Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 03:22, курсовая работа
Целью работы является исследование вопросов правового и организационного обеспечения и осуществления защиты прав несовершеннолетних в РФ.
Для реализации данной цели необходимы постановка и решение следующих основных задач:
1. Рассмотрение и анализ содержания имущественных личных неимущественных прав несовершеннолетних детей.
2. Исследование понятия защиты прав несовершеннолетних детей и структуры органов, ее осуществляющих.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Понятие и сущность прав несовершеннолетних детей 5
1.1.Личные неимущественные права несовершеннолетних детей 5
1.2.Имущественные права несовершеннолетнего 14
ГЛАВА 2. Защита прав несовершеннолетних 18
2.1.Понятие защиты прав несовершеннолетних детей и органы, ее осуществляющие 18
2.2.Защита прав несовершеннолетних детей органами внутренних дел 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Функции защиты прав несовершеннолетних возложены на Органы опеки и попечительства при Администрациях районов, Прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних при РОВД районов, комиссии по делам несовершеннолетних. Ст. 156 уголовного кодекса предусматривает уголовную ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Жестокое обращение может выражаться в непредставлении несовершеннолетнему питания, запирании в помещении одного на долгое время, систематическом унижении его достоинства, издевательствах, нанесении побоев.
Защита прав ребенка в
семье входит также в компетенцию Комиссии
по делам несовершеннолетних и защите
их прав. Согласно ст. 11 Закона "Об основах
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних"
в обязанности этих комиссий входит:
Таким образом, защита прав ребенка
в судебном порядке касается случаев нарушения
его прав в семье, если возникает спор
о воспитании ребенка. А защита прав ребенка,
особенно того, кто утратил родительское
попечение, входит в сферу деятельности
органа опеки и попечительства. Поэтому
приоритетным и наиболее распространенным
способом защиты прав ребенка является
не судебная, а административно-правовая
защита, осуществляемая органами опеки
и попечительства. Именно эти органы управомочены
государством на выполнение защитных
функций, которые осуществляются по-разному,
в зависимости от конкретной ситуации.
Еще одним международно-правовым способом
судебной защиты прав ребенка является
его обращение в Европейский Суд по правам
человека. В случае установления этим
судом нарушения права заявителя ему может
быть выплачена денежная компенсация,
а рекомендации Суда являются обязательными
для исполнения государством-ответчиком.
Обычно интересы детей перед Европейским
судом представляют их родители, но если
это по каким-либо причинам невозможно,
ребенок может воспользоваться помощью
адвоката или общественной организации,
в соответствии с национальным законодательством.
При этом, в прецедентах Европейского
Суда особо указывается, что несовершеннолетние
могут самостоятельно или через представителей
инициировать подачу жалобы.
Большое количество дел о защите прав
детей в Европейском суде касаются назначения
опеки над ребенком, контактов с родителями
и другими родственниками, а также – права
на уважение личной и семейной жизни, недопустимости
применения физических наказаний и права
на обучение.
Выявление родителей или
лиц, их заменяющих, не исполняющих
или ненадлежащим образом исполняющих
обязанности по воспитанию и обучению
детей, а также работников образовательных,
воспитательных, лечебных либо иных учреждений,
нарушающих права и законные интересы
несовершеннолетних, совершающих в
отношении их противоправные действия,
а также принятие к ним мер
в соответствии с законодательством
РФ является обязанностью сотрудников
подразделений по делам несовершеннолетних
органов внутренних дел и участковых
уполномоченных милиции согласно пункту
9.17 Инструкции по организации деятельности
участкового уполномоченного
О нарушении прав и интересов ребенок может сообщить в органы внутренних дел. Органы внутренних дел участвуют в принудительном исполнении решений, связанных с отобранием ребенка (ст. 79 СК), а также в розыске лиц, уклоняющихся от исполнения судебных решений по спорам, связанным с воспитанием детей (пп. 14 ст. 10 Закона "О милиции", ст. 3, 6 Указа Президента РФ "О милиции общественной безопасности (местной милиции) в РФ"). Также ОВД проводят индивидуальную профилактическую работу с семьями, в которых нарушаются права ребенка; с родителями, не исполняющими или не исполняющими свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей; участвуют в выявлении фактов нарушения прав ребенка в семье; в необходимых случаях осуществляют подготовку дел по лишению и ограничению родительских прав.
На подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних возложено решение следующих основных задач:
- предупреждение безнадзорности,
беспризорности, правонарушений и
антиобщественных действий
- обеспечение защиты прав
и законных интересов
- выявление и пресечение
случаев вовлечения
В процессе повседневной деятельности подразделений по делам несовершеннолетних ОВД выработаны эффективные формы и методы профилактики правонарушений несовершеннолетних, которые необходимо не только закрепить, но и развить в общероссийском законодательном акте, например Федеральном законе «О профилактике правонарушений», который бы определял основные понятия, принципы, виды и направления профилактической деятельности.
Рассмотрим еще один орган, играющий важную роль в обеспечении защиты прав несовершеннолетних – КДН (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав). Серьезным препятствием на пути проведения реформы комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав является отсутствие прочной законодательной основы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции:
1) обеспечивают осуществление
2) подготавливают совместно с
соответствующими органами или
учреждениями материалы,
3) рассматривают представления
органа управления
4) обеспечивают оказание помощи
в трудовом и бытовом
5) применяют меры воздействия
в отношении
6) подготавливают и направляют
в органы государственной
На наш взгляд, комиссии
по делам несовершеннолетних и защите
их прав нуждаются в реформировании.
Весь вопрос в том, как это сделать,
чтобы не навредить. Нам кажется,
что реформирование комиссий по делам
несовершеннолетних и защите их прав
возможно через повышение
Таким образом, первым шагом по реформированию комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав могло бы стать повышение авторитета комиссий с четким определением их ведущей роли в системе субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
.
В настоящей работе были рассмотрены основные вопросы защиты прав несовершеннолетних детей в РФ. На основании вышеизложенного, необходимо сделать основные выводы о том, что проблема защиты прав детей в России существовала всегда, не решена она и сегодня. Систематическое нарушение прав детей обусловлено, в первую очередь, обострившимся в последние время кризисом института семьи. Ощутимо снизился ее воспитательный уровень, ослабли нравственные устои, увеличивается число детей, пострадавших от жестокого обращения с ними родителей. Государственная система защиты прав ребенка в семье работает, как правило, по наступившим последствиям (сиротство, безнадзорность, преступность, наркомания).Распространению этих современных бед в России способствовало резкое изменение социально-экономических и политических условий, высокий уровень безработицы, усиление социального неравенства, когда доходы одних в десятки раз превышают уровень жизни большинства населения, и другие перемены в жизни общества.
Социально-экономический кризис в
России привел к снижению уровня жизни
и массовым нарушениям прав детей. Несмотря
на то, что ст. 38 Конституции Российской
Федерации (далее – Конституция
РФ) предусмотрено, что материнство
и детство находятся под
Присоединившись 15 сентября 1990 года к Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка» (далее – Конвенция о правах ребенка), Россия приняла на себя обязательство во всех действиях в отношении детей в первую очередь уделять внимание наилучшему обеспечению их интересов, независимо от того, предпринимаются ли эти действия государственными или иными учреждениями, занимающимися социальным обеспечением, судами, административными или законодательными органами.
С самого рождения ребенок находится под охраной государства и обладает следующими правами: жить и воспитываться в семье, общаться с родителями и другими родственниками, право на защиту, право выражать свое мнение, право на имя, право на имущество, на медицинское обслуживание, на образование и др.
Конвенция о правах ребенка не только говорит о ребенке как о лице, наделенном конкретными правами, но и делает возможным для детей утверждение своих прав с помощью национальных судебных или административных процедур (ст. 12 Конвенции). Многие эксперты считают, что одним из самых значительных вкладов, сделанных Конвенцией о правах ребенка в законодательство по правам человека, является именно «превращение» ребенка из пассивного объекта защиты в активного субъекта.
Предусмотренная Конвенцией о правах
ребенка обязанность
Информация о работе Защита прав несовершеннолетних по семейному законодательству