Виды административно-правовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 14:08, контрольная работа

Описание

Административно-правовые отношения, как и все остальные виды правоотношений в различных отраслях права, являются важнейшим базисом. В общей характеристике административно-правовых отношений следует отметить некоторые стороны, которые могут быть основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они весьма существенны, потому что на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их появления (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового регулирования (императивность и односторонность действий субъектов управления); содержание административно-правовых норм, то есть их юридической базы. Приоритетными являются предмет и метод административного права, которые определяют необходимую основу для проведения видовых отличий между правовыми отношениями.

Содержание

Введение……………………………………………………………...……………3
Понятие и особенности административно-правовых отношений………….4
Критерии классификации административно-правовых отношений……...10
Виды административно-правовых отношений……………………………..14
Заключение……………………………………………………………………….22
Список использованных источников…………………………………………...23

Работа состоит из  1 файл

Административное право.doc

— 151.00 Кб (Скачать документ)

     Итак, общие черты неоднозначных вертикальных административно-правовых отношений  – это осуществление в их рамках прямого управляющего воздействия и приоритета юридически выраженной воли одной стороны [2, с. 45]. Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны. В них, соответственно, отсутствуют юридически властные веления одной стороны, обязательные для другой. Конечно,, такого рода правоотношения не столь распространены в сфере государственного управления, как вертикальные. И это понятно, ибо они как бы выпадают из общего русла административно-правового регулирования. Тем не мение, возможность их возникновения имеет место быть. Сам факт признания равенства сторон в административно-правовых отношениях находится в прямом противоречии с сущностью административно-правового регулирования и с принципиальными особенностями административно-правовых отношений. Поэтому необходимо учитывать следующие определяющие обстоятельства:

    1. действительное, а не формальное юридическое равенство участников административно-правовых отношений, т.е. качество, традиционно связываемое с гражданско-правовыми отношениями,, вполне реально при наличии одинакового правового уровня сторон и, соответственно, отсутствии выраженной в любой форме их соподчиненности;
    2. обязательное одновременное наличие в конкретных управленческих связях этих двух признаков, ибо отсутствие соподчиненности не всегда тождественно юридическому равенству сторон;
    3. столь же обязательно отсутствие юридически властного волеизъявления одной стороны, адресованного другой.

     К числу горизонтальных отношений относятся следующих административно-правовых отношения:

  1. отношения, предшествующие непосредственному управляющему воздействию. Они служат предпосылкой вертикальных отношений, т.е. предназначены для создания условий, необходимых для принятия одностороннего юридически властного решения.
  2. отношения, возникающие после осуществления непосредственного управляющего воздействия с целью создания условий для эффективной реализации принятого в одностороннем порядке юридически властного решения.

     Названные группы отношений относятся к числу административно-процедурных:

  1. отношения административно-процессуального характера, в которых стороны занимают равноправное положение (например, в рамках производства по жалобам граждан, по делам об административных правонарушениях). Содержанием этих отношений является рассмотрение административно-правовых споров;
  2. отношения административно-договорного характера, носящие форму различного рода соглашений (например, предварительное соглашение о приеме на ту или иную должность). Соглашения возможны и между субъектами исполнительной власти.

     Классификация административно-правовых отношений  и оснований их возникновения  и прекращения является необходимым  предварительным условием правовой регламентации способов их реализации и эффективного практического их применения органами государственного управления или местного самоуправления. 
 

Заключение

     Подводя итог вышесказанному можно извлечь  обобщенную характеристику предмета административного права, то есть тех социальных отношений, которые урегулированы нормами административного права. Это такие управленческие отношения как:

  • управленческие отношения – в рамках таких отношений непосредственно выполняются задачи, функции и права исполнительной власти;
  • управленческие отношения внутриорганизационного характера – возникают в процессе работы субъектов законодательной и судебной власти, а также органов прокуратуры;
  • управленческие отношения – возникают с участием субъектов местного самоуправления;
  • отдельные управленческие отношения организационного характера – проявляются в сфере «внутренней» жизни различных негосударственных формирований, а также в связи с осуществлением общественными объединениями внешне-властных функций и полномочий.

     Управление  действует во всех областях социальной жизни, эта деятельность велика по объему и разнородна по содержанию. Во многих ситуациях административная работа настолько специфична, настолько близко связана с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного права, а других его отраслей. Так, управленческую деятельность администрации предприятий, учреждений в отношении их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное следствие – уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, – финансовое право. Поэтому крайне важно в определении предмета административного права внести уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые регламентированы другими отраслями права РФ.

 

      Список использованных источников

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП) от 30.12.2001 N 195-ФЗ.
  2. Административное право. Учебник / под ред. Л.Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005. – 703 с.
  3. Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права // Государство и право. – 2003. – № 2 – С. 37 -45.
  4. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право. Учебник. 2-е изд., изм. и доп. – М.: Норма, 2005. – 800 с.
  5. Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право: Курс лекций. Общая и Особенная часть. – СПб.: ГУАП, 2007. – 432 с.
  6. Князев С.Д. Административное право РФ: предмет, система, реформирование // Правоведение. – 2001. – № 5. – С. 37-53.
  7. Смоленский М.Б. Административное право. Учебник. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 346 с.
  8. Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное право Российской Федерации: Учебник. – Ростов-на-Дону: Фенис, 2006. – 347 с.

Информация о работе Виды административно-правовых отношений