Нормы уголовного права по Псковской Судной грамоте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2011 в 20:00, контрольная работа

Описание

В первой половине Х1У в. складывались основные черты Псковской феодальной республике, просуществовавшей с 40-х гг. Х1У в. по 1510 г. «Псковскую Судную грамоту», принятую на Псковском вече, исследователи называют «Псковской правдой». Она повлияла на общерусское законодательство (Судебник Ивана 111. 1497 г.)

Содержание

Введение
1. «Источники «Псковской Судной грамоты»………………………3
1.1 История открытия и публикации «Псковской Судной грамоты»………………………………………………………………………..4-5
1.2 Почему грамота названа Псковской………………………..…….5
1.3 Структура «Псковской Судной грамоты»……………………….6
2. «Историография»
2.1 Дореволюционный этап развития историографии……………7-8
2.2 Современный этап развития историографии………………….8-9
3. « История телесных наказаний в России»
3.1 История телесных наказаний в России……………...………10-12
3.2 История пыток в России……………………………………...11-13
4. Преступление и наказание в «Псковской Судной грамоте»
4.1 Уголовные преступления………………………………….....14-17
4.2 Имущественные сделки и имущественные преступления…17-18
4.3 Суд о земле…………………………………………………….....18
4.4 Правовое положение наймита………………………………..18-19
4.5 Особенности отношений изорника и его государя……..….19-20
5. «Судопроизводство в «Псковской Судной грамоте»
5.1 Псковское вече - судебный и законодательный орган…….…..21
5.2 Суд княжой……………………………………………………21-22
5.3 Посадник………………………………………………………….22
5.4 Церковный суд………………………………………………..22-23
Заключение……………………………………………………………24
Список использованных источников и литературы………………..25

Работа состоит из  1 файл

ист.отеч. гос.и права.doc

— 124.00 Кб (Скачать документ)

         Ю.Г. Алексеев в своей  книге «Псковская Судная грамота» и  её время», проанализировав уголовные  статьи ПСГ, пришел к выводу о том, что «развитие преступности в условиях феодального строя определяется… ростом социального и имущественного неравенства, процессом ослабления и распада старых общинных связей».

         Сравнив ПСГ и  «Русскую Правду» автор выявил основное отличие документов в вопросе о разбое. ПСГ заменяет «поток и разграбление» высокой денежной компенсацией - это говорит, по мнению Алексеева, о новом этапе развития социальных отношений.

         Таким образом, можно  сказать, что «Если Правда в своих  уголовных статьях подходит к  людям с позиций князя, то ПСГ рассматривает уголовные казусы внутри самой общины, между самими людьми, не противопоставляя никого этим людям».

         Основные итоги  изучения вопроса о преступлении и наказании были отражены в учебных  курсах. В учебнике Ю.П. Титова и др. «История государства и права России» дается следующее определение: « Преступление в ПСГ - нанесение морального ( материального) ущерба лицам и причинение вреда государству». Там же говорится и о том, что в Пскове применялись денежные штрафы и смертная казнь[7, 366].

         Подобное толкование определения преступления в ПСГ  дает и Исаев в «Истории государства  и права России». Он же указывает  на то, что «высшая мера наказания  по Русской Правде поток и разграбление Наказание включало конфискацию  имущества и выдачу преступника (вместе с семьей) в рабство».4

         Ю.Г. Алексеев в книге  «Псковская Судная грамота». Текст. Комментарий. Исследование.» пишет, что ПСГ - один из важнейших источников истории  русского права, т. к. « грамота освещает такие стороны русской жизни  Х1У - ХУ в в., какие не отразились ни в одном другом памятнике».1

         Из всего сказанного можно сделать вывод: вопросы  о преступлении и наказании в  русском праве одинаково глубоко  интересовали и продолжают волновать  как исследователей Х1Х века, так  и наших современников[7, 421]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 3 «История телесных наказаний в России»

         3.1 История телесных наказаний в России

         Несомненно, что для  современного читателя история телесных наказаний интересна и поучительна. Черты варварства, жестокости, душевной развращенности, присущие любой нации, в том числе и русскому народу, четко прослеживаются в телесных наказаниях - мерах устрашения и принуждения.

         Возможность телесно  наказывать превращалась на Руси нередко  в настоящую страсть к истязанию, находящую себе полное объяснение лишь в планомерной истории развития телесных наказаний в России.

