Множественность преступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 21:40, курсовая работа

Описание

Цели и задачи курсовой работы. Субъект преступления как элемент состава и как уголовно-правовая категория - довольно сложное и многогранное понятие, требующее дальнейшего научного изучения и уточнения. Не случайно особое внимание в данной дипломной работе уделено рассмотрению и исследованию признаков лица, совершившего преступление, которые самым тесным образом связаны с вопросами уголовной ответственности. В свою очередь, проблемы возраста и вменяемости преступника с учетом кардинальных изменений в действующем уголовном законодательстве и практике его применения диктуют настоятельную необходимость их комплексного изучения не только учеными-юристами, но и представителями других наук, специалистами в самых различных областях знаний.

Содержание

Введение………………………………………………………………........2
Глава I. Характеристика субъекта преступления
§1 Понятие и признаки субъекта преступления…………………………5
§2 Возрастные признаки субъекта………………………………………..8
Глава II. Вменяемость и невменяемость лица
§1 Понятие вменяемости и невменяемости……………………………..12
§2 Критерии невменяемости…………………………………………….13
§3 Ограниченная вменяемость…………………………………………...17
Глава III. Специальный субъект
§1 Понятие и признаки специального субъекта………………………..20
§2 Субъекты должностных преступлений……………………………. 24
§3 Военнослужащие ………………………………………………….....31
Заключение……………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………

Работа состоит из  1 файл

уголовное право курсовик.docx

— 57.08 Кб (Скачать документ)

К психическим состояниям аномального типа следует, в частности, относить типы характера – холерический и меланхолический, а также неврозы, психопатии. К аномальным психическим  процессам относятся временные  психические развития, которые, однако, нарушают баланс процессов возбуждения  и торможения. Некоторые из таких  аномальных процессов нашли отражение  в перечне обстоятельств, смягчающих наказание (ст. 61 УК РФ). Это, например, беременность, при которой женщина зачастую бывает обуреваема приступами агрессии, противоправность или аморальность поведения потерпевшего, что может  вызвать состояние аффекта и  другие.

Примером аномалий могут  служить акцентуализации характера, представляющие собой усиление отдельных  черт характера до такой сильной  степени, при которой адаптационные  возможности субъекта значительно  снижаются в условиях эмоциогенной ситуации. Так, например, в результате судебно-психиатрической экспертизы К., обвиняемого по ч.4 ст.224 УК РСФСР, были установлены такие его личностные особенности, как демонстративность, эгоцентричность, пренебрежение общепринятыми  нормами и ценностями, преобладание внешнеобвиняющих форм эмоционального реагирования, повышенная раздражительность, обидчивость, мнительность. Было констатировано, что у испытуемого имеется  психоподобный синдром, не позволяющий  К. в полной мере руководить своими действиями.

Психическое расстройство, не исключающее вменяемости, учитывается  судом при назначении наказания  и может служить основанием для  назначения принудительных мер медицинского характера (ст. 22 УК РФ).

 

 

                           

                               Глава III. Специальный субъект

                        §1 Понятие и признаки специального субъекта

 

Специальный субъект –  это лицо, обладающее наряду с вменяемостью и возрастом уголовной ответственности  также иными дополнительными  признаками, указанными в законе или  прямо вытекают из него, ограничивающими  круг лиц, которые могут нести  ответственность за данное общественно  опасное деяние.

Общественно опасное деяние будет признано преступлением только тогда, когда в деянии будут установлены  все признаки состава преступления (ст. 8 УК РФ), в том числе признаки специального субъекта.

Признаки специального субъекта – это конкретные особенности  субъекта данного преступления, выходящие  за рамки общих требований к субъектам  других преступлений. Они характеризуют  весьма разнообразный круг свойств  субъекта.

При этом законодатель не случайно устанавливает уголовную ответственность  применительно к каждому конкретному  составу. Во-первых, в реальной действительности преступления совершаются именно теми лицами, с которыми связана возможность  привлечения к уголовной ответственности. Например, воинское преступление. Во-вторых, некоторые деяния достигают той  степени общественной опасности, которая  вызывает необходимость установления уголовной ответственности, лишь когда  они совершены лицом, обладающим признаками специального субъекта. Например, взятку может получить и лицо, не являющееся должностным. Однако общественную опасность взятка приобретает только тогда, когда она принята должностным  лицом, поскольку она нарушает нормальную деятельность государственного органа и дискредитирует его в глазах общества.

