Контрабанда в истории уголовного законодательства и современные тенденции ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:28, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение истории возникновения и развития контрабанды, анализ состава преступления, меры борьбы и профилактики контрабанды.
Для достижения названной цели в исследовании необходимо решить следующие задачи:
-изучить историю развития контрабанды;
- проанализировать ст. 228 УК Республики Беларусь;
- рассмотреть методы борьбы с контрабандой.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 КОНТРАБАНДА В ИСТОРИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………………………………………...5
1.1 Контрабанда в истории уголовного законодательства…………………5
1.2 Современные тенденции ответственности…………………………….17
ГЛАВА 2 УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 228 УК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ……………21
ГЛАВА 3 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ И БОРЬБЫ С КОНТРАБАНДОЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………….31
3.1 Понятие и меры борьбы с контрабандой………………………………31
3.2 Таможенная служба Беларуси в борьбе с контрабандой………….. …35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………40

Работа состоит из  1 файл

ГЛАВА1.doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

      1.2 Современные тенденции ответственности

      

     Согласно ч.1 ст.228 УК ответственность за контрабанду наступает в случаях, когда перемещение вещей и ценностей, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, помимо или с сокрытием от таможенного оформления, осуществляется в крупных размерах.

     Перемещение (контрабанда) указанных вещей и ценностей не в крупных размерах влечет административную ответственность в соответствии со ст.14.4 и ч.1 ст.14.5 КоАП Республики Беларусь.

     Контрабанда же наркотических средств, ядовитых, отравляющих, сильнодействующих, психотропных, радиоактивных и взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов, специальных материалов и технических изделий военного назначения влечет уголовную ответственность независимо от ее размера [12].

       Под сокрытием от таможенного  оформления, предусмотренным ст.228 УК, следует понимать непредъявление к таможенному оформлению вещей, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь способом, затрудняющим их обозрение и обнаружение, либо несообщение в таможенной декларации и иных документах, подлежащих представлению при таможенном оформлении, о перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь вещах, или сообщение в указанных документах ложных сведений о таких вещах, а также совершенное с использованием специально изготовленных тайников, переоборудованных или приспособленных под тайники предметов, или путем придания одним вещам вида других вещей, либо совершенное с представлением таможенному органу в качестве основания для перемещения предъявленных вещей поддельных документов, полученных незаконным путем, либо документов, являющихся основанием для перемещения других вещей.

     В соответствии с примечанием к  ст.228 УК контрабандой в крупных размерах считается контрабанда в сумме, в две тысячи и более раз  превышающей базовую величину на момент совершения преступления.

     Действия  лиц, которые непосредственно не перемещали предметы контрабанды через  таможенную границу Республики Беларусь, а лишь организовывали или оказывали  помощь в совершении этого преступления, надлежит квалифицировать как соучастие  в контрабанде со ссылкой на соответствующую часть ст.16 УК.

     Если  лицо наряду с контрабандой совершает  другие преступления (незаконное пересечение  Государственной границы Республики Беларусь, нарушение правил о сделках  с драгоценными металлами и камнями, незаконное изготовление, приобретение, хранение или сбыт наркотических средств и др.), то действия виновного следует квалифицировать по совокупности совершенных преступлений [12].

     В случаях, если лицо по ошибке полагало, что оно помимо или с сокрытием  от таможенного оформления перемещает через таможенную границу Республики Беларусь иностранную валюту, которая в действительности является фальшивой, то его действия следует квалифицировать по ст.228 УК (при наличии крупного размера).

     Предметы контрабанды как вещественные доказательства подлежат конфискации в доход государства в соответствии со ст.98 УПК.

     Перевозочные  и другие средства подлежат конфискации  как орудия преступления, если они  были оборудованы специально изготовленными тайниками для сокрытия вещей и иных ценностей при перемещении их через таможенную границу Республики Беларусь или без такового переоборудования, если они умышленно использовались для перевозки контрабандного груза, который иным способом не мог быть перемещен.

     В случае обнаружения предметов контрабанды  в автоприцепах или в специальных  тайниках, оборудованных в автоприцепах, конфискации подлежит автоприцеп вместе с автомобилем как единое перевозочное средство.

     Если  предметы контрабанды виновным были реализованы, то их стоимость взыскивается с осужденного в доход государства.

     Ответственность за выдачу без разрешения таможенного  органа Республики Беларусь и утрату товаров, транспортных средств, а также  утрату документов на них могут также  нести должностные лица владельцев складов и магазинов беспошлинной торговли, учреждаемых в соответствии с требованиями ТК, и иные лица, ответственные за соблюдение требований таможенного контроля [12].

     При решении вопроса об освобождении от ответственности за таможенное правонарушение на основании ст.8.2 КоАП по его малозначительности необходимо учитывать, в частности, как стоимость непосредственных объектов правонарушения, так и их объем (количество), а также цель, мотив и способ совершения правонарушения.

     Во  всех случаях к малозначительным могут быть отнесены лишь такого рода правонарушения, когда материальное выражение стоимости их непосредственных объектов позволяет реально отнести ситуацию к малозначительной.

