Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 21:39, реферат
Учение о криминалистической регистрации представляет собой систематизированное знание об определённом круге объектов и явлений реального мира: о видах криминалистической регистрации, их связях между собой и с другими технико-криминалистическими средствами, характере и содержании регистрируемой (собираемой) информации, принципах, способах и формах её систематизации, хранения, поиска и передачи, об оптимальной организации и управлении регистрационными аппаратами и т.д. В широком смысле слова объектом этой теории является криминалистическая регистрация как разновидность практической деятельности по борьбе с преступностью.
Содержание
Понятие о криминалистической регистрации……………………………………………………1
Сущность криминалистической регистрации…………………………………………………….4
Объекты криминалистической регистрации……………………………………………………...7
Классификация учетов. Система криминалистической регистрации…………………………..8
Правовые основы функционирования системы криминалистической регистрации и органы криминалистической регистрации…………………………………………………………….....18
Заключение………………………………………………………………………………………...22
Список использованной литературы
Криминалистические учёты.
Криминалистическими называются учёты, ведущиеся в криминалистических подразделениях, для организации и функционирования которых необходимы специальные познания.
Дактилоскопический учёт неизвестных преступников, скрывшихся с мест нераскрытых преступлений, и лиц, взятых на учёт органами внутренних дел, состоит из двух картотек:
1) фотоснимков следов рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений (следотеки).
2) дактилокарт лиц, взятых органами внутренних дел на учёт (дактилокартотеки)
Учёт ведётся на местном уровне экспертно-криминалистическими подразделениями горрайлинорганов, МВД, УВД. С помощью названных картотек возможно установить, кто из зарегистрированных либо проверяемых лиц оставил следы на месте происшествия, а также факт оставления следов рук одним человеком на различных местах происшествия.
Дактилокартотеки включают два раздела. Первый содержит дактилокарты лиц, состоящих на учёте в органе внутренних дел. По нему подлежат проверке следы пальцев рук с установленным типом и видом узора, обнаруженные на местах нераскрытых преступлений на обслуживаемой территории. Второй раздел комплектуется из дактилокарт, поступающих из служб уголовного розыска, ОЭП, следствия и т.д. Этот массив используется для проверки дактилокарт лиц, подозреваемых в совершении конкретных преступлений.
Следотеки также состоят из двух массивов.
Первый содержит фотоснимки следов пальцев рук с установленным типом и видом папилярного узора, обнаруженных на месте нераскрытых преступлений,совершённых на территории обслуживания данного органа внутренних дел. Их помещение в массив осуществляется только после проведения дактилоскопической экспертизы. Дубликаты фотоснимков экспертно-криминалистические подразделения горрайорганов направляют в вышестоящие экспертно-криминалистические подразделения МВД, ГУВД, УВД в 10-дневный срок. Проверке по этому разделу подлежат дактилокарты, направленные в экспертно-криминалистические подразделения для сравнения со следами рук, изъятыми с мест нераскрытых преступлений, а также вновь помещаемые в дактилокарты лиц, взятых на учёт в органах внутренних дел.
Второй раздел следотеки – фотоснимки следов пальцев рук с неустановленным типом и видом узора, а также следов ладоней – используется только для поверки дактокарт лиц, подозреваемых в совершении конкретных преступлений.
Учёт поддельных медицинских рецептов на получение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств и образцов почерка лиц, занимающихся их подделкой.
Учёт местный, ведётся в криминалистических подразделениях МВД, УВД. Ему подлежат поддельные медицинские рецепты на получение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств и образцы почерка лиц, занимающихся их подделкой. Форма ведения – смешанная: в виде картотек и коллекций.
Назначение картотек поддельных рецептов – установление единого источника происхождения рецептов, изъятых на территории обслуживания МВД, УВД, а также конкретных изготовителей.
Назначение коллекции образцов почерка – выявления фактов исполнения рукописного текста конкретным лицом.
Учёт следов орудий взлома и инструментов – также местный, ведётся в виде коллекции следов орудий взлома и инструментов, изъятых с мест нераскрытых преступлений, в экспертно-криминалистических подразделениях МВД, УВД. Он предназначен для получения данных о применении одного орудия при совершении нескольких преступлений, определения конкретного орудия взлома.
