Нравственное воспитание ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:22, контрольная работа

Описание

Воспитание - основополагающее педагогическое явление в системе педагогической реальности общества и жизни каждого человека. Оно представляет собой процесс формирования важнейших социальных качеств человека как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманистических, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Воспитанием достигается адаптация личности к цивилизованной, целесообразной и успешной жизни в обществе, а также социальная развитость, гражданственность, любовь к Родине, природе, семье, трудолюбие, уважение общечеловеческих ценностей, закона, прав и свобод человека, культурность, разумный и всесторонне осмысленный выбор жизненного пути, самоопределение и самореализация в жизни.

Содержание

Введение
1. Основы нравственного воспитания
2. Морально-психологическая подготовка
3. Профессионально-этическое воспитание
Заключение
Литература

Работа состоит из  1 файл

контр по ОВД.docx

— 33.73 Кб (Скачать документ)

Морально-психологическая  подготовка (МПП) - комплексный вид подготовки личного состава правоохранительных органов, сочетающий обучение и воспитание. По преобладающим особенностям она выступает как часть системы воспитания, что определяет особенности ее построения и проведения.

Морально психологическая  подготовка, имея общую основу для  всех работающих в правоохранительных органах, дифференцируется и ориентируется  дополнительно на частные задачи подготовки, образуя виды МПП. Так:

по времени проведения различают предварительную (проводимую заблаговременно, длительно, основательно) и непосредственную (проводимую непосредственно перед выполнением ответственного задания, причем прицельно, избирательно, с полным учетом конкретных особенностей предстоящих действий). Последний вид преимущественно решает задачу именно мобилизации имеющихся у сотрудников сил и возможностей на безусловное и качественное решение очередной сложной и ответственной задачи;

по разным правоохранительным органам различают: МПП личного состава органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, органов прокуратуры и др.;

по разным специальностям сотрудников конкретного правоохранительного  органа. Например, в органах внутренних дел личного состава криминальной милиции, специальных отрядов, инспекторов  дорожного движения, участковых инспекторов  и др. Необходимость такой дифференциации обусловлена наличием некоторых  моральных особенностей решаемых задач, условий, трудностей, контингента граждан, сущности рассматриваемых вопросов, совершаемых ошибок и др.;

по конкретным профессиональным задачам, насыщенным морально-психологическими аспектами: МПП к общению с населением,

действиям при чрезвычайных обстоятельствах, разрешению гражданских  споров и др.;

по профессиональной опытности  и уровню морально-психологической  подготовленности: МПП молодых сотрудников и опытных, хорошо подготовленных в морально-психологическом отношении и допускающих моральные срывы и промахи;

по должностному положению: всего личного состава и начальствующего  состава. Последний вид пока применяется не часто, а между тем он необходим, своеобразен, важен и предполагает отработку дополнительных тем и вопросов, например: значение и сущность морально-психологической подготовленности сотрудников правоохранительного органа; цели, задачи, содержание, организация и методика их морально-психологической подготовки; особенности формирования у сотрудников моральных убеждений, установок, мотивов, привычек, умений, навыков и качеств; взаимосвязь повседневной деятельности персонала с вопросами морально-психологической подготовки; морально-психологические особенности текущей управленческой деятельности руководителя; влияние различных стилей управления на морально-психологическую подготовленность сотрудников, морально-психологические последствия административно-командного стиля; морально-психологическое влияние на сотрудников особенностей личности руководителя, стиля, поведения, принимаемых решений; морально-психологические вопросы общения и построения взаимоотношений начальника с подчиненными; морально-психологические основы и проблемы руководства коллективом; особенности морально-психологической подготовки сотрудников к решению различных служебных задач и действиям в экстремальных условиях и др.

Организация и проведение морально-психологической подготовки связаны с проведением ее по двум направлениям: МПП в ходе службы и решения правоохранительных задач и МПП в процессе специального курса. Первое, по существу, совпадает со всеми мерами нравственного воспитания, описанными выше, но с нацеленностью на формирование компонентов морально-психологической подготовленности. Всем руководителям всегда следует отдавать ясный отчет о том, как то или иное событие или их решение, объявление поощрения и наказания кому-то и т.п. отражаются морально - психологически на коллективе и отдельных сотрудниках, т.е. необходимо учитывать морально-психологические последствия.

Необходимость специального курса морально-психологической  подготовки назрела давно, ибо, как  показывает опыт, проведение нравственного  воспитания и МПП по ходу службы, как бы "между делом", не обеспечивает полноценного достижения их целей: у сотрудников часто остаются нравственные пробелы, многие моральные аспекты деятельности не осваиваются или находятся на уровне житейских, а не профессиональных суждений и оценок; обнаруживается неустойчивость в морально-психологическом подходе к решению значительной части служебных вопросов; возникают конфликты с гражданами и предпосылки к нарушениям законности.

Курс морально-психологической  подготовки необходим в каждом правоохранительном органе, он должен быть ежегодным, начинаться с основ, затем дифференцироваться по категориям, проводиться с новыми сотрудниками и отдельно - с опытными, актуализироваться в связи с  повседневными потребностями деятельности правоохранительного органа, обнаруживающимися  недостатками в морально-психологической  подготовке разных категорий сотрудников.

