Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 06:00, курсовая работа
Термин конституция (от лат. constitutio установление) был известен еще в Древнем Риме и использовался для выражения различного рода установлении и указов императоров. Однако ни рабовладельческое, ни сменившее его феодальное государство не имели конституций как основного закона государства, в котором закреплялось бы его устройство. Конституции в собственно государственно-правовом смысле появились в результате буржуазных революций и были призваны зафиксировать экономическое и политическое господство буржуазии.
§ 1. Конституционное право как отрасль права………………………………2
§ 2. Основы правового статуса личности в Зарубежных странах……………7
§ 3. Конституционные принципы экономического развития в Зарубежных странах…………………………………………………………………………..13
маются переманиванием высококвалифицированных специалистов
из этих стран (так называемая "утечка умов"). Такие передвиже-
ния — индивидуальные и групповые, а также браки, заключае-
мые между гражданами различных государств, постоянно порож-
дают проблемы приобретения и изменения гражданства. Законо-
дательство об иммиграции и гражданстве, судебная практика по
этим вопросам весьма развиты. Некоторая часть практических воп-
росов, связанных с определением гражданства, разрешается с
помощью норм международного права (по соглашениям, заклю-
чаемым между государствами).
Институт гражданства включает нормы, регулирующие пра-
вовое положение иностранных граждан, лиц без гражданства (апат-
риды), беженцев, с ним тесно связано предоставление полити-
ческого убежища, выдача человека другому государству (экстра -
диция), возможность высылки из страны.
В государствах с унитарной формой правления существует
единое гражданство, в то время как во многих федеративных
государствах — двойное гражданство. Каждый человек считается
гражданином союза и одновременно — субъекта федерации (шта-
та, провинции, кантона и т. д.). Практическое значение такого по-
ложения обусловлено тем, что в федеративных государствах су-
ществует разделение компетенции между союзом и субъектами
федерации, вследствие чего имеются некоторые различия в пра-
вовых нормах между субъектами одной и той же федерации (на-
пример, в определении подсудности, сферы действия налогового,
уголовного, семейного законодательства и т. д.).
Существенной новеллой последнего времени является учреж-
дение гражданства Европейского Союза, которое распространя-
ется на всех граждан государств — членов ЕС и способствует су-
щественному расширению их прав и свобод. Это, однако, не отме-
няет приоритет национального гражданства.
Приобретение гражданства
Гражданство приобретается двумя основными способами: в
силу факта рождения ("филиация") и путем натурализации ("уко-
ренение"). Приобретение гражданства в силу рождения не связа-
но с волеизъявлением лица, не требует совершения каких-либо
действий, свидетельствующих о его желании приобрести граж-
данство данного государства. Оно осуществляется автоматически
на основе действующего законодательства. При этом в качестве
основных принципов применяются "право крови" и "право почвы".
Так называемый принцип "права крови" признает граждани-
ном любое лицо, родившееся от граждан данного государства (в некоторых странах считается достаточным, чтобы один из родите-
лей имел соответствующее гражданство). На территории какого
государства родилось это лицо, значения не имеет. Принцип "права
почвы" признает гражданином любое лицо, родившееся на терри-
тории данного государства, независимо от гражданства родите-
лей. Для большинства современных государств характерно соче-
тание этих двух принципов.
Приобретение гражданства путем натурализации связано с
обращением лица, фактически проживающего в стране, с просьбой
о предоставлении ему гражданства. Как правило, этого добивают-
ся лица, прибывшие в страну в соответствии с правилами иммиг-
рационного законодательства, а также лица, усыновленные граж-
данином данного государства, вступившие в брак и др. При этом в
США, например, требуется давать клятву верности этой стране,
т. е. лояльности ее государственному строю. Натурализация весь-
ма распространена в странах с массовой иммиграцией (США, Ве-
ликобритания), а также в тех государствах, которые поощряют
иммиграцию вследствие малочисленности своего населения (Ав-
стралия, некоторые страны Латинской Америки).
Приобретение гражданства путем натурализации не являет-
ся субъективным правом человека. Законодатель может по соб-
ственному усмотрению предоставлять определенные преимуще-
ства какой-то категории лиц и, наоборот, затруднять натурали-
зацию. Обычно законодательство требует знания государственного
языка данной страны, наличия средств к существованию, доказа-
тельств отсутствия у лица тяжелых заболеваний и др. Процедура
натурализации носит сложный и часто унизительный характер;
она предполагает широкие права иммиграционной службы и, в
сущности, бесправное положение иммигрантов, заставляющее их
беспрекословно следовать указаниям властей. Большое значение
придается политическим взглядам иммигрантов. В США, напри-
мер, исключена возможность натурализации для лиц, придержи-
вающихся левых взглядов. Контроль за политическими убеждения-
ми сохраняется и после предоставления иммигрантам гражданства
США; в случае признания лица "политически неблагонадежным"
оно может быть подвергнуто денатурализации и выслано из стра-
ны. Тем не менее доля выходцев из стран Азии, Африки и Латин-
ской Америки, а также Европы (России, Украины), натурализо-
вавшихся в развитых странах, неуклонно растет.