         Телесные наказания  появились на Руси в глубокой древности  вместе с возвышением власти киевских князей. Правда, многие доказывают, что  широкие карательные меры уголовного права заимствованы от татар и что до монгольского нашествия телесных наказаний на Руси не было. Например, Карамзин утверждает, что законодательный сборник Х11 - Х111 вв. - «Русская Правда» знает только кровную месть и денежную систему выкупа. Единственным наказанием, налагаемым князем вместо штрафа, было « поток или разграбление», что означает изгнание, отдачу в рабство, выдачу народу. «Русская Правда» прямо запрещает телесные наказания: «если кто кого ударит без княжего слова, за ту муку 80 гривен.» Слова «поток или разграбление» означали не только изгнание и др., так назывались и телесные наказания, т. к. в некоторых списках «Русской Правды» « на поток» заменено словами «на бой» [6, 114].

         С принятием христианства распространению телесных наказаний  на Руси начало способствовать греческое духовенство. Самые тяжкие преступления были подсудны в древности церковным судам, как то: оскорбление делом женщины, поджег, кровосмешение с сестрой и др.

         Телесные наказания  в Киевской Руси были рабьими наказаниями. По «Русской Правде», холоп - вещь, полная собственность господина, который может делать с ним все, что хочет.

         Начиная с Х111 в. все  чаще назначается телесное наказание. В ПСГ указано: за татьбу (кражу) посадить виновного на дыбу и взять штраф.2

         Самый распространенный вид наказания - битье кнутом на торговой площади. Членовредительные наказания (урезание ушей, языка, клеймение) выполняли функцию устрашения и выделения преступника из толпы.

         Таким образом, проследив  историю телесных наказаний в  России, можно сказать о том, что  с течением времени формы телесных наказаний ужесточались. Все телесные наказания служили методом выделения преступника из толпы и методом устрашения[6, 195]. 

         3.2 История пыток в России

         Пытки как меры предшествующие наказанию, широко применялись во все  времена. Впервые о пытках говорится в судебнике Ивана 111 (1497 г.): применить их можно было только по делам о татьбе с поличным, разбое, душегубстве, поджоге и др.

         Пыткам подвергались «лихие люди» на « повальном обыске» (т. е. те лица, которых население  города во время специального расследования признало опасными преступниками); крестьяне и холопы, обвиненные своими хозяевами в татьбе или разбое; лица, пойманные с поличным на месте преступления не в первый раз; бродяги, оговоренные в разбое и татьбе.

         В 1556 году при Иване Грозном книга Разбойного приказа распространила применение пытки на всех людей, приведенных с поличным и «лихих людей» [6,223].

         В ХУ1 - ХУ11 вв. пытки  производились палачами, под «пыточными башнями» и «в застенках», показания  обвиняемых записывались дьяками. Тяжесть пыток зависела от тяжести обвинения, но в любом случае обвиняемый подвергался не более чем трем пыткам с недельными промежутками. От признания, данного на пытке, впоследствии можно было отказаться и добиться освобождения, если обвиняемый перенесет новые пытки. В ХУ111 в. такой отказ от признания уже не принимался во внимание.

         Наиболее популярными  были дыба и пытка огнем. Иногда применялась  так называемая стряска: к ногам  подвешенного на дыбу привязывали бревно, а потом несколько раз встряхивали. Пытка огнем состояла в жжении спины горящим веником.

         Воинский артикул 1716 г. принятый при Петре 1, разрешал применять пытки только в очевидных  преступлениях и в важных делах. За злоупотребление пыткой судья  мог быть строго наказан и даже казнен. От пыток освобождались дворяне, лица старше 70 лет, недоросли, беременные женщины, «но это не распространялось на обвиненных в убийстве и государственном преступлении, тем более что и вообще запреты на пытки часто нарушались: например, Екатерина 11 выступали против пыток, однако, при подавлении пугачевского восстания 1773 - 1775 гг. пытки широко применялись.»

         В Х1Х веке пытки  применялись в провинции (особенно помещиками в отношении своих  крестьян). А в 1847 г. в Костроме были подвергнуты жестоким истязаниям обвиняемые в поджоге ссыльные поляки.

         В ХХ же веке пытки  не исчезли, они видоизменились. В  СССР после Великой Отечественной  войны 1941 - 1945 гг., когда военнопленные  и увезенные фашистами на работы в Европу возвращались домой, создавались  специальные лагеря, куда ссылались политические преступники и неугодные МВД СССР простые граждане. Все подобные лагеря носили общее название ГУЛАГ. Попадая туда, люди в большинстве своем гибли от невыносимых издевательств и пыток следователей. Семьи заключенных, часто ни в чем не повинных людей, тоже страдали. Все ужасы лагерей описаны в книге А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», проведшего там 11 лет.