К методике занятий по морально-психологической  подготовке предъявляются повышенные требования, ибо обучающимся в  ее системе надо дать не только знания, но и превратить их в достояние  психологии, отношений к делу и  людям, нормы и привычки поведения. Такая подготовка не может быть успешной, если обучающиеся слышат лишь проповеди  о нравственности, только правильные и возвышенные слова о справедливости и добре. Слова будут отскакивать  от сознания как горох от стены, если риторика не будет подкреплена жизнью, практикой. Поэтому подготовка должна быть по преимуществу практичной, насыщенной семинарами, дискуссиями, практическими  занятиями и играми.

Основными элементами оптимальной  методики занятий по морально-психологической  подготовке сотрудников выступают:

сообщение новых сведений обучающимся преимущественно в начале каждого занятия, а не на лекциях;

теснейшая связь занятий  с практикой, конкретными событиями, моральный анализ и оценка конкретных поступков, непосредственно имевших  место в жизни данного правоохранительного  органа и сотрудников, обучающихся  в группе, недавно или только что  происшедших;

коллективная моральная  проработка действий - предстоящих  или типичных для профессиональной деятельности данной категории обучающихся;

активизация самооценки моральности  своего поведения, действий обучающимися сотрудниками, своих решений, своих  морально-психологических качеств, взглядов, внутренних установок, мотивов, навыков, привычек;

свобода высказывания любых  мнений, суждений, оценок каждым обучающимся;

организация руководителем  занятий соударения мнений обучающихся, анализа конкурирующих моральных  мнений, выявление сильных и слабых сторон каждого, морально обоснованный выбор лучшего;

искренность и правдивость  в обсуждении всех вопросов, недопущение  лукавства, недомолвок, ухода от острых проблем и вопросов, поиск честных  и морально зрелых ответов;

ликвидация и профилактика формализма, скуки на занятиях;

требование аргументированного морального обоснования обучающимися сотрудниками личных мнений, оценок, суждений;

коллективный поиск всесторонне  взвешенных и морально аргументированных  решений, оценок;

расчет ближайших и  отдаленных морально-психологических  последствий разных операций, профессиональных поступков, действий, решений (их влияние  на граждан, коллег, самого себя);

коллективные упражнения в разработке новых, профессионально  специализированных моральных норм, правил или их детализации, конкретизации  для своего правоохранительного  органа, подразделения, части, коллектива или даже себя лично;

обсуждение путей укрепления морально-психологического климата  и взаимоотношений сотрудников  в коллективе;

совместный поиск причин неприживаемости в коллективе отдельных моральных норм (если такие факты есть), живучести недостатков в МПП отдельных членов коллектива, моральных причин недостаточного авторитета сотрудников у населения, путей его повышения;

обсуждение путей совершенствования  своей морально-психологической  подготовленности, морально-психологического климата и моральности профессиональных действий.

Главным методом проведения занятий выступает особый метод - метод ситуативного морального выбора (моральных дилемм, моральных казусов). Суть его в том, что обучающимся  сотрудникам предлагается для изучения, разбора, оценки, решения служебная  или жизненная ситуация из практики, характерная наличием выраженного  морального аспекта. Они могут предлагаться обучающимся на занятиях в словесном  виде, с иллюстрацией фотографий (слайдов), демонстрацией фрагмента видео - или кинофильма, а также игровым  розыгрышем на занятии. После ознакомления с ситуацией сотрудникам предлагается ответить на ряд (2-5 и больше) вопросов, наполненных моральным смыслом  и все больше углубляющихся в  тонкости событий. Ситуация и ответы на вопросы обсуждаются коллективно  и вырабатываются сообща или даются компромиссные оценки ситуации и  практические выводы для обучающихся.

Научно разработан и подтвердил свою педагогическую эффективность  и метод "Я сам". Это метод  индивидуального воспитывающего обучения, ценность которого и в том, что  он охватывает не только плановые занятия, но и практическую деятельность сотрудника. Метод базируется на особых методических разработках, воплощенных в "Учебных  книжках-памятках" (размером с записную книжку). Подготавливается несколько таких книжек, каждая из которых содержит правила поведения и посвящается отработке морально-корректного поведения при определенных профессиональных действиях, профилактической беседе с гражданами, приеме граждан, допросе, поведение в коллективе, по месту жительства и др. Возможна и комплексная отработка поведения на службе и в быту (морально - психологические, отношения к службе и своим обязанностям, морально-психологические отношения к товарищам по службе, морально - психологические отношения к себе). Учебная книжка состоит из двух частей: методические рекомендации обучающимся и перечень пронумерованных правил поведения. Порядок использования методической разработки таков:

1) обучающимся разъясняются  цели, задачи и дается подробный  комментарий к методическим рекомендациям;

2) указывается на необходимость  ежедневно, в начале рабочего  дня, прочитывать методические  рекомендации и руководствоваться  ими при выполнении всех дел,  а в конце дня анализировать  свое поведение;