Признаки специального субъекта как правила прямо указаны  в конкретной норме Особенной  части УК РФ. Иногда их можно уяснить  путём систематического, грамматического  и логического толкования нормы  права. Так, ст. 124 УК РФ устанавливает ответственность за неоказание помощи больному. Закон не указывает прямо на субъекта преступления, но называет его существенный признак: обязанность этого лица оказывать помощь больному по закону или специальному правилу. В соответствии со специальными правилами, установленными компетентными органами здравоохранения России, все медицинские работники (врачи, фельдшеры, акушеры, медицинские сёстры и другие) обязаны оказывать первую неотложную помощь гражданам в дороге, на улице, на дому в иных общественных местах.

Правовое значение общих  и специальных признаков субъекта преступления неодинаково. Отсутствие хотя бы одного из общих признаков  субъекта означает вместе с тем и  отсутствие состава преступления. При  отсутствии признаков специального субъекта преступления возникает иная ситуация: в отдельных случаях  отсутствие этих признаков полностью  исключает уголовную ответственность, в других – меняется лишь квалификация преступления.

При определении признаков  специального субъекта важное значение имеют положения, содержащиеся в  ведомственных нормативных актах: уставах, положениях, инструкциях и  приказах, которые определяют служебные  полномочия тех или иных работников предприятий, учреждений, организаций. Суд при квалификации общественно  опасного деяния обязан рассмотреть  по существу и обсудить характер тех  специальных обязанностей, полномочий, которые возложены на соответствующего работника. При этом данные ведомственных  нормативных актов должны приниматься  судом как один из аргументов того или иного решения вопроса (ст. 71 УПК РСФСР). Не исключена возможность, что суд, оценив по существу те действия, которые совершал виновный, в какой-то части не согласиться с ведомственной  квалификацией работников предприятия, учреждения, организации и, исхода из оценки совершаемых лицом действий, не признает или, напротив, не признает его специальным субъектом преступления.

Признаки специального субъекта в теории уголовного права получили название факультативных признаков  в общем понятии состава преступления, поскольку они не являются обязательными  для всех конкретных составов преступлений.

Признаки специального субъекта могут быть классифицированы по следующим  основаниям:

1) по половому признаку: мужчина (ст. 131 УК РФ);

2) по государственно-правовому  положению: гражданин России (ст. 275 УК РФ), иностранный гражданин,  лицо без гражданства (ст. 276 УК  РФ);

3) по семейному положению:  родители или лица, их заменяющие, дети (ст.ст. 156, 157 УК РФ);

4) по отношению к военной  обязанности: призывник (ст. 328 УК  РФ), военнослужащий (ст.ст. 331-352 УК РФ);

5) по должностному положению:  должностное лицо (ст.ст. 285-290, ч.2 ст. 138, ст.ст. 143, 149, 144 УК РФ и другие), дознаватель, следователь, судья,  прокурор, работник милиции (ст.ст. 299-305, 310-311 УК РФ), механик (ст. 266УК  РФ), командир воздушного судна  (ст. 271 УК РФ) и другие;

6) по профессиональным  обязанностям: врач, другие медицинские  работники (ст.ст. 124, 128 УК РФ);

7) по особому положению  лица, связанному с совершением  преступления: лица, отбывающие наказание,  ранее судимые, рецидивисты, осуждённые  за тяжкие преступления, лица, находящиеся  под стражей (ст.ст. 161, 162, 313, 314, ч.ч.3 ст. 158, 159 УК РФ и другие);

8) по характеру выполняемой  работы: лицо, которому сведения, составляющие  государственную тайну, были доверены  по службе или работе (ст.ст. 283, 284 УК РФ), член избирательной комиссии (ст. 142 УК РФ), работник торговли (ст. 200 УК РФ) и другие.

На протяжении всей истории  уголовного законодательства просматривается  устойчивая тенденция к увеличению количества составов со специальным  субъектом. Действующий УК содержит около 40 % составов со специальным субъектом.

В Особенной части УК РФ выделены две главы, содержащие целые  системы норм со специальным субъектом: преступления против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30), преступления против военной службы (гл. 33).

Высшие судебные органы неоднократно обращали внимание на необходимость  установления признаков специального субъекта.

В настоящее время в  практике судебных и следственных органов  возникают трудности при квалификации должностных преступлений, связанные  с изменчивостью нормативных  актов, регулирующих правовой статус государственных  служащих. Кроме того, имеются неясности  в вопросе о том, кого считать  должностным лицом. Для решения  указанных проблем необходимо привлекать большое количество нормативных  актов, в том числе ведомственных.

