Эффективность уголовного наказания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:28, реферат

Описание

Ну про востановления соц. справедливости вопрос довольно дискуссионый. Про предупреждения совершения новых преступлений - хорошо говорить на период отбытия реального лишения свободы. А о достижение цели исправления осужденного можно судить по тому, что после отбытия или исполнения наказния исправилось ли лицо и стало законопослушным или вернулось к преступной деятельности, смогло ли лицо вернуться в жизнь на воле (при реальном отбытии) и адаптироваться к изменениям в обществе.

Работа состоит из  1 файл

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ.docx

— 39.51 Кб (Скачать документ)

Изучая социологическое  наследие марксизма, нужно иметь ввиду, что оно не исчерпываются классовой борьбой и материальным фактором, выходит за примитивные рамки пролетарского пафоса. Социальная концепция Маркса более богата.

Так, в работе «Экономико-философские  рукописи» Маркс выступил как  гуманист, поборник идеи свободы человека, его творчества.

К сожалению, в советское  время многие моменты в наследии марксизма не были востребованы.

Маркс и Энгельс были одни из первых, кто использовал в своих  научных изысканиях данные эмпирических исследований, социальной статистики (анкета для рабочих, на основании  которой была написана работа Энгельса «Положение рабочих в Англии»). Таким  образом, марксизм затрагивал и методологические проблемы научного знания.

Существует множество  толкований марксизма. И каждое из них  претендует на истину. Нужно понимать, что идеи таких толкователей нужно  рассматривать в контексте времени  и социально-культурных ценностей, в которых они находились.

 

 

 

 

 

Социология 

 Перейти к: навигация,  поиск  В другом языковом разделе есть более полная статья Sociology (англ.)

Вы можете помочь проекту, расширив текущую статью с помощью  перевода. 

 

Запрос «Социологические исследования» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

 

Социоло́гия (от лат. socius — общественный + др.-греч. λόγος — наука) — это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

 

Термин социология впервые  был введен О.Контом в 1832 году в 47-й лекции «Курса позитивной философии»[1].

 

По определению Энтони Гидденса, социология — это «изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ»[2]. По определению Ядова В. А., социология — это наука о функционировании общества, о взаимоотношениях людей.

 

Понимание тончайших, но сложных  и глубоких способов, которыми наши жизни отражают контексты нашего социального опыта, является основой  социологического мировоззрения. Социологию особенно интересует социальная жизнь  в современном мире, стремительные  перемены в человеческих обществах, произошедшие в последние два  века. Она остается ведущей дисциплиной, в рамках которой проводится анализ природы этих изменений. Сегодня  наш мир радикальным образом  отличается от прошлого; задача социологии состоит в том, чтобы помочь нам  понять этот мир и его будущие  возможности. Непрерывность и перемены в общественной жизни можно представить  в виде «смеси» преднамеренных и  непреднамеренных последствий человеческих действий. Задача социологии — исследовать  полученный в результате баланс между  социальным воспроизводством и трансформацией. Социальное воспроизводство показывает, каким образом общества «поддерживают  свою жизнь» во времени, трансформация  обозначает перемены, которым общества подвержены[3].

 

Основной целью социологии является «анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком  они складываются в ходе социального  взаимодействия»[4].

 

Вследствие разнообразия подходов (см. мультипарадигматизм), характерного для современного состояния данной дисциплины, «ни одно определение социологии не является полностью удовлетворительным»[5].Содержание  [убрать]

[править]

Классификация социологии

Теоретическая социология —  социология, ориентированная на объективное  научное исследование общества в  целях получения теоретического знания[6]. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.

Эмпирическая социология — это совокупность методических и технических приемов для  сбора первичной социологической  информации. Эмпирическую социологию называют также социографией или прикладной социологией. Такое наименование представляется более точным, поскольку оно подчеркивает описательный характер этой дисциплины. Основная её функция — изучение общественного мнения и разных социальных процессов, описание отдельных частных сторон жизни общества. Эмпирическая социология обречена на ошибки без теоретической социологии.

