Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 18:15, контрольная работа
Прокурорский надзор – это надзор за точным и единообразным исполнением законов. Основываясь на Законе "О прокуратуре Российской Федерации", можно выделить четыре основных направления прокурорского надзора:
· надзор за исполнением законов;
· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
1. Предмет, задачи и пределы прокурорского надзора за исполнением законов……………………………………………………………………………..3
2. Правовые основы данного направления прокурорского надзора………9
3. Полномочия прокурора за исполнением законов………………………14
4. Организация работы по надзору за исполнением законов и законностью нормативно-правовых актов…………………………………………………….21
5. Правовые средства реагирования прокурора на нарушения законов…27
6. Список использованной литературы…………
Содержание:
1. Предмет, задачи и пределы прокурорского надзора за исполнением законов……………………………………………………………
2. Правовые основы данного направления прокурорского надзора………9
3. Полномочия прокурора за исполнением законов………………………14
4. Организация работы по надзору за исполнением законов и законностью нормативно-правовых актов…………………………………………………….21
5. Правовые средства реагирования прокурора на нарушения законов…27
6. Список использованной литературы…………………………………….31
Задача 1………………………………………………………………………..
Задача 2………………………………………………………………………..
1. Предмет, задачи и пределы прокурорского надзора за исполнением законов
Прокурорский надзор – это надзор за точным и единообразным исполнением законов. Основываясь на Законе "О прокуратуре Российской Федерации", можно выделить четыре основных направления прокурорского надзора:
· надзор за исполнением законов;
· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
В соответствии со ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора являются:
- Соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- Соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.[1]
Задачи прокурорского надзора – это категория по сравнению с целями более частная, более конкретная, ограниченная. Задачи надзора более многочисленны по сравнению с целями. Они существенно различаются между собой по содержанию, по средствам их решения, по кругу субъектов – органов прокуратуры, ставящих и решающих эти задачи. Задачи прокурорского надзора могут быть условно разделены на три вида, или уровня, а именно: общие, специальные и частные.
Названные уровни задач находятся в иерархической зависимости и подчиненности. Решение частных задач подчинено и обусловливает решение специальных задач надзора. Успешное разрешение специальных задач в свою очередь подчинено решению общих задач прокурорского надзора.
Общие задачи прокурорского надзора определяются Конституцией РФ, Законом о прокуратуре, а также рядом других нормативных актов, например, УПК, ГПК РСФСР. Они заключаются в укреплении законности и охране от всяких посягательств:
а) закрепленного в Конституции РФ, в конституциях и уставах субъектов РФ общественного и государственного строя;
б) политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и охраняемых законом интересов граждан РФ, гарантированных Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ;
в) прав и охраняемых законом интересов предприятий и организаций, независимо от форм собственности.
Прокурорский надзор, как уже отмечалось, осуществляется в ряде направлений (отраслей). Вследствие этого общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором в целом, являются одновременно задачами и каждого из этих направлений. Общие задачи могут быть решены только в результате прокурорско-надзорной деятельности в целом. Каждое направление (отрасль) единого прокурорского надзора вносит свой «вклад» в решение общих задач.
Объем и содержание этого вклада определяется специальными зада
В качестве примера специальных задач можно назвать такие как:
1) обеспечение законности актов, издаваемых перечисленными в ст. 21 Закона о прокуратуре субъектами;
2) обеспечение точного исполнения законов теми же субъектами. Деятельность указанных в ст. 21 Закона о прокуратуре федеральных министерств и ведомств, представительных и исполнительных органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля и их должностных лиц регулируется федеральными и иными законами. Издаваемые ими правовые акты (приказы, распоряжения, инструкции и другие) должны соответствовать этим законам. Специальной задачей прокурорского надзора здесь является обеспечение законности издаваемых актов. Второй специальной задачей этого направления надзора является обеспечение соблюдения Конституции РФ и точного исполнения законов указанными органами.[2]
Решение общих и специальных задач прокурорского надзора осуществляется в процессе надзорной деятельности прокурора путем применения правовых средств прокурорского надзора. В ходе применения этих средств прокурор ставит определенные конкретные задачи и решает их. Такие задачи называются частными задачами прокурорского надзора. Они значительно более разнообразны и многочисленны, чем общие и специальные. Частные задачи различаются в зависимости от направления (отрасли) прокурорского надзора и от вида применяемого правового средства.
Перечислить все частные задачи прокурорского надзора, весьма сложно, поскольку они не являются постоянными, могут возникать в одних конкретных условиях работы и отсутствовать в других условиях. В числе частных задач в качестве примера могут быть названы такие, как получение полной информации о нарушениях конкретного закона, истребование правовых актов для проверки их соответствия закону или получение незаконного акта в кратчайшие сроки после его издания. При внесении представления об устранении правонарушения и обстоятельств, способствовавших его совершению, может быть поставлена задача своевременного выполнения всех изложенных в представлении предложений прокурора и т.д.
Говоря о пределах прокурорского надзора в той или иной сфере обычно выделяют группу критериев, соответствие которым позволяет более четко определить границы надзорной деятельности. Применительно к рассматриваемому направлению работы прокуроров необходимо выделить следующие критерии:
1) пределы по кругу субъектов, на которых распространяются полномочия прокуроров. Перечень таких субъектов дан в ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В него входят: федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы контроля и их должностные лица, а также органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций;
2) пределы по кругу правовых актов, за исполнением которых осуществляется прокурорский надзор. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокуроры осуществляют надзор за исполнением федеральных законов, а также законов субъектов Федерации в сфере экологии.
