Защита прав несовершеннолетних по семейному законодательству

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 03:22, курсовая работа

Описание

Целью работы является исследование вопросов правового и организационного обеспечения и осуществления защиты прав несовершеннолетних в РФ.
Для реализации данной цели необходимы постановка и решение следующих основных задач:
1. Рассмотрение и анализ содержания имущественных личных неимущественных прав несовершеннолетних детей.
2. Исследование понятия защиты прав несовершеннолетних детей и структуры органов, ее осуществляющих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие и сущность прав несовершеннолетних детей 5
1.1.Личные неимущественные права несовершеннолетних детей 5
1.2.Имущественные права несовершеннолетнего 14
ГЛАВА 2. Защита прав несовершеннолетних 18
2.1.Понятие защиты прав несовершеннолетних детей и органы, ее осуществляющие 18
2.2.Защита прав несовершеннолетних детей органами внутренних дел 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29

Работа состоит из  1 файл

курсовая по праву.docx

— 68.93 Кб (Скачать документ)

Функции защиты прав несовершеннолетних возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних.  Ст. 156 уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев. 

Защита прав ребенка в  семье входит также в компетенцию Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Согласно ст. 11 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в обязанности этих комиссий входит:  

  • предъявление в суд иска о лишении и ограничении родительских прав; 
  • осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов ребенка, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их безнадзорности, беспризорности; 
  • организация, в случае необходимости, контроля за условиями воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних детей; 
  • подготовка материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с защитой прав ребенка в семье.

Таким образом, защита прав ребенка в судебном порядке касается случаев нарушения его прав в семье, если возникает спор о воспитании ребенка. А защита прав ребенка, особенно того, кто утратил родительское попечение, входит в сферу деятельности органа опеки и попечительства. Поэтому приоритетным и наиболее распространенным способом защиты прав ребенка является не судебная, а административно-правовая защита, осуществляемая органами опеки и попечительства. Именно эти органы управомочены государством на выполнение защитных функций, которые осуществляются по-разному, в зависимости от конкретной ситуации.  
Еще одним международно-правовым способом судебной защиты прав ребенка является его обращение в Европейский Суд по правам человека. В случае установления этим судом нарушения права заявителя ему может быть выплачена денежная компенсация, а рекомендации Суда являются обязательными для исполнения государством-ответчиком. Обычно интересы детей перед Европейским судом представляют их родители, но если это по каким-либо причинам невозможно, ребенок может воспользоваться помощью адвоката или общественной организации, в соответствии с национальным законодательством.  
 
При этом, в прецедентах Европейского Суда особо указывается, что несовершеннолетние могут самостоятельно или через представителей инициировать подачу жалобы.  
Большое количество дел о защите прав детей в Европейском суде касаются назначения опеки над ребенком, контактов с родителями и другими родственниками, а также – права на уважение личной и семейной жизни, недопустимости применения физических наказаний и права на обучение. 

2.2.Защита прав несовершеннолетних детей органами внутренних дел

Выявление родителей или  лиц, их заменяющих, не исполняющих  или ненадлежащим образом исполняющих  обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в  отношении их противоправные действия, а также принятие к ним мер  в соответствии с законодательством  РФ является обязанностью сотрудников  подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел и участковых уполномоченных милиции согласно пункту 9.17 Инструкции по организации деятельности участкового уполномоченного милиции13.

О нарушении прав и интересов  ребенок может сообщить в органы внутренних дел. Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона "О милиции", ст. 3, 6 Указа Президента РФ "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ"). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или не исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав. 

На подразделения по делам  несовершеннолетних органов внутренних возложено решение следующих  основных задач:

- предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и  антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин  и условий, способствующих этому;

- обеспечение защиты прав  и законных интересов несовершеннолетних;

- выявление и пресечение  случаев вовлечения несовершеннолетних  в совершение преступлений и  антиобщественных действий.

В процессе повседневной деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД выработаны эффективные формы  и методы профилактики правонарушений несовершеннолетних, которые необходимо не только закрепить, но и развить  в общероссийском законодательном  акте, например Федеральном законе «О профилактике правонарушений», который  бы определял основные понятия, принципы, виды и направления профилактической деятельности.

Рассмотрим еще один орган, играющий важную роль в обеспечении  защиты прав несовершеннолетних –  КДН (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав). Серьезным препятствием на пути проведения реформы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав является отсутствие прочной  законодательной основы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей  компетенции:

1) обеспечивают осуществление мер  по защите и восстановлению  прав и законных интересов  несовершеннолетних, защите их от  всех форм дискриминации, физического  или психического насилия, оскорбления,  грубого обращения, сексуальной  и иной эксплуатации, выявлению  и устранению причин и условий,  способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным  действиям несовершеннолетних;

2) подготавливают совместно с  соответствующими органами или  учреждениями материалы, представляемые  в суд, по вопросам, связанным  с содержанием несовершеннолетних  в специальных учебно-воспитательных  учреждениях закрытого типа, а  также по иным вопросам, предусмотренным  законодательством Российской Федерации;

