной работы государственных
институтов, а в конечном счете
– для стабильного положения
в любой другой сфере государственного
управления.
Список использованной литературы
- Конституция РФ, принятая всенародным
голосованием 12.12.1993.
- Федеральный конституционный
закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2010) «О
Правительстве Российской Федерации».
- Федеральный закон от 31.05.1996
N 61-ФЗ (ред. от 05.04.2011) «Об обороне».
- Федеральный закон от 28.12.2010
N 390-ФЗ «О безопасности».
- Федеральный закон от 28.03.1998
N 53-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О воинской обязанности
и военной службе».
- Федеральный закон от 21.07.1997
N 118-ФЗ (ред. от 11.07.2011) «О судебных приставах».
- Федеральный закон от 10.01.1996
N 5-ФЗ (ред. от 14.02.2007) «О внешней разведке».
- Федеральный закон от 07.02.2011
N 3-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О полиции».
- Федеральный закон от 06.02.1997
N 27-ФЗ (ред. от 05.04.2011) «О внутренних войсках
Министерства внутренних дел Российской
Федерации».
- Федеральный закон от 03.04.1995
N 40-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О Федеральной службе
безопасности».
- Указ Президента РФ от 21.07.2003
N 821 (ред. от 16.08.2004) «О военном геральдическом
знаке - эмблеме и флаге Министерства обороны
Российской Федерации».
- Указ Президента РФ от 15.02.2011
N 195 «О некоторых вопросах Министерства
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий»
- Указ Президента РФ от 13.10.2004
N 1313 (ред. от 12.07.2011) «Вопросы Министерства
юстиции Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 11.07.2004
N 865 (ред. от 09.07.2010) «Вопросы Министерства
иностранных дел Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 08.11.2011
N 1478 «О координирующей роли Министерства
иностранных дел Российской Федерации
в проведении единой внешнеполитической
линии Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 07.06.2004
N 726 (ред. от 06.05.2011) «Об утверждении Положений
о Совете Безопасности Российской Федерации
и аппарате Совета Безопасности Российской
Федерации, а также об изменении и признании
утратившими силу отдельных актов Президента
Российской Федерации»
- Указ Президента РФ от 04.06.2001
N 644 (ред. от 05.09.2011) «О некоторых вопросах
Министерства внутренних дел Российской
Федерации»
- Указ Президента РФ от 01.09.2007
N 1132 (ред. от 22.06.2009) "Об утверждении Положения
о военных комиссариатах"
- Указ Президента РФ от 01.03.2011
N 248 (ред. от 19.09.2011) "Вопросы Министерства
внутренних дел Российской Федерации"
(вместе с "Положением о Министерстве
внутренних дел Российской Федерации"
- Акчурин З.Х., Федулова М.Н.
Актуальные вопросы правового регулирования
прохождения военной службы.// «Право в
Вооруженных Силах».- 2007.- № 5.
- Баранов А. П. Понятие и сущность
механизма правового регулирования деятельности
органов Федеральной службы безопасности.
// Юрид. мир. - 2008. - № 11. - С. 75-77.
- Гензюк Э.Е. О некоторых признаках
государственного управления.// Рос. юстиция.
- 2007. - N 5. - С. 40-42.
- Глазунова Н. И. Государственное
и муниципальное (административное) управление:
учебник для вузов / - М. : Проспект, 2009. -
560 с.
- Демин А.А. Проблемы управления
населением. // Государственная власть
и местное самоуправление. - 2008. - N 3. - С.
46-48.
- Киселев А.Г. Государственное
управление в регионах: новые подходы.
// Менеджмент в России и за рубежом. –
2009. - № 5.
- Короткова О. И. Взаимодействие
органов исполнительной государственной
власти как необходимое условие в повседневном
руководстве экономической и административно-политической
сферами жизни общества. // Гос. власть
и местное самоуправление. - 2011. - № 1. - С.
14-17 .
- Максуров А. Координация - наиболее преспективный метод построения системы государственной власти в Российской Федерации . // Государственная власть и местное самоуправление. - 2007. - N 9. - С. 3-6.
- Тихомиров Ю. А., Чеснокова
М. Д. Совершенствование организации управления
и оказания публичных услуг . // Журнал
российского права. - 2005. - N 3. - С. 20-37.
- Управление государством:
проблемы и тенденции развития. Политическая
наука. / ред. А. И. Соловьев. - М. : РОССПЭН,
2008. - 510 с.
- Чиркин В.Е. Государственное
управление : элементарный курс. - М. : Юристъ,
2010. - 320 с.
- Юсупов И.Н. К вопросу о путях
оптимизации государственного управления.
// Государственная власть и местное самоуправление.
- 2007. - N 3. - С. 15-18.
1
Управление государством: проблемы и тенденции
развития. Политическая наука. / ред. А.
И. Соловьев. - М. : РОССПЭН, 2008. - 510 с.
2
Чиркин В.Е. Государственное управление
: элементарный курс. - М. : Юристъ, 2010. - 320
с.
3
Федеральный конституционный закон от
17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ (в ред. от 28 декабря
2010 г.) «О Правительстве РФ».
4
Глазунова Н. И. Государственное и муниципальное
(административное) управление: учебник
для вузов / - М. : Проспект, 2009. - 560 с.
5
Тихомиров Ю. А., Чеснокова М. Д. Совершенствование
организации управления и оказания публичных
услуг . // Журнал российского права. - 2005.
- N 3. - С. 20-37.
6
Юсупов И.Н. К вопросу о путях оптимизации
государственного управления. // Государственная
власть и местное самоуправление. - 2007.
- N 3. - С. 15-18.
7
Максуров А. Координация - наиболее преспективный
метод построения системы государственной
власти в Российской Федерации . // Государственная
власть и местное самоуправление. - 2007.
- N 9. - С. 3-6.
8
Гензюк Э.Е. О некоторых признаках государственного
управления.// Рос. юстиция. - 2007. - N 5. - С.
40-42.
9
Короткова О. И. Взаимодействие органов
исполнительной государственной власти
как необходимое условие в повседневном
руководстве экономической и административно-политической
сферами жизни общества. // Гос. власть
и местное самоуправление. - 2011. - № 1. - С.
14-17 .
10
Демин А.А. Проблемы управления населением.
// Государственная власть и местное самоуправление.
- 2008. - N 3. - С. 46-48.
11
Глазунова Н. И. Государственное и муниципальное
(административное) управление: учебник
для вузов / - М. : Проспект, 2009. - 560 с.
12
Акчурин З.Х., Федулова М.Н. Актуальные
вопросы правового регулирования прохождения
военной службы.// «Право в Вооруженных
Силах».- 2007.- № 5.
13 Киселев А.Г.
Государственное управление в регионах:
новые подходы. // Менеджмент в России и
за рубежом. – 2009. - № 5.
14
Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. №390-ФЗ
«О безопасности».
15
Баранов А. П. Понятие и сущность механизма
правового регулирования деятельности
органов Федеральной службы безопасности.
// Юрид. мир. - 2008. - № 11. - С. 75-77.
16
Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ (ред.
от 18.07.2011) «О Федеральной службе безопасности».
17
Глазунова Н. И. Государственное и муниципальное
(административное) управление: учебник
для вузов / - М. : Проспект, 2009. - 560 с.