Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 23:22, контрольная работа
Воспитание - основополагающее педагогическое явление в системе педагогической реальности общества и жизни каждого человека. Оно представляет собой процесс формирования важнейших социальных качеств человека как гражданина общества и носителя общечеловеческих ценностей: духовных, мировоззренческих, патриотических, гуманистических, поведенческих, моральных, правовых, культурных, трудовых и т.п. Воспитанием достигается адаптация личности к цивилизованной, целесообразной и успешной жизни в обществе, а также социальная развитость, гражданственность, любовь к Родине, природе, семье, трудолюбие, уважение общечеловеческих ценностей, закона, прав и свобод человека, культурность, разумный и всесторонне осмысленный выбор жизненного пути, самоопределение и самореализация в жизни.
Введение
1. Основы нравственного воспитания
2. Морально-психологическая подготовка
3. Профессионально-этическое воспитание
Заключение
Литература
Морально-психологическая подготовка (МПП) - комплексный вид подготовки личного состава правоохранительных органов, сочетающий обучение и воспитание. По преобладающим особенностям она выступает как часть системы воспитания, что определяет особенности ее построения и проведения.
Морально психологическая подготовка, имея общую основу для всех работающих в правоохранительных органах, дифференцируется и ориентируется дополнительно на частные задачи подготовки, образуя виды МПП. Так:
по времени проведения различают предварительную (проводимую заблаговременно, длительно, основательно) и непосредственную (проводимую непосредственно перед выполнением ответственного задания, причем прицельно, избирательно, с полным учетом конкретных особенностей предстоящих действий). Последний вид преимущественно решает задачу именно мобилизации имеющихся у сотрудников сил и возможностей на безусловное и качественное решение очередной сложной и ответственной задачи;
по разным правоохранительным органам различают: МПП личного состава органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, налоговой полиции, органов прокуратуры и др.;
по разным специальностям
сотрудников конкретного
по конкретным профессиональным задачам, насыщенным морально-психологическими аспектами: МПП к общению с населением,
действиям при чрезвычайных обстоятельствах, разрешению гражданских споров и др.;
по профессиональной опытности и уровню морально-психологической подготовленности: МПП молодых сотрудников и опытных, хорошо подготовленных в морально-психологическом отношении и допускающих моральные срывы и промахи;
по должностному положению:
всего личного состава и
Организация и проведение
морально-психологической
Необходимость специального
курса морально-
Курс морально-психологической
подготовки необходим в каждом правоохранительном
органе, он должен быть ежегодным, начинаться
с основ, затем дифференцироваться
по категориям, проводиться с новыми
сотрудниками и отдельно - с опытными,
актуализироваться в связи с
повседневными потребностями
К методике занятий по морально-психологической
подготовке предъявляются повышенные
требования, ибо обучающимся в
ее системе надо дать не только знания,
но и превратить их в достояние
психологии, отношений к делу и
людям, нормы и привычки поведения.
Такая подготовка не может быть успешной,
если обучающиеся слышат лишь проповеди
о нравственности, только правильные
и возвышенные слова о
Основными элементами оптимальной методики занятий по морально-психологической подготовке сотрудников выступают:
сообщение новых сведений обучающимся преимущественно в начале каждого занятия, а не на лекциях;
теснейшая связь занятий
с практикой, конкретными событиями,
моральный анализ и оценка конкретных
поступков, непосредственно имевших
место в жизни данного
коллективная моральная проработка действий - предстоящих или типичных для профессиональной деятельности данной категории обучающихся;
активизация самооценки моральности
своего поведения, действий обучающимися
сотрудниками, своих решений, своих
морально-психологических
свобода высказывания любых мнений, суждений, оценок каждым обучающимся;
организация руководителем
занятий соударения мнений обучающихся,
анализа конкурирующих
искренность и правдивость в обсуждении всех вопросов, недопущение лукавства, недомолвок, ухода от острых проблем и вопросов, поиск честных и морально зрелых ответов;
ликвидация и профилактика формализма, скуки на занятиях;
требование аргументированного морального обоснования обучающимися сотрудниками личных мнений, оценок, суждений;
коллективный поиск
расчет ближайших и отдаленных морально-психологических последствий разных операций, профессиональных поступков, действий, решений (их влияние на граждан, коллег, самого себя);
коллективные упражнения в разработке новых, профессионально специализированных моральных норм, правил или их детализации, конкретизации для своего правоохранительного органа, подразделения, части, коллектива или даже себя лично;
обсуждение путей укрепления морально-психологического климата и взаимоотношений сотрудников в коллективе;
совместный поиск причин неприживаемости в коллективе отдельных моральных норм (если такие факты есть), живучести недостатков в МПП отдельных членов коллектива, моральных причин недостаточного авторитета сотрудников у населения, путей его повышения;
обсуждение путей
Главным методом проведения
занятий выступает особый метод
- метод ситуативного морального выбора
(моральных дилемм, моральных казусов).
