Оперативно розыскная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:59, контрольная работа

Описание

Вопрос о правовых принципах традиционно является одним из важнейших в юридической науке. Таковым он выступает и в оперативно-розыскной теории. Принцип - это основа, начало общественного явления, в частности отрасли права или вида деятельности.

Содержание

Введение 3
Принципы оперативно-розыскной деятельности 4
Оперативно-розыскное мероприятие «Наведение справок»: понятие, основание и условия проведения 17
Задача 23
Заключение 28
Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

ОРД 9 семестр.docx

— 55.39 Кб (Скачать документ)

- указанные в ст. 12 сведения могут  составлять государственную тайну  временно и подлежат рассекречиванию  на основании постановления руководителя  органа, осуществляющего ОРД, в  случае изменения объективных  обстоятельств, в силу которых  дальнейшая защита сведений, является  нецелесообразной. Оперативно-служебные  документы, отражающие результаты  ОРД и содержащие сведения, составляющие  государственную тайну, могут  предоставляться органу дознания, следователю, суду на основании  постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД (ч. 3. ст. 11). Такие  данные могут предоставляться  для использования в качестве  повода и основания для возбуждения  уголовного дела, для использования  в доказывании, для подготовки  следственных или судебных действий. В случае рассекречивания и  передачи результатов ОРМ (например, проверочной закупки, оперативного  эксперимента) такие материалы гласно  используются в уголовном процессе. В обвинительном заключении, в  приговоре суда не в обобщенном  виде, а совершенно конкретно  рассматриваются и излагаются  существо проводившихся ОРМ и  порядок (тактика) действий их  участников;

- сведения, составляющие государственную  тайну, могут передаваться другим  ОРО в соответствии с положениями  ведомственных нормативных актов;

- важно помнить, что сведения  о лицах, внедренных в организованные  преступные группы, штатных негласных  сотрудниках ОРО, конфидентах  могут быть рассекречены и  переданы суду, органам дознания, следствия, прокурору, другим  оперативно-розыскным органам только с их письменного согласия  (ч. 2 ст. 12 ФЗ об ОРД). Из этого правило есть исключение: сведения о таких лицах могут предоставляться уполномоченному прокурору без их письменного согласия в случаях требующих их привлечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 ФЗ об ОРД)

5. Реализация принципа конспирации  обязательно предполагает государственно-правовую  защиту негласных сведений. В  частности, в УК РФ предусмотрены  уголовная ответственность за  разглашение государственной тайны  (ст. 283), за утрату документов, содержащих  государственную тайну (ст. 284).

В ст. 7 Федерального закона «О государственной  тайне» предусмотрен перечень данных, которые могут касаться ОРД, но не подлежат отнесению к государственной  тайне и засекречиванию. Речь идет о следующей информации:

- о чрезвычайных происшествиях  и катастрофах, угрожающих безопасности  и здоровью граждан, и их  последствиях, а также о стихийных  бедствиях, их официальных прогнозах  и последствиях;

- о состоянии преступности;

- о привилегиях, компенсациях  и социальных гарантиях, предоставляемых  государством гражданам, должностным  лицам, предприятиям, учреждениям  и организациям;

- о фактах нарушения прав  и свобод человека и гражданина;

- о фактах нарушения законности  органами государственной власти  и их должностными лицами.

Должностные лица, принявшие решения  о засекречивании перечисленных  сведений либо о включении их в  этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность  в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального  и морального ущерба. Граждане вправе обжаловать такие решения в суд.

4. Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств связан  с принципом конспирации, но имеет свое содержание.

Этот принцип проявляется следующим  образом.

Во-первых, информация о целях, задачах  и принципах ОРД, основаниях и  условиях для совершения конкретных ОРМ, для заведения и прекращения  дел оперативного учета на граждан  России, о субъектах осуществления  ОРД, их обязанностях и правах, а  также о видах и способах контроля над ОРД (и некоторые другие данные) в соответствии с нормами ФЗ об ОРД открыта для каждого (ст. 1, 2, 7, 8, 13-15, 17, 20 - 22). Однако не подлежит разглашению информация, которая составляет государственную, профессиональную или иную тайну, а равно касающаяся личной жизни, чести и достоинства граждан, полученная в ходе ОРД, кроме как в случаях и в порядке, установленных законодательством в области ОРД.

