Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:14, контрольная работа
Кардинальные изменения в общественной жизни, политическая, экономическая нестабильность, возникновение новых форм собственности, рост числа новых субъектов хозяйственной деятельности, стремительное развитие предпринимательства и расширение частного сектора экономики неизбежно повлекли за собой изменения в системе борьбы с преступностью в России.
Введение
1. Частная детективная и охранная деятельность в России.
2. Частная детективная (сыскная) деятельность.
3. Частная охранная деятельность.
4. Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
1. Частная детективная и
2. Частная детективная (сыскная) деятельность.
3. Частная охранная деятельность.
4. Контроль и надзор за частной детективной и охранной деятельностью.
Заключение.
Список использованной литературы.
Кардинальные изменения в общественной
жизни, политическая, экономическая нестабильность,
возникновение новых форм собственности, рост числа новых субъектов хозяйственной
деятельности, стремительное развитие
предпринимательства и расширение частного
сектора экономики неизбежно повлекли
за собой изменения в системе борьбы с
преступностью в России.
В период реформ утратили прежнее
значение отдельные общественные формирования,
такие как добровольные народные дружины,
в то же время возникли новые субъекты
борьбы с преступностью. В частности, интенсивно
развивался институт частной детективной
и охранной деятельности.
В настоящее время около 24000 охранно-сыскных
предприятий обеспечивают безопасность
порядка 200 000 объектов, на которых ежегодно пресекаются тысячи преступлений.
Около 700000 сотрудников негосударственных
организаций безопасности, допущенных
к работе с оружием - это новый
социально-профессиональный слой. 30 процентов,
указанных работников, по оценкам экспертов,
составляют бывшие сотрудники органов
внутренних дел, государственной безопасности,
других правоохранительных
органов. Их профессиональная характеристика
вытекает из особенностей прежней работы
в правоохранительных органах, что определяет государственную
психологию - желание видеть Россию сильным
государством и стремление содействовать
его становлению. Именно эти факторы
делают этот слой объективным союзником
правоохранительных органов в борьбе
с преступностью.
Актуальность обусловлена теоретической
и практической значимостью проблем, связанных
с совершенствованием правоохранительной деятельности органов внутренних
дел и негосударственных формирований,
как важнейшей гарантии укрепления законности,
что крайне необходимо в процессе формирования
юридических и социально-политических
основ правовой государственности. Значительные
изменения в общественно-политической
жизни и экономическом развитии России,
в процессе построения правового
государства, потребовали совершенствования
всех общественных отношений. В первую
очередь, это относится к отношениям, обеспечивающим личную безопасность
граждан, защиту их жизни, здоровья и частной
собственности, как того требует Конституция
Российской Федерации.
В нынешней острой криминогенной
ситуации частные охранно-сыскные предприятия
стали неотъемлемой частью системы внутренней
безопасности государства. Они вносят
существенный вклад в дело сдерживания
роста преступности и борьбы
с нею. Проблема участия представителей частных
охранных структур в охране общественного
порядка наряду с работниками органов
внутренних дел представляется весьма
актуальной. Уже очевидно, что обеспечить
в должной мере охрану общественного порядка
и обеспечение общественной безопасности
в современных условиях силами одних подразделений
полиции общественной безопасности невозможно.
В этих условиях органы внутренних дел
стали остро нуждаться в привлечении для
решения поставленных перед ними задач
приданных сил.
1. Частная детективная и охранная деятельность в России.
К числу изменений, произошедших в последние годы в правовой сфере, следует отнести передачу части функций государственных правоохранительных органов и спецслужб негосударственным детективным и охранным агентствам, службам безопасности предприятий и организаций, в которых в настоящее время работают сотни тысяч человек.
На данный момент правовой основой частной детективной и охранной деятельности являются Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности» от 11 марта 1992 года, Федеральный Закон «Об оружии» от 13 декабря1996г, Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. Существует также целый ряд законов и подзаконных актов, кругом своего действия задевающих частную охранную и детективную деятельность. В соответствии выше указанными источниками частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях зашиты законных прав и интересов своих клиентов. Не мало важным является факт указания того, что граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, «не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется»[2].
Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана.
