Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:28, курсовая работа
Целью исследования является изучение истории возникновения и развития контрабанды, анализ состава преступления, меры борьбы и профилактики контрабанды.
Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
-изучить историю развития контрабанды;
- проанализировать ст. 228 УК Республики Беларусь;
- рассмотреть методы борьбы с контрабандой.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 КОНТРАБАНДА В ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………………………………………...5
1.1 Контрабанда в истории уголовного законодательства…………………5
1.2 Современные тенденции ответственности…………………………….17
ГЛАВА 2 УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 228 УК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………21
ГЛАВА 3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………….31
3.1 Понятие и меры борьбы с контрабандой………………………………31
3.2 Таможенная служба Беларуси в борьбе с контрабандой………….. …35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………40
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА
1 КОНТРАБАНДА В ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ………………………………………
ГЛАВА 2 УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 228 УК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………21
ГЛАВА 3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………….31
3.1 Понятие и меры борьбы с контрабандой………………………………31
3.2 Таможенная служба Беларуси в борьбе с контрабандой………….. …35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………40
ВВЕДЕНИЕ
Признание человека, его прав и свобод наивысшей социальной ценностью предполагает создание надлежащих социальных условий, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность людей, нормальное функционирование общественных и государственных институтов. Важным фактором обеспечения социальной защищенности людей, общественных и государственных интересов является система правовых мер, направленных на охрану государственного и общественного порядка. К числу таких мер относятся нормы главы 25 Уголовного кодекса Республики Беларусь, предусматривающие ответственность за посягательства, направленные против интересов службы.
Контрабанда – это совершенное умышленно общественно опасное деяние, предусмотренное ст. 228 УК Республики Беларусь. Особенностью этого преступления является то, что оно объективно вредно для широкого круга общественных отношений (нормального функционирования ввоза и вывоза товаров через Государственную границу Республики Беларусь).
В данной курсовой работе будет рассмотрена тема, посвященная исследованию контрабанды, т.е. преступления против порядка осуществления экономической деятельности, предусмотренных Уголовным кодексом Республики Беларусь. Так, по мнению, Н.Ф. Ахраменка, контрабанда представляет собой общественно опасное деяние, которое выражается в значительном ввозе/вывозе товаров и иных материальных средств (предметов) с нарушением установленных государством правил, которые ведут к разрушению основных институтов и систем общества и государства.
Необходимость и актуальность исследования данной проблемы объясняется тем, что контрабанда как преступление возникла еще в 12 веке, и до сих пор остается серьезным правонарушением, борьба с которым является осуществляется как на внутри государственном, так и на внешне государственном уровне.
Объект исследования – общественные отношения, обеспечивающие экономические интересы и общественную безопасность.
Предмет исследования – Конституция Республики Беларусь, кодексы, законы и иные нормативные акты, принимаемые в Республике Беларусь, а также научные исследования, учебные материалы и материалы периодической печати, посвященные проблематике преступности против порядка осуществления экономической деятельности, в частности таможенным преступлениям и отдельного его состава – контрабанде.
Целью исследования является изучение истории возникновения и развития контрабанды, анализ состава преступления, меры борьбы и профилактики контрабанды.
При
выполнении работы использованы методы
анализа и синтеза, сравнительно-правовой
и формально-юридический
Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
-изучить историю развития контрабанды;
- проанализировать ст. 228 УК Республики Беларусь;
- рассмотреть методы борьбы с контрабандой.
Теоретической основой для выполнения работы стала нормативная правовая база Республики Беларусь: нормы Конституции Республики Беларусь, Уголовного кодекса Республики Беларусь, иные нормативные правовые акты.
Для выполнения работы использовались также существующая научная и учебная литература.
ГЛАВА 1
КОНТРАБАНДА
В ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ
1.1
Контрабанда в истории
уголовного законодательства
Понятие
о контрабанде в разные исторические
периоды и в разных странах
было неодинаково. Перечень поступков,
подпадающих под понятие
Истоки зарождения и развития контрабанды следует искать в древние века, когда впервые была введена пошлина на ввозимые и вывозимые товары. Возрастание масштабов контрабанды проходило пропорционально росту пошлин и было связано с незаконным, скрытым перемещением товаров помимо таможен или же через таможни, но с их сокрытием. Огромный размах приобрела контрабанда в средние века в связи с началом промышленного переворота в Англии, Голландии и других странах. Причина тому – введение протекционистского тарифа и других государственных мер, направленных на защиту национальной экономики государства. Никакие таможенные барьеры, полицейские посты, охранявшие остров, не могли воспрепятствовать незаконному вывозу, например, английской шерсти, спрос на которую приобретал мировой размах. Так было и в других странах, где производились дефицитные товары, где в основу таможенной политики был положен протекционизм.
