Конституционное право - ведущая отрасль российского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2011 в 20:00, реферат

Описание

Основные этапы развития российской Конституции:

1.дореволюционный (октябрь 1905 г. — октябрь 1917 г.);

2.советский (октябрь 1917 г. — июнь 1990 г.) и

3.постсоветский, или современный (с июня 1990 г. по настоящее время).

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.50 Кб (Скачать документ)

"Конституционное  право - ведущая  отрасль российского  права"  

1. Общая характеристика конституционного права России.   

Россия вступила на путь конституционного развития в  начале XX века с принятием в 1905-1906 гг. ряда государственных актов, имевших  конституционное значение.

Основные  этапы развития российской Конституции

1.дореволюционный (октябрь 1905 г. — октябрь 1917 г.); 

2.советский (октябрь 1917 г. — июнь 1990 г.) и 

3.постсоветский, или современный (с июня 1990 г. по настоящее время).  

 Первым  законодательным актом в России, имевшим конституционное значение, принято считать Манифест 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка", которым император Николай II: 

= даровал  населению "основы гражданской  свободы на началах действительной  неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний, союзов"; 

= установил  "незыблемое правило, чтобы  никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за законностью действий" поставленных императором властей.  

 Несколько  месяцев спустя в дополнение  к Манифесту были учреждены  Государственная дума (20 февраля 1906 г.), Государственный Совет (23 апреля 1906 г.), принят Свод основных государственных законов (23 апреля 1906 г.). В соответствии с ними в России учреждалась двухпалатная парламентская система (Госдума и Госсовет). Эти конституционные акты привели к определенному ограничению власти самодержавного монарха. В то же время Основные законы сохранили сильную власть царя: 

 ♦ без  его утверждения ни один закон  не мог войти в силу; 

 ♦ изменение  Основных законов могло осуществляться только по инициативе царя; 

 ♦ он  наделялся правом роспуска Государственной  Думы; 

 ♦  император был вправе и сам принимать законы, но с одобрения обеих палат парламента; 

 ♦ царь  назначал Совет министров и полностью его контролировал (акт 19 октября 1905 г. «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств головных управлений»).  

  Дума, избираемая населением на пять лет, имела право принимать законопроекты и обращаться к министрам с запросами, однако могла быть распущена указом императора.   

  Госсовет наполовину состоял из членов, назначаемых императором. Члены другой половины избирались от духовенства, губернских земских собраний, дворянских обществ, Академии наук и университетов, совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ "сроком на девять лет с тем, чтобы каждые три года одна треть каждого разряда сих членов выбывала в очередном порядке". Госсовет рассматривал законопроекты, принятые Госдумой, и вносил в Госдуму законопроекты, одобренные им ранее. Законопроекты, одобренные обоими органами, представлялись на утверждение императору председателем Госсовета.  

 До 1917 г.  был принят ряд актов, развивавших  положения Основных законов. К числу таких актов следует отнести Закон о военно-полевых судах, Указ об уравнении крестьян в правах с другими сословиями, Указ о праве крестьян закреплять за собой их наделы, новое Положение о выборах, Закон о порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений и др. Среди источников конституционного права все большее место стали занимать акты исполнительной власти.   

 В результате  Октябрьской революции 1917 г. в  России произошла смена общественного  строя, что обусловило разработку  и принятие конституции социалистического  типа. Первая конституция Советской России Конституция РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г.  

 Конституция  открыто выражала классовый характер  пролетарской демократии.   

 После  образования СССР (1922 г.) на основе  Декларации и Договора об образовании СССР в 1924 г. была принята первая Конституция СССР, а на ее основе — новая Конституция РСФСР (1925 г.). Дальнейшее конституционное развитие РСФСР также связано с принятием новых союзных конституций. Поэтому структура и содержание последующих конституций РСФСР являлись производными от соответствующих характеристик конституций СССР.  

 В 1936 г.  в связи с провозглашением  построения социализма в СССР была принята новая Конституция СССР, а на; ее основе — новая Конституция РСФСР (1937 г.). Эта Конституция отразила, как считалось, построение основ социализма и полную ликвидацию эксплуататорских классов и элементов.  

 К числу  важнейших изменений государственной  системы относится введение всеобщего,  равного, прямого избирательного  права при тайном голосовании,  упразднение съездов Советов,  а также преобразование политической  основы государства - Советов  рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в Советы депутатов трудящихся  

 К концу  пятидесятых годов СССР обладал  ядерным и термоядерным оружием,  а также самыми современными  средствами его доставки - межконтинентальными  баллистическими ракетами. В связи с этим была теоретически обоснована концепция о полной и окончательной победе социализма в СССР. Это означало не только отсутствие внутренних условий для реставрации капитализма в СССР, но и невозможность его восстановления силами извне.  

 В 1977 г.  в связи с провозглашением  построения в СССР развитого  социализма и общенародного государства,  была принята новая Конституция  СССР, а на ее основе — новая Конституция РСФСР (1978 г.). Данная Конституция стала последней в советском государстве и отличалась тем, что в ней народ был объявлен единственным субъектом власти в государстве, однако руководящей силой по-прежнему называлась коммунистическая партия.   

