Государственные служащие как субъекты административного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 05:12, курсовая работа

Описание

Предметом моей курсовой работы являются нормативно правовой акт регулирующий субъекты административного права.
Целью курсовой работы является целостно-логическое исследование административно–правового статуса субъектов административно–правовых отношений.
Перед написанием курсовой работы ставятся следующие основные задачи:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Органы исполнительной власти и государственные служащие как
субъекты административного права………………………………………5
1.1 Органы исполнительной власти как субъекты административного
права…………………………………………………………………………5
1.2 Государственные служащие как субъекты административного права….11
Глава 2. Граждане, предприятия, учреждения, общественные объединения
как субъекты административного права………………………………….20
2.1 Граждане как субъекты административного права………………………20
2.2 Предприятия, учреждения, общественные объединения как субъекты
административного права…………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...39
Список нормативных актов и литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовик.docx

— 65.25 Кб (Скачать документ)

     Постоянно проживающие иностранные граждане имеют больший объем прав в  некоторых сферах и областях управления по сравнению с временно пребывающими. Это касается трудовой деятельности, социального обеспечения, культурно-просветительной  работы и др. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами на обжалование незаконных действий (бездействия) государственных органов, их должностных лиц, на неприкосновенность жилища, на свободу и личную неприкосновенность, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на образование и т.д. Но имеются и определенные "изъятия" в отношении граждан, принадлежащих к другому государству: они не имеют активного и пассивного избирательного права, не участвуют во всенародном голосовании, не могут находиться на государственной службе и т.д. Иностранные граждане не несут обязанностей военной службы.

     Что касается иностранных граждан, пользующихся привилегиями, льготами и дипломатическим  иммунитетом, то их статус определяется законодательством РФ и международными договорами. 

2.2 Предприятия,  учреждения, общественные объединения  как субъекты    

       административного права 

     Рассматривая  общественные объединения как один из субъектов административного  права, подчеркнем: это один из фундаментальных  конституционно-правовых институтов. Нормы об общественных объединениях содержатся в ч. 4, 5 ст. 13; ч. 2 ст. 19; ч. 1 ст. 30; ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации. В этих статьях дана общая  характеристика общественных объединений  как субъекта российского права.

     Конституция Российской Федерации, Федеральный  закон об общественных объединениях, другие законы РФ образовали законодательную  базу общественных объединений. Ее, в  частности, составляют законы об отдельных  видах общественных объединений: "О  профессиональных союзах, их правах и  гарантиях деятельности" от 12 января 1996 г.; "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.; "О свободе совести  и о религиозных объединениях" от 26 сентября 1997 г. и др. Однако базовым федеральным законом, регламентирующим организацию, статус и деятельность общественных объединений, является Закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. Он развивает, дополняет и расширяет диапазон действия общественных объединений, регламентирует многие аспекты административно-правового статуса этих объединений, содержит ряд принципиальных понятий, категорий и терминов, касающихся общественных объединений7. Вначале рассмотрим некоторые общие, принципиальные положения, содержащиеся в Федеральном законе об общественных объединениях. Первое - предмет регулирования Федерального закона. Это общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере отношений, регулируемых Федеральным законом, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации. Второе - сфера действия Федерального закона. Он распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций). Действие Федерального закона распространяется также на деятельность созданных

     Нужно иметь в виду динамичный процесс  обновления российского законодательства изменения и дополнения названного Федерального закона, а также особенно Федеральный закон "О политических партиях" от 11 июля 2001 г. на территории Российской Федерации структурных  подразделений - организаций, отделений, филиалов и представительств иностранных  некоммерческих неправительственных  объединений. Третье - содержание права граждан на объединение. Право граждан на объединение включает право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Федеральный закон об общественных объединениях определяет организационно-правовые формы общественных объединений. Этим вопросам посвящены ст. 7-13 рассматриваемого Закона.

     Общественные  объединения могут создаваться  в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения установленных целей объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не установлено федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган общественной организации - выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высший руководящий орган общественного движения - съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения выступает выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе доброволь-ных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании Данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах. Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг. Указанный орган может определять содержание деятельности общественного учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях), но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем (учредителями).

     Предприятия и учреждения.

     Предприятия и учреждения относятся к субъектам  административного права, но только в определенных правом случаях и  в соответствующем качестве, поскольку  они, в отличие от органов исполнительной власти, не осуществляют функций руководства, а выполняют экономические, социально-культурные и другие задачи и функции в  целях удовлетворения материальных, духовных и иных потребностей граждан, общества и государства.