Макроуровень — фундаментальные  концепции развития общества (либеральная  концепция развития Макса Вебера).

Отраслевая социология —  средний уровень. Социология культуры, политики, личности, социология связей с общественностью(PR), медицины, молодежи, семьи и т. д.

Прикладная социология —  низкий уровень. Собирает и обрабатывает информацию, отношение общества к  вопросам и проблемам этого общества в настоящий момент времени.

 

О́бщество — 1) это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия и формы объединения людей, способная создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе труда; 2) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 3) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 4) группа лиц, объединенных общими морально-этическими нормами (устоями). 5) объединение людей, в результате которого, так как это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, то есть общей для этих людей и их потомков, собственностью, все остальные формы считаются не завершившими объединение, то есть не сформировавшими до конца общество.

[править]

Понятие социальной реальности и социального пространства

 

Социальная реальность —  пространственно-временная структура, представляющая собой связи между  социальными позициями в определённый момент времени. Социальное пространство — самое широкое понятие, использующееся для описания социальной реальности. Большинство социологов определяют его как результирующую социальных связей. Например, Пьер Бурдье считает, что социальное пространство — систематизированные пересечения связей между социальными позициями, обладающими силовым воздействием на людей, занимающих данную социальную позицию. Пётр Штомпка полагает, что социальное пространство — сеть событий в определённый момент времени.

М.Фуко создал концепцию дисциплинарного пространства: способ организации социального пространства есть способ проявления социального контроля, форма власти.

Ю.Лотман рассматривал социальное пространство как разграничения на внутреннее и внешнее. Это семиотический процесс. Внутреннее пространство воспринимается как упорядоченное, организованное, значимое, а внешнее — наоборот. Граница носит символический характер и проявляется через язык, знания, ритуалы.

И.Гофман анализировал микросоциальные пространства и поделил социальное пространства на два плана — передний, соответствующий нормам, и задний, ненормативный.

[править]

Социология как полипарадигмальная наука

 

Парадигма — теоретико-методологическая основа и принцип социологии. Большинство  парадигм делится на два направления  — макросоциологию и микросоциологию, которые основаны на различном представлении о природе социальной реальности.Микро- (субъект) Макро- (объект)

1. Понимание социальной  реальности

Индивидуальная (номинализм) Надиндивидуальная (реализм)

2. Значение материальных  и символических аспектов жизни

Идеалистическое понимание Материалистическое понимание

3. Значение внешних и  внутренних факторов

Внутренние факторы (действие) Внешние факторы (структура)

4. Преобладающие методы

Внутренние факторы (действие) Внешние факторы (структура)

5. Степень свободы индивида

Индивидуализм (свобода) Детерминизм (зависимость от установок)

 

[править]

Социология в рамках позитивизма

 

С точки зрения методологии  позитивизма социология является естественной наукой. Упор на эмпиризм и научные  методы даёт основание социологическим  исследованиям, предполагая, что единственное аутентичное знание — это научное  знание, которое может быть получено путем положительного подтверждения.

 

«Наша главная цель — расширить  научный рационализм, применив его  к человеческому поведению… То, что называют нашим позитивизмом, есть не более чем следствие этого  рационализма.»

 

— Эмиль Дюркгейм, «Правила социологического метода» (1895).

 

В оригинальной контовской трактовке, «позитивизм» означает применение научных методов к раскрытию законов физической и человеческой реальности, тогда как «социология» является более всеобъемлющей наукой, синтезирующей знания о путях улучшения общества.

«Наиболее важным представляется установить иерархию наук — не то как они могут быть упорядочены, но как они должны быть упорядочены, вне зависимости от чьих-либо пристрастий… Конт делает это, используя критерий „позитивности“, или степени определённости наблюдаемых феноменов. Это также является мерой относительной сложности, поскольку точность науки обратно пропорциональна её сложности. Более того, степень этой точности или позитивности, соответственно которой предмет науки может быть описан математически, является индикатором её положения на общей шкале. Обобщая это правило, Конт выделяет пять групп феноменов в порядке уменьшения их позитивности. Эти группы он называет: астрономия, физика, химия, биология и социология.»