Лишение гражданства
Демократические государства провозглашают право на эмиг-
рацию из страны и смену гражданства, но требуют для этого со-
блюдения определенных формальностей. Само по себе заявление
об отказе от гражданства не признается достаточным. Во многих
странах законы позволяют исполнительной власти лишать челове-
ка гражданства, если он в течение определенного срока живет в другой стране, совершил преступление, перешел в гражданство
другого государства, поступил на иностранную государственную
службу и т. д. Лица, лишенные гражданства, подлежат высылке
из страны {экспатриация).
Сложность процедуры предоставления и лишения граждан-
ства, обилие противоречивой судебной практики заставляют мно-
гих иммигрантов, опасающихся быть высланными из страны, во-
обще не обращаться за получением гражданства и жить без при-
знания и защиты своих прав и свобод. В последние годы в ряде
европейских стран произошло ужесточение иммиграционного за-
конодательства, вызвавшего ухудшение правового статуса им-
мигрантов. Вместе с тем у многих людей возникает состояние двой-
ного гражданства, создающее трудности в решении некоторых
вопросов.
Конституционно-правовое понятие свободы.
Значение естественного права
Под свободой в широком смысле понимается естественное
состояние народа и отдельного человека, которое характеризует-
ся возможностью действовать по своему усмотрению. В таком зна чении этот термин выполняет роль основополагающего философ-
ского принципа, реализующегося через весь комплекс конститу-
ционно-правовых норм. В более узком смысле свобода означает
субъективную возможность человека и гражданина совершать или
не совершать конкретные действия, основанные на его конститу-
ционных правах и свободах. Свобода в субъективном смысле явля-
ется юридической формой свободы народа и отдельного человека.
Учение о свободе как естественном состоянии человека раз-
рабатывалось еще философами древности, но конституционно-
правовые теории свободы стали развиваться с XVII—XVIII вв.
Современное конституционно-правовое учение о свободе может
быть кратко выражено в следующих основных положениях:
• все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуж-
дать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав —
главное назначение государства. Равенство возможностей для
всех — основа свободы;
• свобода состоит в возможности делать все, что не приносит
вреда другому и общему благу. Свобода человека, следова-
тельно, не может быть абсолютной, она ограничена правами
и свободами других людей, принципами морали и нравствен-
ности, интересами всеобщего благосостояния. Демократичес-
кое общество основано на разумном балансе между свободой
и социальной справедливостью, свободой и государственным
интересом;
• границы свободы могут быть определены только законом, ко-
торый есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антаго-
нисты, если закон демократический. Следовательно, все, что
не запрещено, то дозволено;
• часть дозволенного определяется через права человека. Зак-
репление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку
осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчер-
пывает содержания свободы. Ограничение прав возможно толь-
ко на основании закона, способствующего общему благосос-
тоянию в демократическом обществе.
В современной конституционной доктрине и практике под
естественным правом понимают права и свободы, которыми каж-
дый человек наделен от рождения и которые тем самым первич-
ны по отношению к позитивному праву и должны гарантиро-
ваться им. В доктрине конституционного права можно встретить-
ся с самыми различными попытками содержательно объяснить
появление прав с момента рождения человека: концепциями ре-
лигиозного плана; антропологическими теориями, согласно кото-
рым естественные права исходят из природы вещей; наконец, из
свойств человека как "социальной личности". Однако все эти трак-
товки сходятся в одном: естественные права и свободы не зависят
от воли государства, не оно дарует их людям. Наоборот, государ-
ственная власть связана этими правами в том смысле, что обяза-
на признавать, соблюдать и гарантировать их.
Юридические гарантии прав и свобод закрепляются и в со-
временных конституциях социалистических государств. Каталоги
прав и свобод в этих конституциях часто весьма обширные. Одна ко на практике они оказываются по существу не гарантирован-
ными, формальными. Господство в политической жизни одной
партии, контролирующей печать, исключает свободу слова и ин-
формации; всесильные органы безопасности следят за передви-
жением людей и выбором места жительства. Самое же главное,
пожалуй, состоит в отсутствии независимого суда, что ставит
человека в беззащитное положение по отношению к государству.
Современные социалистические государства, опасаясь мирового
общественного мнения, редко прибегают к массовым репрессиям,
но такая опасность постоянно сопровождает жизнь людей.