     Конституция Российской Федерации применяет  термины "предприятия", "учреждения", "государственные, муниципальные  и другие жилищные фонды", "государственные  или муниципальные образовательные  учреждения". В Гражданском кодексе РФ (часть первая) нашли свое юридическое закрепление и развитие такие понятия, как хозяйственные товарищества и общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия; некоммерческие организации.

     В ст. 113 ГК РФ даны определение и основные признаки унитарного предприятия. Унитарным  предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на закрепленное за ней собственником  имущество. Имущество унитарного предприятия  является неделимым и не может  быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между участниками  предприятия8. Устав унитарного предприятия должен содержать, помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций и унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях - и других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным. Имущество государственного и муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Органом унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ, т.е. это право оперативного управления. Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации являются некоммерческими организациями. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. В соответствии со ст. 118 ГК РФ фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.

     Фонд  использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд вправе заниматься предпринимательской  деятельностью, необходимой для  достижения общественно полезных целей, ради которых создан фонд, и соответствующей  этим целям. Для осуществления предпринимательской  деятельности фонды вправе создавать  хозяйственные общества или участвовать  в них. Порядок управления фондом и формирования его органов определяется уставом, утверждаемым учредителями. Статья 118 ГК РФ предъявляет и другие требования к организации и деятельности фондов. Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, такая ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в порядке, предусмотренном ГК РФ, либо может создать для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе. Хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Хозяйственные общества могут создаваться в форме акционерного общества, общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью. Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, если иное не установлено законом. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных Законом о производственных кооперативах и уставом кооператива. Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова "производственный кооператив" или "артель". Правовое положение производственных кооперативов, права и обязанности их членов определяются в соответствии с Гражданским кодексом, Законом о производственных кооперативах. Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. В кооперативе с числом членов более 50 может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью Исполнительных органов кооператива. Исполнительными органами кооператива являются правление и (или) его председатель. Они осуществляют текущее руководство деятельностью кооператива и подотчетны наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива. Членами наблюдательного совета и правления кооператива, а также председателем кооператива могут быть только члены кооператива. Член кооператива не может одновременно быть членом наблюдательного совета и членом правления либо председателем кооператива. Предприятия и учреждения подразделяются на различные виды. По видам их можно условно разделить на три группы. В литературе имеются различные варианты классификации предприятий и учреждений. Например, по виду производства: 1) предприятия, производящие продукцию (заводы, фабрики); 2) предприятия, производящие работы (например, строительные); 3) предприятия, производящие хозяйственные услуги (магазины, дома быта и т.д.).

     В свою очередь, в каждой группе предприятий  по видам производства можно произвести дальнейшее их разделение на подвиды. Предприятия, производящие продукцию, делятся на предприятия промышленные, сельскохозяйственные; предприятия, производящие работы, делятся на предприятия строительные, проектные, изыскательские и др.; предприятия, производящие хозяйственные услуги, делятся на предприятия транспортные, торговые, связи, бытового обслуживания населения и др.

     В условиях многообразия форм собственности  необходимо разделение предприятий  на группы в зависимости от формы  собственности. По этому признаку предприятия  делятся на:

     а) государственные (основанные на государственной федеральной собственности или собственности субъектов Федерации);

     б) муниципальные (основанные на собственности муниципальной, т.е. органов местного самоуправления);

     в) кооперативные (основанные на собственности кооперативной раз личного вида);

     г) частные предприятия (основанные на частной собственности, закреп ленной в ст. 35 Конституции);

     д) предприятия, принадлежащие общественным организациям и основанные на их собственности, например полиграфические предприятия политических партий;

     е) смешанные предприятия (основанные на двух и более формах собственности, например, государственной и частной, государственной собственности РФ и собственности другого государства).

     Разделение  предприятий по формам собственности, имеющей различный правовой статус, влечет значительные различия в их правовом статусе. По этому признаку, т.е. по правовому статусу, предприятия  делятся на:

  1. государственные (находящиеся в управлении государства);
  2. муниципальные, управляемые органами местного самоуправления;
  3. частные предприятия (находящиеся в ведении отдельных лиц или    

    семьи);

  1. полные товарищества (с солидарной ответственностью);
  2. смешанные товарищества;
  3. акционерные общества закрытого типа;
  4. акционерные общества открытого типа;
  5. филиалы и представительства.

     Учреждения  тоже делятся на виды. По роду деятельности различают учреждения: хозяйственные (хозяйственные министерства и ведомства, их органы на местах и т.д.); социальной сферы (образовательные, научные, здравоохранения  и др.); внешнеполитические (системы  Министерства иностранных дел, консульские  учреждения); внешнеэкономические; правоохранительные (система правосудия, система прокуратуры, милиции и Другие правоохранительные системы); воинские (вооруженные формирования, "являющиеся самостоятельными структурами, а не структурными подразделениями).

Информация о работе Государственные служащие как субъекты административного права