Контрабанда как правонарушение появилась в XIV-XVI вв. в период бурного развития товарно-денежных отношений, когда беспрепятственный ввоз товара для экономики страны стал невыгодным, в связи с чем устанавливались определенные правила провоза товаров через государственную границу. Это, в свою очередь, потребовало для осуществления контроля над провозом товаров через границу создания специальных государственных учреждений – таможни.
Всякое
нарушение установленных
Слово «контрабанда» заимствовано из итальянского языка (contra – против, bando -правительственный указ) и вошло во многие современные языки. Оно включает понятие нарушение закона государства или правительственного распоряжения. Слово «контрабанда» означает также товар или какой-либо запрещенный к ввозу или вывозу предмет, тайно провезенный или пронесенный через границу государства.
Следует отметить, что в нормативных актах более раннего периода также встречаются нормы, содержание которых дает основание для вывода о том, что существовали различные правила перемещения товаров и ответственность за их нарушение. Но эти правила регулировали провоз товаров в пределах территории одной страны, а не между государствами.
О контрабанде в Древней Руси знали еще в X веке. В старейшем древнерусском своде законов “Русская Правда” уже были закреплены правила торговли, порядок уплаты таможенных пошлин, применение санкций за контрабанду. Примером может послужить такая разновидность штрафа, как “промыт”, который устанавливал дойную ставку мыта за провоз или попытку провоза товара ухищренным способом. В Судебнике князя Владимира говорится, что за попытку украдкой провезти товар, не уплатив пошлину, следует наказание в виде конфискации товара и избиения плетью перевозчика. К XII-XIII вв. связи с увеличением таможенных сборов в удельных княжествах усиливается стремление торговых людей к незаконному провозу товаров. В это время складывается система штрафов и других наказаний за нарушение установленных правил провоза и продажи товаров. Наряду с таким штрафом как «промыт» появляется «заповедь» – пеня за неуплату пошлины при продаже (покупке) лошади, а также штраф с купцов, складировавших свои товары в домах частных лиц; протаможи –штраф за тайный провоз товара без уплаты пошлины и за неявку его в таможне, протамга – пеня за неявку в таможню.
В
1649 г. было принято Соборное Уложение,
в котором можно найти
В
указе 1649 года, изданном спустя 4 месяца
после издания Соборного
Соборное Уложение заложило основу для дальнейшего государственного регулирования торговой деятельности. И следующим важнейшим шагом в этом направлении стало принятие Именного указа с боярским приговором «О взимании таможенной пошлины с товаров в Москве и в городах с показанием поскольку взято и с наших товаров» 1653 г. и Новоторгового Устава, принятого в 1667 году. В этих документах провозглашается строгий контроль за соблюдением законодательства, определяющего порядок перемещения товаров через границу, а также подтверждается ответственность за нарушение правил, запрещающих ввоз товаров, на которые существовал запрет потреблять их (например, табак) либо устанавливалась государственная монополия (спиртные напитки). За контрабандный ввоз спиртных напитков не только били кнутом, но и отсекали руки и ноги [16, с. 193].
Важнейшее значение Указа состояло в том, что им было установлено равное для всех таможенное обложение единой рублевой пошлиной торговых сделок. Купцы были обязаны правдиво указывать стоимость предъявляемых таможне товаров и их продажную цену. Были определены наказания за нарушения таможенных правил: за утайку товара и в случае занижения его продажной цены товар подлежал конфискации. При повторном нарушении «тем людям сверх тех их взятых товаров чинить наказание, бить кнутом нещадно».
В
Новоторговом Уставе предусматривалось
увеличение торговых и проезжих пошлин,
введение запретительных тарифов на
ряд товаров, выдача иностранным
купцам специальных жалованных грамот
для получения права на торги,
устанавливалась процедура
Новоторговый Устав, как и ранее принятые акты, был направлен на решение важнейших государственных задач: пополнение казны за счет взимаемых сборов, осуществление государственного контроля за торговой деятельностью и, прежде всего, в торговле с участием иностранцев. Эти задачи должны были быть разрешены в ходе деятельности специальных государственных органов, к числу которых относятся таможни. В XVII таможенные учреждения в России назывались таможенными избами, которые возглавлялись таможенными головами, в подчинении у которых находились таможенные целовальники. В период с XVII в. до первой половины XVIII в. таможенные учреждения осуществляли контроль не только на внешних границах, но и внутри страны, при перевозке товаров через границы отдельных губерний. Основной целью таможенного контроля являлось обеспечение взыскания в казну таможенных пошлин.
Таким образом, к моменту
Российские
и иностранные источники