Суть его в том, что обучающимся
сотрудникам предлагается для изучения,
разбора, оценки, решения служебная
или жизненная ситуация из практики,
характерная наличием выраженного
морального аспекта. Они могут предлагаться
обучающимся на занятиях в словесном
виде, с иллюстрацией фотографий (слайдов),
демонстрацией фрагмента видео -
или кинофильма, а также игровым
розыгрышем на занятии. После ознакомления
с ситуацией сотрудникам
Научно разработан и подтвердил свою педагогическую эффективность и метод "Я сам". Это метод индивидуального воспитывающего обучения, ценность которого и в том, что он охватывает не только плановые занятия, но и практическую деятельность сотрудника. Метод базируется на особых методических разработках, воплощенных в "Учебных книжках-памятках" (размером с записную книжку). Подготавливается несколько таких книжек, каждая из которых содержит правила поведения и посвящается отработке морально-корректного поведения при определенных профессиональных действиях, профилактической беседе с гражданами, приеме граждан, допросе, поведение в коллективе, по месту жительства и др. Возможна и комплексная отработка поведения на службе и в быту (морально - психологические, отношения к службе и своим обязанностям, морально-психологические отношения к товарищам по службе, морально - психологические отношения к себе). Учебная книжка состоит из двух частей: методические рекомендации обучающимся и перечень пронумерованных правил поведения. Порядок использования методической разработки таков:
1) обучающимся разъясняются
цели, задачи и дается подробный
комментарий к методическим
2) указывается на необходимость
ежедневно, в начале рабочего
дня, прочитывать методические
рекомендации и
3) поступать так в течение
недели (или большего установленного
срока, но не дольше двух
месяцев; повтор возможен
Можно ожидать, что оценки, выставляемые сотрудником самому себе, не будут полностью объективными, но тут есть два момента. Во-первых то, что обучающиеся периодически просматривают правила поведения и размышляют над оценкой каждого, уже приносит пользу: правила волей-неволей запоминаются, всплывают непроизвольно в памяти в ситуациях реальной жизни и деятельности и как-то регулируют поведение, что уже хорошо. Во-вторых, следует применять меры, повышающие объективность оценок. Для этого: руководитель наблюдает за обучающимися (всеми или избирательно) и сверяет потом выставленные ими самооценки с результатами своих наблюдений, делает замечания, если оценки расходятся; при проведении плановых занятий используются методические приемы групповой оценки достигнутого отдельными обучаемыми - разбивка их на пары с заданием осуществлять взаимный контроль правильности выставленных оценок, разбивка на группы по 3-4 человека с поручением обсуждать или даже выставлять групповые оценки каждому по очереди; выставлять оценки всей учебной группой некоторым из обучающихся, сверяя их с выставленными ими самими оценками; используется прием изолированной самооценки (каждый раз выдается новый чистый лист для самооценки, а предыдущий не показывается).
Полезно иметь сводный
журнал, где на каждого сотрудника
отводятся свои листы, составленные
по формату листа самоконтроля с
несколькими вертикальными
3. Профессионально - этическое воспитание
Профессиональная этика -
система моральных норм и моральных
принципов поведения людей в
определенной профессии. Это и общие
нормы нравственного поведения
в их специфическом выполнении, а
также особые нормы в определенном
виде профессиональной деятельности.
В правоохранительной деятельности
имеют специальное значение, например,
нормы справедливости, беспристрастности,
долга, ответственности, нетерпимости
к злу и борьбы с ним и
др. Они имеют в ней особо
ценностное, но, как все моральные
нормы, все же рекомендательное значение
и строго соблюдаются при
Заключение
Контроль за правомерным поведением граждан, обеспечение общественного порядка и приучение к нему, разрешение конфликтов в юридически значимых ситуациях, требование уважать закон и другие правовые установления, повышение правовой культуры и правовоспитанности, исправление пренебрегающих нормами права и др. - это выраженная воспитательная функция всей системы правоохраны. Реализовать ее могут только соответственным образом воспитанные люди, ибо изначально воспитатель должен быть сам воспитан. Нельзя совершенствовать общество и людей, обладая недостатками, или, как образно говорят в народе, "нельзя дырой заткнуть дыру". Невоспитанные сотрудники правоохранительных органов - это не конструктивная сила и не бессилие их, а совершенно нетерпимый десоциализирующий фактор. Поэтому и построение педагогической системы воспитания личного состава носит обязательный характер в решении возложенных на них государством задач и оправдании социальных ожиданий общества.