Нравственное воспитание ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:22, контрольная работа

Описание

Воспитание - основополагающее педагогическое явление в системе педагогической реальности общества и жизни каждого человека. Оно представляет собой процесс формирования важнейших социальных качеств человека как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманистических, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Воспитанием достигается адаптация личности к цивилизованной, целесообразной и успешной жизни в обществе, а также социальная развитость, гражданственность, любовь к Родине, природе, семье, трудолюбие, уважение общечеловеческих ценностей, закона, прав и свобод человека, культурность, разумный и всесторонне осмысленный выбор жизненного пути, самоопределение и самореализация в жизни.

Содержание

Введение
1. Основы нравственного воспитания
2. Морально-психологическая подготовка
3. Профессионально-этическое воспитание
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

контр по ОВД.docx

— 33.73 Кб (Скачать документ)

План

  Введение 

1. Основы нравственного  воспитания 

2. Морально-психологическая  подготовка 

3. Профессионально-этическое  воспитание 

Заключение 

Литература 

 

Введение

 

Воспитание - основополагающее педагогическое явление в системе  педагогической реальности общества и  жизни каждого человека. Оно представляет собой процесс формирования важнейших  социальных качеств человека как  гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманистических, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Воспитанием достигается  адаптация личности к цивилизованной, целесообразной и успешной жизни  в обществе, а также социальная развитость, гражданственность, любовь к Родине, природе, семье, трудолюбие, уважение общечеловеческих ценностей, закона, прав и свобод человека, культурность, разумный и всесторонне осмысленный  выбор жизненного пути, самоопределение  и самореализация в жизни.

Результатом воспитания является воспитанность человека, группы людей, населения страны в целом.

Общие и актуальные сегодня  положения педагогики воспитания в  значительной степени относятся  и к работе с сотрудниками правоохранительных органов. Служба в них является особым видом государственной службы, выполнение на профессиональной основе задач по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.

Целостность и гармоничность  воспитанности сотрудника ОВД складывается в результате разнообразной по содержанию, формам и методам воспитательной работы, определенные группы которых образуют ее виды. Организация воспитательной работы включает разные направления, каждое из которых решает задачи определенного вида воспитания, а все они во взаимосвязи образуют систему видов воспитания, обеспечивающих всесторонность его содержания. Особенности воспитанности сотрудника правоохранительных органов, отвечающие специфике его деятельности и ее требованиям, предполагают такие основные виды воспитания:

государственно-профессиональное воспитание;

патриотическое воспитание;

профессионально-нравственное воспитание;

профессионально-правовое воспитание.

 

1. Основы нравственного  воспитания

 

Под нравственностью понимается область жизни общества и поведения  людей, характеризующаяся степенью практической воплощенности в них  идеалов добра, справедливости, порядочности, совести, долга, ответственности. Она - проявление нравственного (морального) сознания народа и граждан, их нравственной воспитанности. Моральные нормы - неписаные  нормы, высоко ценимые людьми, а поэтому  им следуют не по принуждению, а по потребности. Нравственно воспитан тот, кто всегда и везде следует  моральным идеалам и нормам, защищает добро и справедливость, борется  со злом и несправедливостью. Он нравственно  ведет себя потому, что иначе вести  себя не может.

Нравственное воспитание представляет собой важное направление в общем и профессиональном воспитании сотрудников правоохранительных органов. Вероятно, не случайно слова латинского происхождения "закон" (jus) и "справедливость" (justitia) имеют общий корень, придающий понятию "юстиция" исходное значение - справедливость. К. Маркс подчеркивал, что "... сохранение жизни нравственных отношений есть не только право законодателя, но и его обязанность". Вся правоохранительная деятельность пронизана моралью:

мораль и право находятся  в неразрывной связи, оказывают  влияние друг на друга. Право всегда имеет моральные начала. Правовые нормы - это важнейшие моральные  нормы, утвердившиеся в истории  и жизни народа и одобряемые им, а поэтому возведенные в ранг закона, ставшие обязательными, охраняемыми  законом и защищаемые государством. Правовые нормы, в свою очередь, имеют  силу, если они моральны, если они  утверждают добро и справедливость, защищают господствующую мораль и отвечают моральным ожиданиям народа;

