Административное
право
«Виды административно-правовых
отношений»
Содержание
Введение……………………………………………………………...……………3
- Понятие и
особенности административно-правовых
отношений………….4
- Критерии
классификации административно-правовых
отношений……...10
- Виды административно-правовых
отношений……………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….22
Список
использованных источников…………………………………………...23
Введение
Административно-правовые
отношения, как и все остальные
виды правоотношений в различных отраслях
права, являются важнейшим базисом. В общей
характеристике административно-правовых
отношений следует отметить некоторые
стороны, которые могут быть основой для
отграничения административно-правовых
отношений от других видов правоотношений.
Они весьма существенны, потому что на
природу административно-правовых отношений
оказывают определяющее влияние: сфера
их появления (механизм функционирования
исполнительной власти); специфика административно-правового
регулирования (императивность и односторонность
действий субъектов управления); содержание
административно-правовых норм, то есть
их юридической базы. Приоритетными являются
предмет и метод административного права,
которые определяют необходимую основу
для проведения видовых отличий между
правовыми отношениями.
Административное
право – это свободная область правовой
системы Российской Федерации. Области
права различаются между собой по предмету
и методу правового регулирования. Именно
предмет административного права составляют
административно-правовые отношения.
Исходя
из всего вышеуказанного, целью данной
работы является изучение вопроса об
административно-правовых отношениях,
выделение их особенностей, отличий
от других правовых отношений, и, наконец,
необходимо обозначить роль административно-правовых
отношений в социальной жизни и в функционировании
государства как звена в механизме правового
регулирования. Важно также проанализировать
критерии классификации и виды административно-правовых
отношений.
- Понятие и
особенности административно-правовых
отношений
Административно-правовые
отношения представляют собой разновидность
правовых отношений, отличающихся по характеру,
юридическому содержанию, по их участникам.
Они обладают всеми основными
признаками любого правового отношения:
- первичность
правовых норм, вследствие чего правоотношение
есть результат регулирующего воздействия
на данное общественное отношение данной
правовой нормы, придающего ему юридическую
форму;
- регламентация
правовой нормой действий (поведения)
сторон этого отношения; корреспонденция
взаимных обязанностей и прав сторон правоотношения,
определяемая правовой нормой;
- установление
их юридической ответственности за несоответствующее
требованиям правовой нормы поведение.
Соответственно,
административно-правовое отношение –
урегулированное административно-правовой
нормой управленческое общественное отношение,
в котором стороны выступают как носители
взаимных обязанностей и прав, установленных
и гарантированных административно-правовой
нормой. Существуют две концепции признаков
административно-правовых отношений.
Согласно одной из концепций административно-правовые
отношения:
- возникают
в процессе государственного управления;
- имеют в качестве
обязательного субъекта орган государственного
управления (органа исполнительной власти);
- являются
отношениями власти-подчинения и характеризуются
юридическим неравенством сторон.
Вторая
концепция административно-правовых
отношений:
- возникают
в сфере государственного управления;
- могут иметь
место между всеми субъектами административного
права в любом их сочетании;
- делятся по
соотношению прав и обязанностей участников
на две группы: отношения власти-подчинения
и отношения равноправия.
Несмотря
на некоторые различия в понимании
сущности административно-правовых отношений,
можно отметить общий недостаток, свойственный
обеим концепциям: в них ничего не говорится
о таком фундаментальном признаке этих
отношений, как важность установления
гарантии судебной защиты прав и интересов
граждан по отношению к управлению. Этот
недостаток вытекает в отсутствие правового
режима административно-правовых отношений,
отсутствие режима обеспечения правовой
защиты граждан по отношению к управлению
(исполнительной власти).
Особенности
административно-правовых отношений
состоят в следующем [8, c. 34]:
- Широко распространено
мнение, что административно-правовые
отношения в отличие от всех других (особенно
– гражданско-правовых) являются властеотношениями,
построенными на началах «власть – подчинение».
Именно этот их признак является главным,
поскольку предопределен важнейшими приоритетами
государственно-управленческой деятельности.
- Сущность
государственно-управленческой деятельности,
как и любого другого вида социального
управления, определяет необходимость
выделения субъекта управления, т. е. той
стороны регулируемых административным
правом управленческих отношений, в руках
которой концентрируется власть. В силу
этого определенный приоритет воли такого
субъекта (единая управляющая воля) всегда
налицо. Поэтому его сознательно-волевые
проявления (волеизъявления) направлены
на упорядочение поведения объекта управления.
Практическое выражение такой направленности
обычно характеризуется как «команда»;
это – переходный мостик к формуле «власть
– подчинение».
- Административные
правоотношения, как и все другие правоотношения,
имеют свой объект. Его понимание связано
с сущностными чертами государственно-управленческой
деятельности, всегда предполагающими
соподчиненность воль. Воля всех участников
регулируемых управленческих отношений
подчинена единой управляющей воле. Так
образуется властный характер этих отношений,
а власть (авторитет) является средством
волевого регулирования управленческих
процессов. Но в этих процессах принимают
участие люди, наделенные волей и сознанием;
они совершают определенные, предписанные
административно-правовыми нормами действия
или воздерживаются от них. Соответственно
объектом административно-правового отношения
являются воля, сознание и опосредованное
ими поведение (действия) управляемых
в сфере реализации исполнительной власти.