Наряду с юридическими большое значение имеют морально-
политические гарантии прав и свобод. Они заключаются в воз-
действии общественного мнения, которое в наше время стало
важным элементом демократической политической системы. Пра-
вящие круги вынуждены считаться с общественным мнением, воз-
держиваться от грубых форм ограничения гражданских прав.
Эти круги в каждой стране испытывают и давление мирово-
го общественного мнения. Международные кампании солидарнос-
ти и протеста не раз предотвращали судебные расправы над де-
мократическими деятелями, приводили к освобождению полити-
ческих заключенных.
Материальные гарантии заключаются в реальных возмож-
ностях для людей пользоваться своими правами и свободами. Об-
щество с рыночной экономикой провозглашает равные возможно-
сти, но в связи с социальным расслоением людей не обеспечивает
в полном объеме их интересов. Государство через свои правоохра-
нительные органы в состоянии гарантировать личные и полити-
ческие права граждан, но не обладает необходимыми рычагами
для обеспечения социально-экономических прав. Этому препятству-
ет безработица, рост стоимости здравоохранения, общий рост цен
и другие экономические факторы. Нельзя считать достаточной
гарантией права на труд такие нормы, как, например, положе-
ния Конституции Италии ("Республика поощряет условия, кото-
рые делают это право реальным") или Конституции Дании ("сле-
дует стремиться, чтобы каждый мог работать"). Крайне затрудне-
на реализация многими лицами наемного труда прав на участие в
управлении предприятиями, охрану здоровья, получение жили-
ща и др. В реализации этих прав они могут полагаться только на
государственные системы социального обеспечения, бесплатного
среднего образования, охраны труда и др. Однако социальная
политика даже высокоразвитых в экономическом отношении госу-
дарств часто носит неустойчивый и половинчатый характер, не
обеспечивая ликвидации нужды и нищеты многих людей. Трудное
экономическое положение препятствует осуществлению многих
прав людей в постсоциалистических странах, которые переходят
от планового к рыночному хозяйству.
Материальные гарантии прав и свобод особенно слабо раз-
виты в освободившихся странах. Здесь демократические органи зации еще недостаточно окрепли, объединяют крайне малоиму-
щие слои. Нарождающаяся буржуазия через государственный ап-
парат часто препятствует созданию условий для партий, профсо-
юзов и других объединений в реализации политических и соци-
ально-экономических прав. Вследствие неграмотности, безработицы
и нищеты большинства населения многие люди вообще не знают
своих законных прав и свобод.
Конституционные принципы экономического развития в Зарубежных странах.
Проблемы налоговых правоотношений являются наиболее актуальными для современного этапа развития общественных отношений. Несмотря на проводимую налоговую реформу, остается нерешенной проблема пределов налоговой оптимизации и определения критериев противоправности действий налогоплательщиков, которая до сих пор остается приоритетной. В выявлении сущности понятия «недобросовестность налогоплательщика» и обозначении подходов к формальному закреплению соответствующей дефиниции в нашей работе мы будем исходить из гипотезы, что критерии добросовестности налогоплательщика имеют экономическое содержание и вырабатываются в рамках соответствующей судебной доктрины.
При рассмотрении проблемы важна юридическая логика налогового права, характерная для правовой материи, которая проявляется, по мнению С. С. Алексеева, если держать в поле зрения все грани права, начиная с действительных юридических реалий и перейдя к глубинным пластам правовой материи: догме права, правовому содержанию, правовым идеям. Это предполагает налоговое право как многомерное, объемное социальное явление, в основе которого лежит экономическая логика поведения субъекта налогового правоотношения. Анализ правовой материи налогового права отчетливо показывает ценность выводов относительно того, что «…в материи права по мере ее развития и своеобразия тех или иных юридических систем вырисовываются в соответствии с указанными основаниями два главных слоя. Первый – непосредственно регулятивный, прагматический, когда на основе практики, опыта, обычаев, преимущественно с помощью прецедентов и закона вырабатываются оптимальные средства решения юридически значимых ситуаций, соответствующие юридические конструкции, структурные построения с тенденцией упорядочения, типизации, обобщений, и отсюда – возведения указанных элементов юридической материи в нормы, нередко приобретающие ранг или имя «Законов». И второй слой – юридико-интеллектуальный, когда непосредственно в сети юридических средств, юридических конструкций, структурных построений дают о себе знать правовые идеи. По большей части они воспринимаются как принципы права…». Таким образом, именно в области правовых идей налогового права, к которой, в частности, изначально относится идея «добросовестности налогоплательщика», в юридической сфере начинают напрямую работать абстрактно-отвлеченные дисциплины, теория права, философия права и экономическая теория, которые на первоначальном этапе становятся основной регулирующей силой.