решение правоохранительных задач - это прежде всего защита справедливости, утверждение добра, борьба со злом и несправедливостью. Занимаясь профилактикой правонарушений, раскрывая, расследуя их, охраняя общественный порядок и решая другие правоохранительные задачи, персонал правоохранительных органов не только укрепляет законность, но одновременно действует морально, защищает и укрепляет мораль, веру людей в справедливость и защищенность, в неизбежность наказания зла и несправедливости;

защищая справедливость и  мораль, любой сотрудник обязан сам  в своих действиях, поведении  и личной жизни быть морально примерным. Это не только дает ему моральное  право требовать должного поведения  от других, но и повышает успешность решения моральных проблем при  выполнении своих служебных обязанностей;

правоохранительная деятельность связана с высокими морально-психологическими нагрузками, выдерживать которые  обязан каждый сотрудник;

мораль - не только требование, не только характеристика сознания сотрудника, его психологии, его личных качеств  и подготовленности, но и всегда неотрывная сторона, результат профессиональных действий. Несоответствие подготовленности морально психологическим требованиям, которые объективно предъявляет  к нему профессиональная деятельность, ведет к срывам, ошибкам, неэффективности  в решении задач, нарушениям законности, подрыву авторитета правоохранительных органов, престижа профессии их сотрудника, снижению активности участия населения  в укреплении правопорядка, утрате гражданами веры в справедливость и  другим неприятным последствиям.

Понятны высокие требования правоохранительной деятельности к  нравственности тех, кому она доверена. Цель нравственного воспитания - формирование нравственных основ жизни и профессиональной деятельности сотрудников, поведения, соответствующего духовным нормам общечеловеческой, общественной и профессиональной морали. Она достигается решением задач:

вооружения сотрудников  знанием и пониманием сущности, содержания норм и значимости морали в жизни  людей, в успехах государственного строительства, в профессиональной деятельности;

формирования личных привычек нравственного поведения на службе и в быту;

укрепления чувств верности профессиональной Присяге, кодексам чести, любви к своей профессии, долга, ответственности и добросовестности при выполнении служебных обязанностей;

создания в коллективе здорового морально-психологического климата, укрепления морально безупречных  взаимоотношений между начальниками и подчиненными и всеми сотрудниками;

воспитания у сотрудников  коллективизма как одного из важнейших  и традиционных для российского  менталитета качеств, товарищеских отношений, морально зрелой солидарности, взаимной помощи, стремления к укреплению чести своего коллектива, авторитета и почетности профессии сотрудника правоохранительных органов, непримиримости к нарушениям моральных норм в  коллективе;

развития привычек высоконравственных отношений к гражданам при  выполнении своих обязанностей, уважения к их запросам и особенностям без  различий расовой, национальной, религиозной  принадлежности, пола и возраста;

воспитания сотрудников  в духе здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, повышения уровня своего физического развития;

формирования высокой  требовательности сотрудников к  себе, своему поведению, совестливости, порядочности, честности, здорового  честолюбия, стремления к постоянному  самосовершенствованию, профессиональной карьере в правоохранительной деятельности;

предупреждения профессиональной деформации сотрудников,

фактов несправедливости отношения к гражданам, бездушия, грубости,

хамства, нравственных злоупотреблений служебным положением.

Формы и методы нравственного  воспитания многочисленны. В него вносят определенный вклад и те методы, которые используются и в других видах воспитания. Среди специальных  мер оправдывают себя: Доска почета; пропаганда достижений и опыта лучших сотрудников и коллективов с показом нравственных предпосылок их; индивидуальные беседы; обсуждение отчетов о службе и поступках отдельных сотрудников на общих собраниях коллективов; товарищеские и офицерские суды чести; создание общественных советов культуры, университетов культуры; творческие встречи с деятелями культуры и искусства; развитие самодеятельности, организация концертов и посещение театральных спектаклей; вовлечение в занятия спортом; организация профессиональных соревнований; работа с семьями сотрудников и организация коллективных мероприятий с ними - посещения концертов, выездов на природу, семейных вечеров и пр.

В последние годы расширяется  участие священнослужителей в духовно-нравственном воспитании личного состава. Представители  Церкви встречаются с ним, проводят беседы, организуют православные чтения (включающие вопросы нравственности), совершают обряды освящения служебных  помещений, привлекаются к участию  в собраниях личного состава, благословляют отправляющихся на выполнение служебно-боевых задач, проводят панихиды и молебны по погибшим при исполнении служебного долга, способствуют открытию в органах внутренних дел часовен, молитвенных комнат.