В целях сыска разрешается
1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
2) изучение рынка, сбор
3) установление обстоятельств
4) выяснение биографических и
других характеризующих
5) поиск без вести пропавших граждан;
6) поиск утраченного гражданами
или предприятиями,
7) сбор сведений по уголовным
делам на договорной основе
с участниками процесса. В течение
суток с момента заключения
контракта с клиентом на сбор
таких сведений частный
В целях охраны предусмотрены следующие виды услуг:
1) защита жизни и здоровья граждан;
2) охрана имущества
3) проектирование, монтаж и эксплуатационное
обслуживание средств охранно-
4) консультирование и подготовка
рекомендаций клиентам по
5) обеспечение порядка в местах
проведения массовых
Указанные выше услуги, особо
подчеркивается в Законе, могут оказывать
лишь физические или юридические лица,
имеющие статус частного детектива, частного
детективного предприятия или объединения,
частного охранника или частного охранного
предприятия либо охранно-сыскного подразделения.
Физические и юридические лица,
не имеющие такого статуса, не вправе оказывать
сыскные и охранные услуги, причем частный
охранник может оказывать услуги по охране
только в составе предприятия, имеющего
лицензию на оказание охранных услуг.
«Физическим лицам лицензия на частную
охранную деятельность не выдается, они
получают только документ (удостоверение
частного охранника), подтверждающий их
статус частного охранника»[3].
Регламентируется вопрос о праве
предприятий, осуществляющих частную
детективную и охранную деятельность,
на содействие правоохранительным органам
в обеспечении правопорядка, в том числе
на договорной основе. Далее
Закон разделяет понятия частной
детективной и охранной деятельности,
и дает подробное описание обоим видам,
что попытаемся сделать и мы.
2. Частная детективная (сыскная) деятельность.
Частным детективом признается
гражданин Российской Федерации, получивший
в установленном порядке лицензию на частную
сыскную деятельность и выполняющий перечисленные
в Законе сыскные услуги. Согласно Закону
сыскная деятельность должна быть основным
видом занятости частного детектива, таким
образом, Законодатель приближает частного
детектива к работнику правоохранительных
органов, так же лишенному права совмещать
службу с иными способами заработка. Статья
5 ФЗ РФ «О частной детективной и охранной
деятельности» очерчивает круг
Согласно этой статье частный детектив
имеет право на устный опрос граждан и
должностных лиц (с их согласия), наведение
справок, изучение предметов и документов
(с письменного согласия их владельцев),
внешний осмотр строений, помещений, и
других объектов, наблюдение. Допускается
использование видео- и аудиозаписи, кино-
и фотосъемки, технических и иных средств,
не причиняющих вреда жизни и здоровью
граждан окружающей среде. Нельзя не отметить
важность оговорок о согласии лиц, на которых
направлена частная детективная деятельность,
что, соответствует положениям Конституции
РФ, в частности ее п. 1 ст. 23: «Каждый имеет
право на неприкосновенность частной
жизни, личную и семейную тайну…».
В ст. 5 рассматривается также и
вопрос о применении специальных
средств в ходе оказания услуг. Отдельно
оговорено то, что частные детективы имеют
право использовать специальные средства
только в ситуациях, сопряженных с опасностью
для жизни и здоровья. Виды, порядок приобретения,
учета, хранения и ношения специальных
средств устанавливаются
Правительством Российской Федерации.
На данный момент действует
Постановление Правительства РФ от 14 августа
1992 г. №587 «Вопросы частной детективной
и охранной деятельности». Приложение
№2 к этому Постановлению приводит перечень
специальных средств, используемых в частной
детективной и охранной деятельности:
жилет защитный 1-5 класса защиты, шлем
защитный 1-3 класса защиты, спецсредство
«Черемуха-10» и его аналоги, газовый пистолет,
наручники, палка резиновая (пластиковая).
Постановление также заявляет о том, что
применение спец. средств – прерогатива
лиц, прошедших специальную подготовку,
и выдержавших ежегодную проверку в органах
внутренних дел на профессиональную пригодность.