В силу ст. 15 Конституции РФ прокуроры обязаны осуществлять надзор и за исполнением ратифицированных двусторонних, многосторонних договоров и других международных правовых актов в рассматриваемой сфере.
Исполнение нормативных указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ по вопросам охраны окружающей среды и природопользования, в большинстве своем конкретизирующие нормы федеральных законов, должно быть в поле зрения прокуроров. Прокуроры осуществляют также надзор за исполнением постановлений, приказов, инструкций и других нормативных правовых актов, изданных федеральными органами исполнительной власти, но лишь в тех случаях, когда эти акты прямо вытекают из требований законов;
3) пределы надзора по кругу органов, принимающих и издающих правовые акты, надзор за законностью которых осуществляют прокуроры; в этот круг входят все перечисленные в ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» субъекты;
4) пределы по кругу правовых предписаний законов и других нормативных актов, за исполнением которых осуществляется прокурорский надзор. Помимо норм, обязывающих совершать определенные действия, устанавливающих права, обязанности и ответственность должностных лиц, граждан и разного рода запреты, в законах и подзаконных актах имеется обычно немало общих (декларативных), морально-этических и иных описательных предписаний.[3]
Если в результате несоблюдения обязывающих или запрещающих норм нарушаются права и свободы граждан, интересы юридических лиц или государства и общества, то при несоблюдении норм второй группы этого не происходит. Поэтому именно за исполнением обязывающих или запрещающих норм и осуществляется прокурорский надзор.
2. Правовые основы прокурорского надзора за исполнением закона.
Прокурорский надзор как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих деятельность прокурора по обеспечению верховенства Конституции, соблюдению и исполнению законов, защите прав и свобод граждан, законных интересов личности, общества и государства. Предметом правого регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в сфере исполнения законов всеми субъектами права, а также деятельность органов прокуратуры по обеспечению режима законности в Российской Федерации.
Методом правового регулирования служит предусмотренная законом совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных приемов, способов и средств осуществления прокурором своих полномочий. В ст. 3 Закона о прокуратуре содержится положение, в соответствии с которым правовую основу организации и деятельности органов прокуратуры составляют Конституция, данный Закон, другие федеральные законы и международные договоры РФ. Организация и порядок деятельности Следственного комитета при прокуратуре РФ определяются также нормативными правовыми актами Президента РФ, принятыми в случаях, предусмотренных данным Законом. Конституция определяет принципы организационного построения и непосредственной деятельности самой прокуратуры. Так, в ст. 129 Конституции сказано, что прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. В этой же статье Конституции определен порядок назначения и освобождения от должности Генерального прокурора РФ, а также нижестоящих прокуроров. Данным конституционным положением закреплена независимость прокурорского надзора от иных ветвей государственной власти и обеспечено ее самостоятельное функционирование. Кроме того, оно способствует построению вертикали управления в системе органов прокуратуры таким образом, что надзор за соблюдением законности осуществляется на всех уровнях власти независимо от местнических сепаратистских тенденций. Однако специфика федеративного устройства российского государства и сложившиеся к моменту принятия Конституции социально-политические условия обусловили тот факт, что в ч. 3 ст. 129 Конституции закреплено положение, согласно которому прокуроры субъектов РФ назначаются на должность только после согласования с органами власти субъекта РФ.[4]
Однако органы власти субъектов РФ не имеют права принимать никаких правовых актов и решений относительно организации и деятельности прокуратуры, так как в соответствии с ст. 71 Конституции законодательство и управление прокуратурой относится исключительно к ведению Российской Федерации.
Таким образом, в Конституции определены принципиальные вопросы организационного построения системы органов прокуратуры и далее в ней указано, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом. Им является Закон о прокуратуре.
Закон о прокуратуре состоит из семи разделов, которые включают в себя 54 статьи. В этом Законе определены цели и задачи деятельности органов прокуратуры, ее основные функции, принципы организации и работы, система и структура органов прокуратуры, полномочия Генерального прокурора РФ и нижестоящих прокуроров, порядок назначения и освобождения их от должности.
Закон определяет предмет прокурорского надзора относительно каждого из его основных направлений (отраслей), полномочия прокурора и средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. В нем также содержатся нормы, устанавливающие порядок прохождения службы в органах прокуратуры, ее кадровый состав, меры правовой и социальной защиты сотрудников.
Учитывая, что прокурорский надзор охватывает широкую сферу правоотношений, деятельность прокурора по отдельным направлениям регламентируется нормами, содержащимися в иных федеральных законах. Так, ст. 30 Закона о прокуратуре содержит правило, согласно которому полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.
Например, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД по требованию прокурора, обеспечивающих ОРД, руководители этих структур обязаны представить им оперативно-служебные документы, включающие в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий. Неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за ОРД, влечет за собой установленную законом ответственность должностных лиц. Полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования, а также по надзору за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия определены в ст. 37 УПК.
Нормы, регламентирующие деятельность прокурора в административном судопроизводстве, закреплены в КоАП. Например, в его ст. 25.11 содержатся указания на полномочия прокурора, который вправе:
Информация о работе Контрольная работа по "Уголовному праву"