Во-вторых, ОРД в содержательной части предполагает проведение достаточно обширного перечня ОРМ, характер и сочетание которых диктуются конкретными условиями и законодательными границами. Их проведение может быть как гласным, открытым для лиц, в отношении которых они проводятся, либо для окружающих, так и негласным, тщательно скрываемым от окружающих и самих объектов ОРМ. В частности, опрос может носить как гласный, так и негласный характер. В то же время при проведении комплекса ОРМ одни из них могут осуществляться гласно, другие, наоборот, могут быть негласными. Например, при проведении гласного опроса можно негласно контролировать поведение опрашиваемого, его реакцию на информацию, выдаваемую ему в ходе беседы. ОРД взаимосвязана с уголовным процессом, поэтому проведение самих ОРМ может быть негласным, но полученные оперативным путем фактические данные или сведения о них должны быть использованы для подготовки и проведения уголовно-процессуальных действий, по определению являющихся гласными. В то же время проведение следственных действий допускается в сочетании с параллельно проводимыми ОРМ, в том числе и негласными [Чечетин А.Е. Актуальные проблемы теории оперативно-розыскных мероприятий: Моногр. — М.: ИД Шумиловой И.И., 2006].

Гласные начала ОРД проявляются  в таких конкретных ситуациях, как:

- открытое обращение оперативных  сотрудников (от имени соответствующего оперативно-розыскного органа) к гражданам, организациям и должностным лицам государственных органов за содействием в осуществлении ОРД;

- объявление в средствах массовой  информации, даваемые оперативно-розыскными  органами, о розыске лиц, совершивших  преступления или пропавших без  вести;

- открытое направление отдельных  результатов ОРД для использования  в уголовном процессе;

- исследование оперативными сотрудниками  различных открытых источников  информации (материалов судебных  заседаний и различных комиссий  по борьбе с преступностью,  документов государственных органов  и учреждений, публикаций в средствах  массовой информации и т.д.);

- изучение оперативными сотрудниками  открыто поступивших к ним  писем, жалоб и заявлений граждан;

- получение информации  в ходе гласных ОРМ, личного сыска;

- все проверяемые с помощью  оперативно-розыскных возможностей  лица, которые оформляют допуск  к работе, связанной с секретами,  и некоторым другим работам  (ч. 2 ст. ФЗ об ОРД), осознают то, что в отношении их будут  проводить соответствующие ОРМ  (иначе они не дали бы письменного  согласия на проведение в отношении  себя проверочных мероприятий).

Негласные же начала ОРД проявляются  в процессе конфиденциального оказания помощи со стороны граждан, при негласной организации и проведении ОРМ и т.п.

5. Принцип привлечение конфидентов. Конфидент – обобщенное название категории физических лиц, участников ОРД, которые вступили на основаниях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, в отношения тайного сотрудничества с ОРО в лице его представителя – оперативного сотрудника, выступающего от имени и по поручению РФ, для оказания ему содействия в решении конкретных задач ОРД. Конфидентами являются агенты, штатные негласные оперативные сотрудники органов, осуществляющих ОРД, и др.

Анализируемый принцип выражается в использовании негласных сотрудников в ОРД для решения ее задач. Этот принцип отражает один из ее сущностных аспектов (см., например, ст. 1, п. 2 ч. 1 ст. 15 и 18 ФЗ об ОРД). Без использования в ОРД конфидентов она, как таковая, перестанет существовать и воплотится в иной вид социально полезной юридической деятельности (прежде всего в уголовное судопроизводство). Помощь конфидентов используется для получения имеющей оперативный интерес информации, в подготовке и проведении ОРМ и др.

6. Принцип соразмерности оперативно-розыскного реагирования следует из ч. 3 ст. 55 Конституции, согласно которой права и свободы человека могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Этот принцип означает, что (а) ОРД – вынужденное средство, применяемое только для защиты от преступных посягательств. Поэтому ОРМ целесообразны только в том случае, когда иные законные меры исчерпаны или они недейственны для обеспечения безопасности охраняемых объектов [Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в схемах и определениях: Учеб. пособие. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: ИД Шумиловой И.И., 2003. — С. 67—69]; (б) характер ОРМ должен соответствовать характеру и степени общественной опасности деяний, по поводу которого оно проводится [Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность: вопросы и ответы. В 2 кн. Кн. II: Оперативно-розыскные мероприятия и меры. Науч.-практ. пособие. — М.: ИД Шумиловой И.И., 2005. — С. 6—14]. С учетом этого принципа некоторые ОРМ, в наибольшей степени затрагивающие конституционные права и свободы граждан  (оперативный эксперимент, прослушивание телефонных переговоров), допустимо проводить для обнаружения не всех преступлений, а исключительно тяжких и особо тяжких (ч. 4, 8 ст. 8 ФЗ).