         Из этой книги  мы узнаем, что перед допросом применялось  психологическое давление (запугивание, унижение, ложь и т. д.), а во время допроса и после него людей заставляли стоять на коленях, не давали пить, мучили бессонницей по 3 -5 суток… Можно перечислять до бесконечности, но этот факт - драматическая страница истории нашей страны. Солженицын говорит о том, что обычные граждане не замечали исчезновения таких людей и не задумывались об их несчастных судьбах.

         Таких, как Солженицын, было мало. Поэтому советские люди ничего не знали о существовании  ГУЛАГа. Только начиная с 1990 -х гг. широкий круг читателей смог узнать всю правду о прошлом своей страны.

         Подводя итог всему  сказанному, можно отметить, что  в России на протяжении столетий страсть  к пыткам и к телесным наказаниям не угасла. Хотя общество стало более  цивилизованным, но страх и тяга к «бою» остались в душах русских  людей надолго[6, 246]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Глава 4 «Преступление и наказание в «Псковской Судной грамоте»

         Главными в «Псковской Судной грамоте» являются такие юридические  вопросы как преступление и наказание.

         В современном юридическом  учебнике эти определения звучат так:

         в ст. 14 УК РФ преступление определяется как виновно совершенное  общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное уголовным  законом под угрозой наказания.

         ст. 43 УК РФ: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».

         К преступлениям  ПСГ относит причинение ущерба не только частным лицам, но и государству.

         Виды преступлений по ПСГ:

         1. преступление против  государства (измена)

         2. преступление против  судебных органов (взятка судье)

         3. посягательство  на имущество (татьба)

         4. преступление против личности (побои и «бой»)

         В качестве наказаний  в Пскове применялись денежные штрафы и смертная казнь - высшая мера наказания[8, 185]. 

         4.1 Уголовные преступления

         Тягчайшие преступления, которые знает ПСГ, указаны в  ст. 7: «А кримскому татю и коневому, и переветнику и зажигалнику тем живота не дати».1 «Кримский тать» - это вор, совершивший кражу в Кремле, где хранилась казна, государственные акты и др. Это похититель, покушившийся на государственное достояние. Такой преступник приравнивается в грамоте к «переветнику» - перебежчику на сторону врага, государственному изменнику. Приравнивается к ним и «зажигалник» - человек, умышленно совершивший поджог в Пскове, вызвавший своим действием одно из самых страшных бедствий для средневекового города.

         «Казна государственный  архив - хранилище псковских «пошлин», исторические реликвии и гробницы псковских  святых в Троицком соборе, наконец, имущество псковичей в клетях под защитой Святой Троицы - вот  что оберегалось на Крому и  вот почему кража здесь была святотатством и жестоко каралась.» Особое внимание в грамоте уделено «коневому татю» (конокраду) как наиболее опасному татю средневекового города.

         Все они наказываются «потоком и разграблением» - лишением гражданских и политических прав: изгнанием, отдачей в рабство, выдачей народу.

         Вторая часть ст. 1 ПСГ относит к суду княжему  разбой, наход и грабеж. В ст. 1 разбой приравнивается к грабежу  к бою и грабежу, т. е. К злостному  избиению, но без убийства, сопровождаемому  насильственным отнятием имущества. ПСГ назначает за разбой 70 гривен - компенсацию потерпевшему, не связанную с размером материального ущерба [9, 335].

         К тягчайшим преступлениям  людей друг против друга относятся  наряду с разбоем наход и грабеж. Наход - вооруженное нападение на чужую землю с целью её захвата (присвоения). Для того, чтобы появилась возможность такого преступления, необходимо прежде всего наличие достаточно развитой и ограниченной земельной собственности.

         В отличие от находа бой - это преступление против личности «человека». Бой рассматривается и как отдельное преступление, и в сочетании с грабежом. Статья 20 ПСГ говорит о том, что процесс о бое или грабеже начинается с допроса послуха (свидетеля), которого выставляет истец, с целью установить степень осведомленности послуха о конкретных обстоятельствах разбираемого дела.2 Истец во время допроса должен ссылаться на тех людей, которым он сразу же сообщил о преступлении. После этого слово предоставляется послуху. Если он подтвердит версию истца, то обвиняемый может либо вступить в поединок с послухом, либо признать себя виновным: возвратить награбленное и выплатить штраф - продажу. Если послух « не станет на суд или, став на суде не договорит в ты ж речи, или переговорит» - истец проиграл процесс (ст. 22).

Информация о работе Нормы уголовного права по Псковской Судной грамоте