 

— Лестер Уорд, Очерки социологии (1898).[7]

 

С тех пор понятие позитивизма  утратило своё первоначальное значение: существует не менее дюжины различных  эпистемологических подходов, относящих  себя к позитивизму. Тем не менее, в современной социологии позитивизм (понимаемый как научный подход к  изучению общества) остается доминирующей парадигмой, особенно в США.

 

Французский социолог Луис Вокант выделяет три главные разновидности позитивизма: Дюркгеймовский, логический и инструментальный. Хотя Дюркгейм отвергает большую часть философии Конта, он оставляет и совершенствует ее метод. Дюркгейм поддерживает утверждение о том, что науки об обществе являются логическим продолжением естественных наук в сферу человеческой активности, и настаивает на том, что они должны сохранить свои объективность, рационализм и взгляд на причинность. Он разработал понятие объективного «социального факта» sui generis, для того чтобы выделить уникальный эмпирический объект, подлежащий изучению в рамках социологии.

 

Разновидностью позитивизма, которая остается преобладающей  в наши дни, является инструментальный позитивизм. Этот подход сторонится эпистемологических и метафизических рассуждений о  природе социальных фактов в пользу методологических дебатов, касающихся ясности, воспроизводимости, надежности и достоверности. Такой позитивизм в некоторой степени является синонимом количественных исследований. Институционализация этой ветви социологии часто ставится в заслугу Полу Лазерсфельду, проводившему широкомасштабные социологические исследования и разработавшему статистический инструментарий анализа их результатов. Результатом этого подхода является создание мезотеорий, если пользоваться терминологией Роберта Мертона: абстрактных утверждений, следующих из отдельных гипотез и эмпирических закономерностей, нежели абстрактных идей об устройстве общества в целом.

[править]

Макросоциология

 

Главной проблемой макросоциологии можно считать вопрос, каким образом в полностью детерминированной социальной реальности может существовать индивидуальная свобода?

 Основные концепции:  Эмиль Дюркгейм (Структурный функционализм), Т. Парсонс (Структурный функционализм), К. Маркс (Теория социального конфликта), Н. Луман (Теория социальных систем), К. Леви-Стросс, М. Фуко (Структурализм), Р. Дарендорф (системный конфликт).

 

В макросоциологическом подходе рассматриваются теории социальных изменений — теория прогресса и циклические теории: теория социокультурной динамики Питирима Сорокина и теория бифуркации.

 

Также в макросоциологии рассматривается социальная структура. Основные понятия теории социальной структуры:

Социальное неравенство 

Личностное.

Неравенство возможностей.

Неравенство ресурсов.

Неравенство результатов.

Социальный статус. Положение  индивида относительно других людей  в иерархически организованной дифференциации людей.

Социальный слой. Объединение  индивидов с одинаковым социальным статусом, то есть с одинаковым положением в социальном неравенстве.

Социальный институт. Комплекс норм и правил, установок, регулирующих взаимодействие между различными социальными  слоями.

Социальная структура. Совокупность упорядоченных, устойчивых отношений  между социальными слоями, регулируемая социальными институтами.

 

Макросоциология изучает общество как целое и его структуры как части — экономическое и политическое устройство, религия и семья; процессы изменений структур; постиндустриализм. Типичные вопросы: В каком направлении развиваются общества и их структуры в современном мире? Каковы факторы интеграции и дезинтеграции?

[править]

Микросоциология

 

Главной проблемой микросоциологии  можно считать вопрос — если каждый индивидуален, то как возможны общие значения, на основании которых существует взаимосвязь между индивидами?

 Теории разрабатывали:  Макс Вебер (Понимающая социология), Д. Хоманс, П. Блау (Теория социального обмена), Д. Г. Мид (Интеракционизм), А. Щюц (социальная феноменология), Г. Гарфинкель (этнометодология).

 Подход базируется  на идеях М. Вебера. Социальную  реальность следует интерпретировать, постигая внутренний смысл человеческих  поступков.

Информация о работе Эффективность уголовного наказания