7. Принцип наступательности (разведывательной активности) выработан оперативно-розыскной практикой, а также вытекает из содержания ст. 1, п. 1 ст. 14 ФЗ об ОРД. Этот принцип означает в первую очередь своевременность принятия мер, с помощью которых упреждаются действия преступников. Наступательность реализуется путем осуществления  постоянного оперативного поиска в целях своевременного обнаружения информации о преступной активности и принятия мер для взятия под контроль такой активности. В этом принципе отражена защитная функция ОРД, раскрывается ее поисковый, разведывательный, предупреждающий характер.

Наступательность (оперативность) состоит  в том, что ОРО обязаны (в пределах своей компетенции): проводить действенную  работу по предупреждению совершения преступлений; проявлять инициативу в их обнаружении; своевременно и  обоснованно заводить дела оперативного учета, предпринимать все предусмотренные  оперативно-розыскным законом действия для установления лиц, намеревающихся совершить или совершающих преступление, с целью создания условий для  последующего неотвратимого применения к ним мер, предусмотренных УК, а также выяснять причины совершения преступлений и условия, способствовавшие и способствующие их совершению и др. [18]

Направленности ОРД на опережение деятельности преступников, означает, в частности,  направленность ОРД:

во-первых, на обнаружение преступлений на этапе, называемом в теории уголовного права «голым умыслом», на установление лиц, намеревающихся совершить преступление, и на предупреждение совершения ими  задуманных преступлений;

во-вторых, на пресечение преступлений на стадиях приготовления и покушения;

в-третьих, на недопущение дальнейшего  развития протекающей преступной деятельности, на пресечение длящихся и продолжаемых преступлений.

Уголовному судопроизводству этот принцип не присущ. УПД, как правило, начинается, когда преступление уже совершилось и об этом получено сообщение.

8. Принцип научности означает, что ОРМ и другие виды ОРД готовятся и проводятся на основе научных выводов и рекомендаций, а также служит реализации всех принципов ОРД.

Научно-исследовательская работа должна быть подчинена интересам  практики. Результаты анализа ОРД  убедительно свидетельствуют о  том, что ее эффективность в борьбе с преступностью имеет необходимую, общую и устойчивую зависимость  от степени развития научных достижений. На базе научных достижений, например, совершенствуется оперативно-розыскная  тактика, улучшается профессиональная подготовка специалистов, разрабатываются  и внедряются в практику новые  технические средства и т.д.

Оперативно-розыскное мероприятие  «Наведение справок»: понятие, основание  и условия проведения

Наведение справок — ОРМ, направленное на получение информации о физических лицах, о фактах и обстоятельствах, имеющих значение для решения  задач ОРД, путем непосредственного  изучения документов, материалов, баз  данных, направления запросов на предприятия, в учреждения и организации, другим юридическим, а также физическим лицам, которые располагают или  могут располагать указанной  информацией. Получение или собирание  информации при наведении справок  представляет собой процесс истребования официальных документов, составление  запросов и получение необходимой  для решения задач ОРД информации в виде ответов на поставленные вопросы, данных официальных криминалистических и оперативных учетов и др. В  целях сбора информации от источников, располагающих ее носителями, материалами, документами и др., представляется допустимым не только ее получение  по официальным запросам, но и с  использованием тактических приемов, мер конспирации. В запрашиваемых  материалах может содержаться различная  информация, необходимая для обеспечения  проведения иных ОРМ, определения направлений  работы, поиска скрывающегося преступника  или без вести пропавшего лица, проверки полученной оперативной информации и др. В частности, могут быть затребованы  данные о выдаче лицу официальных  документов, наличии транспортных средств, оружия, о судимости, принадлежности номера телефона, круга связей в  местах лишения свободы и другие необходимые сведения.

Информация о работе Оперативно розыскная деятельность