3) рассматривают представления  органа управления образовательного  учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших общего образования,  из образовательного учреждения  и по другим вопросам их  обучения в случаях, предусмотренных федеральным законом об образовании в Российской Федерации;

4) обеспечивают оказание помощи  в трудовом и бытовом устройстве  несовершеннолетних, освобожденных  из учреждений уголовно-исполнительной  системы либо вернувшихся из  специальных учебно-воспитательных  учреждений, содействие в определении  форм устройства других несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства,  а также осуществление иных  функций по социальной реабилитации  несовершеннолетних, которые предусмотрены  законодательством Российской Федерации  и законодательством субъектов  Российской Федерации;

5) применяют меры воздействия  в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных  представителей в случаях и  порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;

6) подготавливают и направляют  в органы государственной власти  субъекта Российской Федерации  и (или) органы местного самоуправления  в порядке, установленном законодательством  субъекта Российской Федерации,  отчеты о работе по профилактике  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних на территории  соответствующего субъекта Российской  Федерации и (или) на территории  соответствующего муниципального  образования.

На наш взгляд, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав нуждаются в реформировании. Весь вопрос в том, как это сделать, чтобы не навредить. Нам кажется, что реформирование комиссий по делам  несовершеннолетних и защите их прав возможно через повышение координирующей, ведущей роли комиссий в системе  субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Для этого необходимо предпринять  следующее. Во-первых, срочно принять  Федеральный закон «Об основах  организации и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав», в котором предусмотреть, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются головным органом координации и контроля деятельности всех других органов и  учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Полагаем, что принятие данного Закона не следует ставить в зависимость  от законодательного оформления ювенальной юстиции: одно другому не мешает. Во-вторых, решить проблему кадрового обеспечения  комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав14. Немало комиссий, в которых лишь один штатный работник, что явно ненормально. В-третьих, целесообразно установить ответственность субъектов профилактики за неисполнение постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также за непредоставление комиссии информации, предусмотренной законом. В-четвертых, необходимо исключить порочную практику включения штатных работников комиссий в состав отдела по делам молодежи, органа управления образованием, которые сами являются субъектами профилактики.

Таким образом, первым шагом  по реформированию комиссий по делам  несовершеннолетних и защите их прав могло бы стать повышение авторитета комиссий с четким определением их ведущей роли в системе субъектов  профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящей работе были рассмотрены  основные вопросы защиты прав несовершеннолетних детей в РФ. На основании вышеизложенного, необходимо сделать основные выводы о том, что проблема защиты прав детей в России существовала всегда, не решена она и сегодня. Систематическое нарушение прав детей обусловлено, в первую очередь, обострившимся в последние время кризисом института семьи. Ощутимо снизился ее воспитательный уровень, ослабли нравственные устои, увеличивается число детей, пострадавших от жестокого обращения с ними родителей. Государственная система защиты прав ребенка в семье работает, как правило, по наступившим последствиям (сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания).Распространению этих современных бед в России способствовало резкое изменение социально-экономических и политических условий, высокий уровень безработицы, усиление социального неравенства, когда доходы одних в десятки раз превышают уровень жизни большинства населения, и другие перемены в жизни общества.

Социально-экономический кризис в  России привел к снижению уровня жизни  и массовым нарушениям прав детей. Несмотря на то, что ст. 38 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция  РФ) предусмотрено, что материнство  и детство находятся под защитой  государства, семейно-правовая политика последних десятилетий далеко не в полной мере соответствовала провозглашенным  конституционным положениям.

Присоединившись 15 сентября 1990 года к  Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка» (далее – Конвенция о правах ребенка), Россия приняла на себя обязательство во всех действиях в отношении детей в первую очередь уделять внимание наилучшему обеспечению их интересов, независимо от того, предпринимаются ли эти действия государственными или иными учреждениями, занимающимися социальным обеспечением, судами, административными или законодательными органами.

С самого рождения ребенок находится  под охраной государства и  обладает следующими правами: жить и  воспитываться в семье, общаться с родителями и другими родственниками, право на защиту, право выражать свое мнение, право на имя, право  на имущество, на медицинское обслуживание, на образование и др.

Конвенция о правах ребенка не только говорит о  ребенке как о лице, наделенном конкретными правами, но и делает возможным для детей утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). Многие эксперты считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией о правах ребенка в законодательство по правам человека, является именно «превращение»  ребенка из пассивного объекта защиты в активного субъекта.

Предусмотренная Конвенцией о правах ребенка обязанность государства  обеспечить ребенку защиту, необходимую  для его благополучия, и принять  для этого все соответствующие  законодательные и административные меры, отражается в ст. 2 Конституции  РФ, где сказано: «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».Судебная форма защиты прав несовершеннолетних на сегодняшний день является основной, и в судебном порядке может быть защищено любое нарушенное право несовершеннолетнего. Таким образом, дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

 

              

 

Информация о работе Защита прав несовершеннолетних по семейному законодательству