Далее дана характеристика наиболее крупных и вызывающих наибольшее число вопросов групп специальных  субъектов.

 

 

 

 

                          §2 Субъекты должностных преступлений

 

Уголовный кодекс РФ содержит две группы преступлений, связанных  с выполнением управленческих функций: преступления против государственной  власти, интересов государственной  службы и службы в органах местного самоуправления (ст.ст. 285-287, 290, ч.2 ст. 237 УК РФ) и преступления против интересов  службы в коммерческих и иных организациях (ст.ст. 201, 204 УК РФ). Критерием их разграничения  является организационно-правовая форма  организации, в которой лицо выполняет  управленческие функции.

Должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции  представителя власти либо выполняющие  организационно-распорядительные, административно-хозяйственные  функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных  и муниципальных учреждениях, а  также в Вооружённых Силах  РФ, других войсках и воинских формированиях  РФ (примечание 1 к ст. 285 УК РФ).

Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации признаётся лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя  власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции  в коммерческой организации независимо от формы собственности, а также  некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом  местного самоуправления, государственным  или муниципальным учреждением (примечание 1 к ст. 201 УК РФ). Легальные дефиниции  коммерческих и некоммерческих организаций  содержатся в гражданском законодательстве.

Толкование организационно-распорядительных и административно-хозяйственных  обязанностей приводится в Постановлении  Пленума Верховного Суда СССР от 30.03.1990 № 4 “О судебной практике по делам о  злоупотреблении властью или  служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности или должностном подлоге”. Кроме этих разъяснений большую роль играет правоприменительная практика судебных органов. Суды неоднократно отказывались квалифицировать действия лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, как должностные преступления, хотя бы они фактически замещали управленческие должности. Так, Приговором Красноярского краевого суда 17 июля 1998 г. Макаренко осужден по п. п. "б", "в" ч. 2 ст. 159, п. "б" ч. 4 ст. 290, ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 325 УК РФ.

Он признан виновным в  мошенничестве с использованием своего служебного положения, неоднократном  получении взяток, превышении должностных  полномочий и уничтожении официальных  документов из корыстной заинтересованности.

Как указано в приговоре, в мае 1997 г. Макаренко в управлении юстиции администрации Красноярского  края зарегистрировал общественный фонд "Восход" и стал его президентом.

Согласно уставу деятельность фонда предусматривала финансирование, направленное на оказание помощи семьям погибших при исполнении служебных  обязанностей работников милиции, материально - технической помощи органам внутренних дел.

Используя знакомство с В. (начальником 1-го отделения отдела по борьбе с экономическими преступлениями УВД г. Красноярска), Макаренко предложил  оформить себя внештатным сотрудником  милиции.

Приказом по управлению внутренних дел г. Красноярска от 28 августа 1997 г. Макаренко был зачислен внештатным сотрудником отдела по борьбе с экономическими преступлениями и ему выдано удостоверение  установленного образца.

В соответствии с требованиями Временной инструкции "Об организации  работы внештатных сотрудников милиции", утвержденной приказом МВД России от 20 ноября 1992 г., Макаренко по указанию кадрового сотрудника милиции К. (старшего оперуполномоченного названного подразделения) должен был выполнять поручения, влекущие за собой правовые последствия для граждан. В частности, он производил контрольные закупки в торговых павильонах и киосках, принадлежащих гражданам, зарегистрированным в качестве предпринимателей, и в случае выявления нарушений правил торговли составлял акты, которые обязан был передавать в отдел по борьбе с экономическими преступлениями УВД г. Красноярска для применения к нарушителям мер административного и иного воздействия.

28 августа 1997 г. Макаренко  под предлогом проверки соблюдения  правил торговли, после закупки  товара в торговом павильоне  "Продукты", владельцем которого  являлся Гусейнов, обнаружил отсутствие  сертификатов на отдельные виды  продуктов, составил акт с отражением  выявленных им нарушений (ст. 146.5 КоАП РСФСР), передал его продавцу, назначив через него встречу  с владельцем павильона.

29 августа 1997 г. Макаренко  встретился с Гусейновым и  попросил, чтобы тот оказал "спонсорскую"  помощь милиции, рассказал ему  о "фонде", президентом которого  он является. Введенный Макаренко  в заблуждение и полагая, что  деньги будут направлены на  нужды сотрудников милиции, Гусейнов  передал ему деньги в сумме  500 тыс. рублей.

Информация о работе Множественность преступлений