Коллекция комплектуется из объектов со следами орудий взлома или отображения этих следов (слепки).
Аналогичным образом, т.е. в виде коллекций на местном уровне ведутся учёты следов транспортных средств, обуви и учёт микрообъектов, изъятых с мест нераскрытых преступлений.
Учёт пуль, гильз и патронов со следами оружия, обнаруженных в ходе раскрытия и расследования преступлений.
Является централизованно-местным, ведётся в виде коллекций пуль, гильз и патронов со следами оружия, называемых пулегильзотеками. Централизованная пулегильзотека находится в ЭКЦ МВД РФ, местные – в экспертно-криминалистических подразделениях МВД, УВД, УВДТ.
Использование данного учёта позволяет установить факт применения одних и тех же экземпляров оружия при совершении нескольких преступлений; обнаружить оружие, использованное при совершении преступлений, среди изъятого, найденного, добровольно сданного.
Учёт поддельных денежных знаков.
Учёт относится к централизованно-местным, ведётся в ЭКЦ МВД РФ и лабораториях химической экспертизы ЭКУ (ЭКО) МВД, ГУВД, УВД. Он создаётся с целью установления общности происхождения фальшивых монет и бумажных денежных знаков по способу и технологии их изготовления, а также для выявления лиц, занимающихся их изготовлением.
Форма учёта смешанная: картотека, состоящая из карточек с фотоснимками лицевой и оборотной сторон фальшивых денег, и коллекции натурных образцов. В ЭКЦ МВД РФ существует четыре картотеки поддельных денежных знаков: бумажных, изготовленных полиграфическим способом или с помощью технических средств; денег, изготовленных рисованием; иностранной валюты и металлических монет.
Учёт поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом, - централизованный учёт, ведётся в ЭКЦ МВД РФ с целью установления общности происхождения поддельных документов, бланки которых изготовлены с использованием одного клише, набора типографских литер, а также выявления лиц, занимающихся их изготовлением.
По форме учёт смешанный: существует картотека фотокопий поддельных документов и коллекция самих бланков. Учётный массив состоит из трёх разделов: дипломов и бланков дипломов об окончании высших и средних специальных заведений; водительских удостоверений и их бланков; прочих документов.
Правовые основы функционирования системы криминалистической регистрации подробно регламентированы в подзаконных актах, в частности в приказах и инструкциях МВД России. [8]
Юридическим основанием для ведения криминалистической регистрации являются:
Закон РФ «О милиции» от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 предусматривает ведение органами милиции, входящими в систему Министерства внутренних дел РФ, учета лиц, предметов и фактов, использование данных этого учета, производство регистрации, фотографирование, звукозапись, кино-, видеосъемку, дактилоскопирование лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, обвиняемых в совершении умышленных преступлений и подвергнутых административному аресту. [8]
Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ определяет цели, принципы и виды государственной дактилоскопической регистрации в РФ; определяет перечень лиц, подлежащих государственной дактилоскопической регистрации, регулирует использование дактилоскопической информации, а также устанавливает основные требования к проведению государственной дактилоскопической регистрации, хранению и использованию дактилоскопической информации. Проведение добровольной государственной дактилоскопической регистрации граждан РФ осуществляется по их письменному заявлению органами внутренних дел и территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту жительства указанных граждан. Обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию проводят федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба; органы федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органы государственной налоговой службы, органы государственной охраны, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы, органы внешней разведки; органы предварительного следствия, органы дознания, органы, осуществляющие производство по делам об административных правонарушениях, или по их поручению органы внутренних дел; органы уголовно-исполнительной системы; органы внутренних дел.
Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. N 5473-1 устанавливает право учреждений, исполняющих наказания, осуществлять регистрацию осужденных, а также их фотографирование, звукозапись, кино- и видеосъемку и дактилоскопирование.
Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, обеспечении защиты информации.
Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ определяет содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при проведении оперативно-розыскных мероприятий. В статье 10 указанного закона сказано, что органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них названным федеральным законом, могут создавать и использовать информационные системы, а также заводить дела оперативного учета.