 В Конституции  утверждалось, что советское общество  вступило в этап развитого  социализма, означавший превращение  советского государства из диктатуры  пролетариата в общенародное  государство, на базе которого  сформировалась новая историческая  общность людей — советский народ. В качестве основы экономической системы утверждала государственную (общенародную) и колхозно-кооперативную собственность, закрепляла плановое ведение хозяйства на базе жесткой централизации. Развитие получили также нормы, регулирующие федеративное устройство РСФСР.  

 С 1989 г.  в Конституцию РСФСР вносились многочисленные изменения и дополнения, существенно изменившие ее первоначальную редакцию. Эта работа была связана с политической обстановкой, сложившейся в России к тому моменту.  

 В 1990—1993 гг. в России широко проводились конституционные реформы, направленные на установление нового конституционного строя страны, связанные с переходом РФ от социализма к демократии. В результате дополнений и изменений Конституция приобрела  противоречивый характер, поскольку содержала как устаревшие, так и отвечавшие новому времени положения.  

 Работа  над новой редакцией Конституции  России связывается с образованием на I Съезде народных депутатов РСФСР летом 1990 г. Конституционной комиссии во главе с Б. Н. Ельциным. Проект, подготовленный этой комиссией, не был принят ни на первом, ни на втором обсуждении на съездах народных депутатов, но одобрялась общая концепция Конституции, что значительно затягивало переход к новому конституционному строю в России. Принятию Конституции препятствовали последствия распада в 1991 году СССР и ожесточенное противоборство законодательной и исполнительной властей.  

 В начале 1993 г. было созвано Конституционное совещание, которое в результате своей работы приняло так называемый «президентский проект» Конституции. Именно он был вынесен на всенародный референдум 12 декабря 1993 г.  

 В референдуме  по вопросу обсуждения проекта  Конституции приняло участие все население России и по результатам голосования Конституция РФ была принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. и вступила в силу с момента её официального опубликования 25 декабря 1993 г.   

 В состав  Российской Федерации на правах  её субъектов входит 21 республика. Ст. 5 Конституции Российской Федерации  устанавливает, что каждая республика, исходя из её статуса как  государства, имеет свою конституцию.

Основные  принципы Конституции РФ 1993 г.:  

1) демократизм (выборность Президента РФ, Госдумы, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления); 

2)  законность (органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы); 

3) гуманизм (человек, его права и свободы являются высшей ценностью, при этом каждый имеет право на жизнь, личную неприкосновенность, охрану достоинства личности);  

4) равноправие граждан (все равны перед законом и судом, а также в правах и свободах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств);  

5) государственное единство РФ (верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории, целостность и неприкосновенность территории, единство экономического пространства, единый государственный язык, единая денежная единица); 

6) равноправие и самоопределение народов (все субъекты РФ равноправны, они самостоятельно создают свои органы власти и законодательство, а полномочия центра и субъектов разделены);  

7) разделение власти (на законодательную, исполнительную и судебную); 

8) идеологическое многообразие и многопартийность (запрет на государственную или обязательную идеологию при равноправии общественных объединений перед законом).

Юридические свойства Конституции РФ 1993 г.: 

 » Верховенство - имеет высшую юридическую силу; 

 » прямого действия - имеет прямое действие на всей территории РФ; 

 » является правовой базой для всего текущего законодательства;  

 » является жесткой (порядок ее изменения сложный); 

 » Особая правовая охрана - в этом участвует вся система органов государственной власти, осуществляющих охрану в различных формах; 

 » является  правовым актом государства - Основной закон

Учение  о конституции  

 В Древнем  Риме конституциями (от лат.  constitutio — установление) назывались указы императоров, а в Средневековье — акты о феодальных вольностях. Однако в собственном, государственно-правовом смысле он стал применяться только в XVII веке в связи с возникновением самой идеи о необходимости такого акта. Современное понимание конституции появилось после буржуазных революций, когда конституции использовались для правового закрепления нового общественного строя.  

 Конституция  — основной закон (система  законов) государства, обладающий высшей юридической силой, в котором закреплены правовые основы государственного и общественного устройства, основы правового положения личности и органов власти.  

 Конституция  выполняет следующие основные  функции

  • юридическую (основной закон, основа правовой системы); 

  • политическую (документ, определяющий основы государственной политики, а иногда представляющий собой форму общественного договора); 

  • идеологическую или воспитательную (документ, провозглашающий определенное мировоззрение или высокие нравственные идеалы, сплачивающий и воспитывающий нацию).  

  Структура конституции может быть различной, но, как правило, она содержит нормы, закрепляющие:  

основы общественного устройства  (политическую, экономическую и социальную системы);  

правовое положение личности (права и обязанности, порядок приобретения и прекращения гражданства);   

форму государства (формы правления, политического режима и территориального устройства, а в федеративных государствах — разграничение полномочий федерации и ее субъектов);  

Информация о работе Конституционное право - ведущая отрасль российского права