- Административно-правовые
отношения (по своей сути управленческие)
имеют широкую сферу для своего возникновения,
изменения или прекращения. Это – сфера
государственного управления – понятие,
границы которого в течение всей истории
определялись объемом и направленностью
практической деятельности по реализации
исполнительной власти. Сфера государственного
управления охватывает все основные направления
экономической, социально-культурной
и административно-политической работы,
в которой задействованы огромное количество
различного рода производственных и непроизводственных,
государственных и негосударственных
коллективов, тысячи граждан.
- Сфера государственного
управления – поле практической деятельности
исполнительных органов и должностных
лиц, действующих от имени этих органов.
Из этого утверждения можно сделать вывод,
что в границах названной сферы нередко
возникают правоотношения иного рода
(например, финансово-правовые, земельно-правовые,
природоохранные, предпринимательские
и даже гражданско-правовые). Это давно
подтвердила практика.
Итак,
административным правоотношениям
свойственна предусматриваемая
действующим правом возможность
выступать в роли одного из элементов
общего механизма правового регулирования
или юридического (административно-правового)
опосредования общественных отношений,
относящихся к предмету других отраслей
российского права.
- Сфера государственного
управления является той областью деятельности
государства, в которой действуют особого
рода субъекты. Обобщенно их называют
или органами государственного управления,
или органами исполнительной власти. Таким
образом, в административно-правовых отношениях
опосредуется само государственное управление,
т.е. компетенция соответствующих субъектов
этого вида государственной деятельности.
Она не ограничивается только взаимодействием
разноуровневых субъектов такого рода
(например, отношениями между вышестоящими
и нижестоящими исполнительными органами).
Управленческая компетенция реализуется
в отношениях со всеми возможными сторонами,
чья практическая деятельность или же
чьи конкретные интересы связываются
с механизмом исполнительной власти, т.е.
с процессом реализации компетенции ее
субъектов.
- Для возникновения
административно-правовых отношений необходимы
особые условия, которые:
- возникают
непосредственно в связи с практической
деятельностью исполнительных органов
по реализации возложенных на них исполнительно-распорядительных
функций. Например, заключение имущественных
сделок не является проявлением исполнительной
власти, а потому, совершая подобного рода
действия, исполнительный орган не выступает
в роли субъекта управления. Механизм
реализации исполнительной власти не
находит своего выражения в этих действиях;
- возникают
также непосредственно по поводу осуществления
исполнительными органами не любых функций,
а только управленческих. Имеется в виду
практическая реализация принадлежащих
им юридически властных полномочий. Без
них исполнительный орган не может выступать
в роли субъекта исполнительной власти.
- Административно-правовые
отношения по своей сути являются организационными.
Они имеют прямую связь с реализацией
функций исполнительной власти, которые
по своему содержанию направлены на организацию
процесса правоисполнения. Административно-правовые
отношения несут на себе организационную
нагрузку в двух основных аспектах:
- «самоорганизация»
– организация собственной работы всего
исполнительного аппарата, осуществляемая
в рамках административно-правовых отношений
между разными звеньями системы исполнительных
органов;
- организация,
выходящая за рамки ее первого варианта
и реализуемая в административно-правовых
отношениях с участием иных коллективов
и людей, соприкасающихся со сферой государственного
управления.
По
этим основным направлениям через административно-правовые
отношения исполнительная власть может
оказывать повседневное регулирующее
и организующее воздействие на поведение
управляемых.
- Административно-правовые
отношения «не закрыты» для кого-либо
из возможных участников правовых отношений..
Наличие правомочий, представляемых административно-правовой
нормой, либо возложение ею определенных
обязанностей – единственное условие,
при соблюдении которого каждый, кто функционирует
в сфере государственного управления
или заинтересован в ее нормальном функционировании,
может быть инициатором их возникновения
либо прекращения. Таким образом, административно-правовые
отношения могут возникать по инициативе
любой из сторон: исполнительных органов
и их должностных лиц, государственных
коллективов, граждан. Все же согласие
или желание второй стороны не является
во всех случаях обязательным условием
их возникновения. Административно-правовые
отношения могут возникать и вопреки желанию
второй стороны или ее согласию. Этот признак
в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых
отношений.
- Между сторонами
административно-правовых отношений возможны
споры. Так, гражданин может быть не согласен
с правомерностью принятых в его адрес
действий исполнительного органа (должностного
лица).
- Для гражданско-правовых
отношений характерна ответственность
одной стороны перед другой. Административным
правом установлен иной порядок ответственности
сторон административно-правовых отношений
в случае несоблюдения ими требований
административно-правовых норм. В этом
случае ответственность одной стороны
наступает непосредственно перед государством
в лице его соответствующего органа (должностного
лица).
Возможна
и ответственность одной стороны
административно-правового отношения
перед другой, но в ограниченных
случаях и пределах.