3) поступать так в течение  недели (или большего установленного  срока, но не дольше двух  месяцев; повтор возможен после  перерыва в несколько месяцев), при необходимости консультируясь  с руководителем занятий, начальником  или его заместителем по работе  с личным составом; через неделю  обобщить результаты своей работы  и самостоятельно оценить их. Последнее делать с помощью листа самоконтроля - чистого листа бумаги с номерами правил в книжке, против каждого выставляется оценка: 5 - всегда выполнял правильно, 4 - как правило, поступал правильно, но с небольшими недостатками, 3 - порой делал ошибки в применении правила, 2 - часто поступал неправильно, 0 - в истекший срок не было ситуаций, когда надо было действовать в соответствии с этим правилом. Оценки по указанию руководителя могут выставляться ежедневно, два раза в неделю, раз в неделю. Лист оценки сдается руководителю для разбора и получения дальнейших инструкций. Листы с оценками, сделанными через очередные сроки или несколько сроков, сравниваются и делаются выводы о характере изменений в поведении сотрудника.

Можно ожидать, что оценки, выставляемые сотрудником самому себе, не будут полностью объективными, но тут есть два момента. Во-первых то, что обучающиеся периодически просматривают правила поведения и размышляют над оценкой каждого, уже приносит пользу: правила волей-неволей запоминаются, всплывают непроизвольно в памяти в ситуациях реальной жизни и деятельности и как-то регулируют поведение, что уже хорошо. Во-вторых, следует применять меры, повышающие объективность оценок. Для этого: руководитель наблюдает за обучающимися (всеми или избирательно) и сверяет потом выставленные ими самооценки с результатами своих наблюдений, делает замечания, если оценки расходятся; при проведении плановых занятий используются методические приемы групповой оценки достигнутого отдельными обучаемыми - разбивка их на пары с заданием осуществлять взаимный контроль правильности выставленных оценок, разбивка на группы по 3-4 человека с поручением обсуждать или даже выставлять групповые оценки каждому по очереди; выставлять оценки всей учебной группой некоторым из обучающихся, сверяя их с выставленными ими самими оценками; используется прием изолированной самооценки (каждый раз выдается новый чистый лист для самооценки, а предыдущий не показывается).

Полезно иметь сводный  журнал, где на каждого сотрудника отводятся свои листы, составленные по формату листа самоконтроля с  несколькими вертикальными графами  для ряда оценок, выставляемых в  разные строки. Эти данные используются во всей индивидуальной работе.

3. Профессионально - этическое  воспитание

 

Профессиональная этика - система моральных норм и моральных  принципов поведения людей в  определенной профессии. Это и общие  нормы нравственного поведения  в их специфическом выполнении, а  также особые нормы в определенном виде профессиональной деятельности. В правоохранительной деятельности имеют специальное значение, например, нормы справедливости, беспристрастности, долга, ответственности, нетерпимости к злу и борьбы с ним и  др. Они имеют в ней особо  ценностное, но, как все моральные  нормы, все же рекомендательное значение и строго соблюдаются при профессиональной моральной воспитанности. Но есть и  нормы узкопрофессиональные. Один из видов - нормы служебного этикета (порядка  поведения) при обращении к гражданам, обращении граждан к сотруднику, приеме населения, общении с гражданами, общении с коллегами, с начальником, телефонных переговорах и др. Другой вид - профессионально-деонтологические нормы, однозначно регламентирующие действия и поступки сотрудников. Те и другие закреплены в служебных документах - уставах, положениях о прохождении службы, наставлениях, директивах, инструкциях и т.п. Важные для выполнения сотрудниками наших правоохранительных органов нормы служебного поведения содержатся в международных актах, таких, как Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Генеральной Ассамблеей ООН, и приложения к нему, Основные принципы этики полицейской службы (Полицейская декларация) и др. Они однозначно регламентируют должное поведение сотрудника, не оставляя места для выбора. Их выполнение обеспечивается профессионально-этическим воспитанием дисциплинированности. При этом используется воспитание сознательного и умелого отношения к выполнению обязательных норм профессионального поведения, осмысление порядка действий.

 

Заключение

 

Контроль за правомерным поведением граждан, обеспечение общественного порядка и приучение к нему, разрешение конфликтов в юридически значимых ситуациях, требование уважать закон и другие правовые установления, повышение правовой культуры и правовоспитанности, исправление пренебрегающих нормами права и др. - это выраженная воспитательная функция всей системы правоохраны. Реализовать ее могут только соответственным образом воспитанные люди, ибо изначально воспитатель должен быть сам воспитан. Нельзя совершенствовать общество и людей, обладая недостатками, или, как образно говорят в народе, "нельзя дырой заткнуть дыру". Невоспитанные сотрудники правоохранительных органов - это не конструктивная сила и не бессилие их, а совершенно нетерпимый десоциализирующий фактор. Поэтому и построение педагогической системы воспитания личного состава носит обязательный характер в решении возложенных на них государством задач и оправдании социальных ожиданий общества.

Информация о работе Нравственное воспитание ОВД