Любому использованию этих средств должно
предшествовать предупреждение о намерении
их применения, в случае, если спец средства
были все же применены частный детектив
обязан оказать доврачебную помощь, уведомить
о произошедшем органы здравоохранения
и внутренних дел. Неправомерное применение
специальных средств влечет установленную
законодательством ответственность.
В определении частной детективной
и охранной деятельности задевается вопрос
о необходимости получения специального
разрешения (лицензии). Это положение развивается
в статье 6 настоящего Закона и в Положении
о лицензировании негосударственной (частной)
сыскной деятельности.
Лицензирующим органом является Министерство
внутренних дел РФ. Выдача лицензий на
частную сыскную деятельность на определенной
территории РФ производится соответствующим
органом внутренних дел в пределах его
компетенции. «Таким образом, в основе
лицензирования сыскной деятельности
положен территориальный принцип: орган
внутренних дел конкретного региона
(субъекта РФ) дает разрешение на проведение
вышеуказанной деятельности на территории
конкретного региона (субъекта РФ)»[5].
Для получения лицензии гражданин – соискатель
лицензии обязан лично предоставить в
соответствующий орган внутренних дел
анкету, фотографии, медицинскую справку
о состоянии здоровья, документы, подтверждающие
его гражданство, наличие юридического
образования или прохождения специальной
подготовки для работы в качестве частного
сыщика, либо стаж работы в оперативных
или следственных подразделениях не менее
трех лет, сведения о потребности в спец.
средствах и намерении их использовать.
Органы внутренних дел вправе устанавливать
достоверность сведений, изложенных в
документах. Но только в течение 60 дневного
срока, после чего обязательно принятие
решения. В случае отказа в выдаче лицензии
орган внутренних дел обязан письменно
информировать об этом гражданина, направившего
заявление, с указанием мотивов отказа.
Это решение может быть обжаловано в вышестоящий
орган внутренних дел или суд.
Гражданину, получившего лицензию на работу
в качестве частного детектива, соответствующим
органом внутренних дел одновременно
выдается документ, установленного образца,
удостоверяющий его личность. Лицензия
выдается на срок 5 лет, и может быть продлена
еще на 5 лет в случае представления в лицензирующий
орган соответствующего заявления лицензиата,
не позднее, чем за один месяц до истечения
срока ее действия.
Помимо необходимости лицензирования, Закон накладывает и другие ограничения в сфере детективной деятельности. Довольно широкий спектр этих ограничений изложен в статье 7 ФЗ РФ «О частной детективной и охранной деятельности». Среди них наиболее примечательные и важные: запрет выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, запрет скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений. Эти требования формулируют необходимость содействия между правоохранительными органами и частными детективами. Дублируются запреты о недопустимости посягательств на конституционные права и свободы граждан: запреты собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц, прибегать к действиям, ставящим под угрозу жизнь, здоровье, честь и достоинство граждан. Закреплены положения морально-нравственного характера: запреты фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента, разглашать собранную информацию, использовать ее вопреки интересам своего клиента. В заключении статьи сказано, что нарушение данных положений влечет установленную законом ответственность.
Защита интересов клиента
Оказание охранных услуг, перечисленных в части третьей статьи третьей выше указанного Закона, разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения, получившим соответствующую лицензию в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г.№128ФЗ и Положением о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 600 от 14 августа 2002 года.
Для получения лицензии на оказание
охранных услуг предприятие, создаваемое
для этих целей, представляет в соответствующий
территориальный орган внутренних дел
записку, в которой «перечисляются виды
охранных услуг и указываются территория
деятельности, данные о предполагаемой
численности персонала, намерении использовать
технические и иные средства, специальные
средства, оружие и потребности в них»[5].
Обязательным требованием к руководителю
охранного предприятия является наличие
высшего образования.
ОВД при необходимости вправе устанавливать
достоверность сведений, изложенных в
представленных документах, необходимых
для принятия решения о выдаче лицензий
на охранную деятельность. На рассмотрение
представленных документов органам внутренних
дел отводится до 60 суток, после чего выносится
решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии
на охранную деятельность. При отказе
в выдаче лицензии, ответ дается в письменном
виде с объяснением причин отказа. Претендент
вправе обжаловать данное решение в вышестоящий
орган внутренних дел или суд.