В нравственном воспитании важно  повышение действенности его  проведения, борьба с формализмом, недопущение  расхождений между словом и делом  и сведения работы только к воспитательным мероприятиям в свободное от службы время. Ничего не будет достигнуто и  даже будет нанесен вред, если есть расхождение между тем, к чему призывают руководители и работники  воспитательных служб, и тем, с чем  личный состав сталкивается в постановке жизни и деятельности своего правоохранительного  органа. Требованиям морали должна отвечать вся орi7iнизация работы органа, и прежде всего стиль, методы работы, отношение к сотрудникам, поведение в быту руководителей и воспитателей всех уровней управления правоохранительным органом. Нигде значение личности воспитателя не имеет такого огромного значения, как в нравственном воспитании. В.А. Сухомлинский писал:

"Слово... приобретает воспитательную  силу лишь тогда…, когда все  другие воспитательные средства  проникнуты нравственной чистотой  и благородством".

Только безукоризненный  личный пример нравственности может

создавать расходящиеся "волны" подлинно нравственных влияний на окружающих. Люди верят словам, следуют советам  и поучениям только тот человека, который следует им сам. Если сотруднику приходится терпеть равнодушие, неуважение к себе, нарушение своих прав, грубость со стороны руководителей и сослуживцев, то в большинстве случаев он проявит ту же аморальность по отношению к гражданам. Поэтому важнейшее значение имеет нравственное воспитание на основе построения всей службы и деятельности личного состава в строгом соответствии с нормами морали; повседневная примерность ответственных должностных лиц, демократический стиль управления, основанный на уважении достоинства и прав сотрудников.

Расхождение между словом и делом в нравственном воспитании проявляется и в "двойном стандарте" психологии и жизни коллектива правоохранительного  органа. На официальных мероприятиях говорится все правильно, аморальное поведение и вредные привычки (например, пьянство) осуждаются, в том  числе и рядовыми сотрудниками, а  в своем кругу негласно говорится  и делается другое.

 

2. Морально-психологическая  подготовка

 

О морально-психологической  подготовке в правоохранительных органах  говорили давно, понимая под ней  в основном то же, что и нравственное воспитание. В последние же годы она стала развиваться как  более четко очерченное направление  мобилизации сотрудников на проявление всех своих возможностей в профессиональной деятельности, основанной на активизации  и усилении чувств моральной ответственности, чести, долга. Ее проведение базируется на взаимосвязи психологии и педагогики и строится с использованием своих  организационных форм и методики. В наиболее совершенном виде это  особый раздел профессиональной подготовки и специальные воспитательные меры, предназначение которых - формирование профессиональной морально-психологической  подготовленности и мобилизованности (готовности) сотрудников на решение  своих задач в строгом соответствии с моральными требованиями к ней  и нормами. Психолого-педагогическая структура такой подготовленности включает:

моральные знания, взгляды  и убеждения, образующие моральное  сознание сотрудника, позволяющее ему  правильно разбираться в моральных  аспектах правоохранительной деятельности вообще и конкретных случаях реализации своих прав и обязанностей;

морально-психологические  установки и мотивы - внутренние силы, побуждающие стремление к постоянному  и точному следованию требованиям  моральных норм в любых юридических  ситуациях;

морально-психологические  умения и навыки характеризуют знание и желание сотрудника действовать  грамотно в моральном и психологическом  аспектах по отношению к гражданам  и коллегам по работе;

морально-психологические  привычки - не только знание и умение, но и потребность всегда быть на высоте моральных требований, выполнять  их не ради контроля, не из страха перед  наказанием, а по внутренней моральной  потребности;

морально-психологическую  устойчивость - качество, гарантирующее  постоянное, неуклонное и умелое выполнение сотрудником всех моральных требований в любой обстановке и при действии факторов, подталкивающих его к отступлению  от моральных норм при решении  профессиональных задач; умение сохранять  оптимальный, бодрый, здоровый морально-психологический  настрой в любой служебной  ситуации.

Таким образом, профессиональная морально-психологическая подготовленность - важная характеристика нравственной воспитанности, одновременно профессиональной обученности и настроя сотрудника. Это мораль, глубоко проникшая в его профессиональное сознание, "живущая" в нем, ставшая частью его профессионализма и психологии (поэтому ее и именуют морально-психологической) и направляющая его поступки и действия.

Информация о работе Нравственное воспитание ОВД