Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 03:22, курсовая работа
Целью работы является исследование вопросов правового и организационного обеспечения и осуществления защиты прав несовершеннолетних в РФ.
Для реализации данной цели необходимы постановка и решение следующих основных задач:
1. Рассмотрение и анализ содержания имущественных личных неимущественных прав несовершеннолетних детей.
2. Исследование понятия защиты прав несовершеннолетних детей и структуры органов, ее осуществляющих.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие и сущность прав несовершеннолетних детей 5
1.1.Личные неимущественные права несовершеннолетних детей 5
1.2.Имущественные права несовершеннолетнего 14
ГЛАВА 2. Защита прав несовершеннолетних 18
2.1.Понятие защиты прав несовершеннолетних детей и органы, ее осуществляющие 18
2.2.Защита прав несовершеннолетних детей органами внутренних дел 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ПОВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ им. П.А. СТОЛЫПИНА
Факультет государственного муниципального образования
Направление подготовки 230700.62 “Прикладная информатика”
Кафедра теории права
Курсовая работа
по дисциплине: «Правоведение»
на тему: «Защита прав несовершеннолетних по семейному законодательству».
Автор работы:
подпись
оценка
подпись
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие и сущность прав несовершеннолетних детей 5
1.1.Личные неимущественные права несовершеннолетних детей 5
1.2.Имущественные права несовершеннолетнего 14
ГЛАВА 2. Защита прав несовершеннолетних 18
2.1.Понятие защиты прав несовершеннолетних детей и органы, ее осуществляющие 18
2.2.Защита прав несовершеннолетних детей органами внутренних дел 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Oснoвoй любoгo coврeмeннoгo гoсудaрствa, ячeйкoй oбщeствa, нeсoмнeннo, являeтся сeмья. Главной же ценностью семейной жизни считаются дети. Именно забота о них является залогом процветания общества и государства. Причем забота эта должна исходить в равной степени и от родителей, и от государства. Государство путем должной поддержки извне, социальной политики, проводимой в отношении семьи и детства, способствует становлению полноценных граждан и развитию общества в целом. Сегодняшняя действительность свидетельствует, что обеспечение прав ребенка стало серьезной проблемой для России. Тяжелая экономическая ситуация, которая существует в нашей стране уже несколько лет, в первую очередь отражается на семейном благополучии. Лишь некоторое число семей смогло адаптироваться к новой ситуации. Страдают от этого, конечно же, дети. Агрессивность, равнодушие, жестокость и бездуховность взрослых ведут к деградации, одичанию детей и подростков из различных социальных слоев.
В ближайшее время в России ожидается уменьшение численности населения моложе трудоспособного возраста в связи с низким уровнем рождаемости. Сокращается и количество многодетных семей с несовершеннолетними детьми. По-прежнему высоким остается число факторов, способствующих росту семейного неблагополучия, нарушению социализации детей. Несмотря на сокращение количества разводов за последнее время, доля неполных семей все еще высока, продолжается рост внебрачной рождаемости.
Остается острой проблема детской безнадзорности и социального сиротства. Также увеличилось количество случаев привлечения родителей к уголовной ответственности за жестокое обращение с ребенком.
В числе причин, которые способствуют возникновению инвалидности у детей, отмечаются ухудшение экологической ситуации, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, высокий уровень заболеваемости родителей.
Проблема защиты прав ребенка существует не только в России, но и во всем мире, но для нашей страны она приобретает пугающие размеры. Нарушение прав детей стало особенно распространенным в последние годы.
Все вышесказанное обуславливает актуальность избранной для исследования темы.
Целью работы является исследование вопросов правового и организационного обеспечения и осуществления защиты прав несовершеннолетних в РФ.
Для реализации данной цели необходимы постановка и решение следующих основных задач:
Семейный кодекс РФ1 разделяет права несовершеннолетних детей на два вида: личные неимущественные права и имущественные права.
К личным неимущественным правам несовершеннолетних детей относятся:
- право жить и воспитываться в семье (ст. 54 СК РФ);
- право на общение с
родителями и другими
- право на защиту (ст. 56 СК РФ);
- право выражать свое мнение (ст. 57 СК РФ);
- право на имя, отчество и фамилию (ст. 58 СК РФ).