     Таким образом, под контрабандой подразумеваются такие действия и поступки, которые запрещаются законом, направлены против или в обход действующих законоположений, а поэтому лица, совершающие их, являются правонарушителями. Понятие о контрабанде в разные исторические периоды и в разных странах было неодинаково. Перечень поступков, подпадающих под понятие контрабанды, то сужался, то расширялся, да и формы контрабандной деятельности в разное время значительно изменялись. Это определялось многими причинами, среди которых наибольшее значение имели степень развитости товарообмена, охрана границ и таможенное законодательство. Во всех случаях контрабанда была и остается серьезным правонарушением. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2

     УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 228 УК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 

     Перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием.

     Перемещение через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия и боеприпасов, ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием [19].

     Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, 
совершенные группой лиц по предварительному сговору, либо лицом, ранее судимым за контрабанду, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо совершенные с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

     Действия, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей 
статьи, совершенные организованной группой.

     Примечание. Контрабанда в части первой настоящей  статьи признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления [19].

     Непосредственным  объектом контрабанды является порядок перемещения через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению [2, c. 141].

     Предметом контрабанды, подлежащей ответственности  по части 1 статьи 228, являются товары и  ценности в крупном размере, запрещенные или ограниченные к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь В соответствии с пунктом 1 статьи 18 ТК под товарами в смысле статьи 228 следует понимать любое движимое имущество, в том числе валюту, валютные ценности, электрическую, тепловую, иные виды энергии и транспортные средства.

     Контрабанда признается совершенной в крупном  размере, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей в 2 тысячи раз превышает размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. Контрабанда указанных товаров и ценностей не в крупном размере влечет административную ответственность в соответствии со статьями 1936—193* КоАП [4].

     Предметом контрабанды, ответственность за совершение которой наступает по части 2 статьи 228, являются (независимо от их количества) наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, взрывные устройства, огнестрельное оружие и боеприпасы, ядерное, химическое, биологическое или другие виды оружия массового поражения, материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.

     В соответствии с частями 1 и 2 статьи 228 контрабанда — это перемещение  через таможенную границу Республики Беларусь товаров, ценностей, веществ и предметов, указанных в этой статье, совершенное с использование следующих способов, являющихся обязательными альтернативными признаками объективной стороны данного преступления: помимо таможенного контроля; с сокрытием от таможенного контроля; с обманным использованием документов или средств идентификации; недекларирование товаров, ценностей, веществ и предметов; заведомо недостоверное декларирование товаров, ценностей, веществ и предметов.

     Объективную сторону контрабанды образует совершенное с нарушением порядка таможенного оформления перемещение через таможенную границу Республики Беларусь предметов, запрещенных или ограниченных к такому перемещению [1, c. 118].

     Под перемещением товаров, ценностей, веществ и предметов через таможенную границу Республики Беларусь помимо таможенного контроля понимается пересечение такой границы вне определенных мест или вне установленного времени производства таможенного оформления, а с сокрытием от таможенного контроля — с использованием тайников либо других способов, затрудняющих обнаружение товаров, ценностей, веществ и предметов или придание одним товарам, ценностям, веществам и предметам вида других. В соответствии с пунктом 144 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17 июня 1994 г. № 4 (в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2002 г. № 5) под тайниками следует понимать любые хранилища (места), изготовленные (оборудованные, приспособленные) для сокрытия товаров, в том числе конструктивные полости, емкости и предметы на транспортных средствах, предварительно подвергавшиеся в этих же целях разборке, монтажу и т.д., независимо от их иного функционального предназначения.

     Обманным  использованием документов или средств идентификации признаются перемещение через таможенную границу Республики Беларусь предмета контрабанды с представлением таможенному органу Республики Беларусь в качестве документов, необходимых для таможенных целей, поддельных документов, недействительных документов, документов, полученных незаконным путем, документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, относящихся к другим товарам, ценностям, веществам и предметам, а также использование поддельного средства идентификации либо подлинного средства идентификации, относящихся к другим товарам, ценностям, веществам и предметам. В пункте 145 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17 июня 1994 г. № 4 (в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2002 г. № 5) указано, что обманное использование документов или средств идентификации может иметь место только при перемещении товаров или транспортных средств через таможенную границу Республики Беларусь и непосредственно направлено на их незаконный ввоз или вывоз. Действия, связанные с обманным использованием документов во внутренних таможнях, в отношении товаров, перемещение которых через таможенную границу было произведено с соблюдением законодательства о таможенном деле, состава данного правонарушения не образуют [3].

     Недекларирование  товаров, ценностей, веществ и предметов, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь — это незаявление в установленной письменной, устной или иной форме достоверных сведений об указанных товарах, ценностях, веществах и предметах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для принятия таможенными органами решения о выдаче разрешения о перемещении их через таможенную границу Республики Беларусь или помещении их под запрашиваемый таможенный режим. Согласно статьям 168—169 Таможенного кодекса декларированию по установленной форме в таможенном органе подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь. Исходя из этого в пункте 146 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 17 июня 1994 г. № 4 (в ред. постановления Пленума Верховного Суда от 28 июня 2002 г. № 5) отмечается, что незаявление сведений о них, в том числе и о любой сумме иностранной валюты, независимо от необходимости и наличия разрешительных документов на ее вывоз, является недекларированием.

     Как представляется, лицо подлежит ответственности  за контрабанду в форме недекларирования только в случае, когда таможенные органы соблюдали процедуру таможенного оформления и предложили лицу задекларировать товары, ценности, вещества и предметы, перемещаемые через таможенную границу Республики Беларусь [4].

Информация о работе Контрабанда в истории уголовного законодательства и современные тенденции ответственности