Федеральный закон «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия. Федеральный закон «Об оружии» устанавливает, что приобретенное оружие подлежит регистрации в соответствующих органах внутренних дел.
Основанием регистрации конкретного объекта являются постановление прокурора, следователя или лица, производящего дознание, об избрании меры пресечения в виде содержания под стражей либо о привлечении в качестве обвиняемого; приговор или определение суда; постановление об объявлении лица в розыск; протокол задержания подозреваемого. Для постановки на учет иных объектов юридическим основанием служат протоколы следственных действий. Регистрация таких объектов и снятие их с учета производятся при наличии достаточных оснований, предусмотренных нормативными актами. [8]
Система криминалистической регистрации, функционирующая в органах внутренних дел, где сосредоточена основная часть криминалистических и иных учетов, предназначенных для целей раскрытия и расследования преступлений, достаточно сложна. Она может быть классифицирована по двум основаниям:
1) по территориальности и подразделениям, в которых ведутся учеты;
2) по функциональному и объектовому признакам. [8]
В зависимости от территориального охвата обслуживаемого региона все учеты можно подразделить на: централизованные (федеральные), местные (региональные) и централизованно-местные. [8]
Централизованные (федеральные) учеты ведутся только в соответствующих центральных аппаратах МВД России: Главном информационном центре МВД России (ГИЦ МВД), Экспертно-криминалистическом центре МВД России (ЭКЦ МВД) - и охватывают регистрацией всю территорию Российской Федерации. [8]
Местные (региональные) учеты ведутся в пределах республики, края, области в соответствующих информационных центрах (ИЦ МВД, ГУВД, УВД), экспертно-криминалистических управлениях или отделах (ЭКУ, ЭКО), в подразделениях уголовного розыска. Некоторые местные учеты ведут в низовых звеньях горрайорганов внутренних дел. [8]
Централизованно-местные учеты предполагают регистрацию однотипных объектов как в центре, так и на местах. Таких учетов большинство. Конечно, не все одноименные объекты, учитываемые на местах, регистрируются в центральных аппаратах, чтобы не загромождать их массивы. Так, на местном уровне оперативно-справочного учета состоят лица, осужденные за любые преступления, совершенные на территории обслуживаемого региона независимо от меры и срока наказания, а в ГИЦ МВД России учитываются лишь осужденные за особо тяжкие преступления к смертной казни, лишению свободы, а также за иные преступления к лишению свободы на срок от 3 лет и выше. [8]
Обращаясь в централизованно-местный учет, следует знать, что подучетный объект мог быть зарегистрирован лишь на местном уровне в другой республике, крае, области, поэтому запрос следует направить в ИЦ или ЭКУ (ЭКО) соответствующего МВД, ГУВД, УВД, а не ограничиваться запросами в ГИЦ или ЭКЦ МВД и в местный информационный центр или криминалистическое подразделение. [8]
Особенности проверки регистрируемых объектов централизованных и местных учетов - второе основание классификации. Одна группа учетов ведется по линии информационно-справочных служб - ГИЦ МВД России, ИЦ МВД, ГУВД, УВД, учетных подразделений горрайорганов. Для проверки объектов по этим учетам специальных криминалистических познаний не требуется. Это учеты оперативно-справочные, похищенных и изъятых номерных и обычных вещей, предметов антиквариата и т.д. [8]
Другая группа учетов ведется в экспертно-криминалистических подразделениях: ЭКЦ МВД России, ЭКУ (ЭКО) МВД, ГУВД, УВД, горрайорганах. Для их организации и функционирования необходимы специальные криминалистические познания. Это дактилоскопическая регистрация неизвестных преступников, оставивших следы рук на местах нераскрытых преступлений, и лиц, взятых милицией на учет; регистрация пуль, гильз, патронов со следами оружия; фальшивых бумажных и металлических денег; поддельных документов, изготовленных на полиграфическом оборудовании; поддельных медицинских рецептов на получение сильнодействующих и наркотических веществ и образцов почерка лиц, занимающихся их подделкой; следов орудий взлома и инструментов; транспортных средств; обуви, а также микрообъектов и запаховых следов, изъятых с мест нераскрытых преступлений. [8]