Право ребенка жить и воспитываться в семье. Одним из самых важных прав ребенка является предусмотренное ст. 54 СК его право жить и воспитываться в семье. Ребенок имеет право жить вместе со своими родителями и никто не может этому воспрепятствовать — ни государственные органы, ни частные лица. Нормы о праве ребенка на семейное воспитание согласуются и с п. 2 ст. 20 ГК, устанавливающей местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, место жительства их законных представителей. Несовершеннолетние, которым исполнилось четырнадцать лет, вправе избрать место своего жительства с согласия их законных представителей. Право на совместное проживание с родителями несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, естественно, сохраняется. Место жительства ребенка при раздельном проживании родителей определяется соглашением родителей. При отсутствии такого соглашения спор разрешается судом. Право ребенка жить и воспитываться в семье не может быть реализовано лишь в исключительных случаях, когда совместное проживание с родителями противоречит интересам ребенка, в частности, при лишении родителей родительских прав или при ограничении их в родительских правах. С учетом важности данного вопроса для интересов ребенка решение о его раздельном проживании с родителями может быть принято только судом с соблюдением установленных СК необходимых процедур и условий. Право ребенка жить и воспитываться в семье, кроме изложенного права на семейное воспитание и совместное проживание с родителями, также включает в себя такие права ребенка, как:
Право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей и право на их заботу вытекает из требований ст. 7 Конвенции о правах ребенка и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от данных родителей. Право ребенка знать своих родителей на практике может быть ограничено случаями, когда получение сведений о родителях является невозможным. В случаях утраты родительского попечения (отсутствие родителей, смерть родителей, лишение их родительских прав, признание недееспособными, болезнь родителей и в др. случаях) право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в установленном законом порядке. При этом предпочтение отдается семейным формам воспитания детей, оставшихся без родительского попечения: передача их на усыновление, в приемную семью или под опеку (попечительство). И только в том случае, когда отсутствует возможность устройства ребенка на воспитание в семью, он подлежит передаче в детское воспитательное учреждение
С правом несовершеннолетних детей жить и воспитываться в семье неразрывно связано и закрепленное ст. 55 СК право детей на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками, что создает необходимые предпосылки для полноценного воспитания и образования детей. В этой связи необходимо отметить, что в России издревле воспитывалось уважение у детей к кровным узам родства. Каждая степень ближайшего родства имела свое специальное наименование. В XVIII-XIX вв. была достаточно широко распространена практика передачи детей на воспитание близким родственникам, особенно бабушкам, на несколько месяцев или даже лет2. В настоящее время ребенок имеет право на общение с родственниками обоих родителей, включая бабушку и дедушку как со стороны матери, так и со стороны отца. Исчерпывающий перечень родственников, которые имеют право на общение с ребенком, в законе отсутствует, что дает возможность включения в эту категорию не только близких родственников обоих родителей, но и родственников более отдаленных степеней родства, то есть лица, связанные между собой кровным родством и происходящие один от другого или от общего предка, в том числе дядя (тетя), двоюродные братья (сестры) и т. д.3 .
Право ребенка на общение со своими родителями и другими родственниками в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу и др.) с учетом особенностей его осуществления и важности для ребенка также предусмотрено семейным законодательством. Понятие экстремальной может охватывать различные случаи, которые создают реальные предпосылки для причинения морального и физического вреда несовершеннолетнему и требующие незамедлительного оказания ему содействия в каких-либо формах, которые соответствуют степени угрозы его жизни, здоровью, личной неприкосновенности и т.д. Для определения иных разновидностей экстремальной ситуации, в которой может оказаться ребенок, возможно использовать также понятие трудной жизненной ситуации (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.4 Безусловно, экстремальной является ситуация, связанная с привлечением ребенка к административной или уголовной ответственности. Понятно, что при подобных обстоятельствах общение ребенка с родителями и другими близкими родственниками крайне необходимо для него, но только в порядке и формах, определенных законом.
Перечисленные в качестве примера формы общения ребенка с родителями в условиях экстремальной ситуации различны и могут по-разному реализовываться на практике (например, посещение больного ребенка в лечебном учреждении, свидание с задержанным ребенком в местах предварительного заключения или с осужденным ребенком в воспитательных колониях общего режима или в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении для несовершеннолетних и т. п.). Главным условием здесь является соблюдение установленного законом порядка и условий такого общения между родителями и детьми.
Семейный кодекс не только наделяет ребенка соответствующими правами, но и устанавливает надежные гарантии их осуществления. Одной из таких гарантий является закрепление права ребенка на защиту своих прав и законных интересов .
В праве предусматривается
а) произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь или посягательства на честь и достоинство;
б) всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации;
в) экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, представляющей опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию;
г) незаконного потребления
д) всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения;
е) бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания;
ж) всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.
Меры защиты ребенка от перечисленных выше угроз и посягательств могут включать как разработку социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления случаев жестокого обращения с ребенком, так и законодательные, административные, просветительные и иные меры.. Семейным кодексом установлено, что непосредственная защита прав и законных интересов ребенка должна осуществляться родителями или лицами, их заменяющими (то есть приемными родителями, попечителями, опекунами, усыновителями), а в прямо предусмотренных СК случаях - органами опеки и попечительства, прокурором и судом.
В качестве первоочередных мер по реальному осуществлению права ребенка на защиту в ближайшей перспективе предусматривается введение практики ознакомления детей через школьную программу с их правами, включая информирование детей о возможности пожаловаться на насилие в семье. В этих же целях планируется освещение в средствах массовой информации прецедентов процессов над гражданами (в том числе родителями), нарушающими права детей, как в семье, так и в образовательных (дошкольных, школьных) и иных (лечебных, исправительно-трудовых) учреждениях.5 Весьма значительной гарантией надлежащей защиты прав ребенка в семье является установление обязанности должностных лиц организаций и граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка или о нарушениях его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав ребенка.
Информация о работе Защита прав несовершеннолетних по семейному законодательству