Оперативно розыскная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 15:59, контрольная работа

Описание

Вопрос о правовых принципах традиционно является одним из важнейших в юридической науке. Таковым он выступает и в оперативно-розыскной теории. Принцип - это основа, начало общественного явления, в частности отрасли права или вида деятельности.

Содержание

Введение 3
Принципы оперативно-розыскной деятельности 4
Оперативно-розыскное мероприятие «Наведение справок»: понятие, основание и условия проведения 17
Задача 23
Заключение 28
Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

ОРД 9 семестр.docx

— 55.39 Кб (Скачать документ)

В зависимости от статуса информации обращение за ее получением или предоставлением  возможности ознакомления с содержащими  ее источниками может быть как  письменным, так и устным.

Объектом наведения справок являются все общественные отношения, защищаемые ФЗ «Об ОРД». Предметом наведения справок являются оперативные, криминалистические и иные базы данных (учеты), информационные системы (местные, региональные и общероссийские информационно-поисковые системы) и архивы, а также иные документальные источники, включая редкие коллекции, и т.п.

Объективная сторона – это простая форма оперативно-розыскного деяния, т.е. это оперативно-розыскное действие.

Объектом изучения являются различные документы, получаемые оперативно-розыскным органом из организаций и учреждений путем запросов, содержащие сведения о лицах и других объектах, а также характеризующие их.

Предметом наведения справок могут быть сведения о биографии, образовании, роде занятий, имущественном положении, месте проживания, родственных и других связях, близких и знакомых проверяемого лица, факты совершенных им в прошлом правонарушений – все, что может свидетельствовать о противоправной деятельности объекта оперативной заинтересованности.

Сведения, характеризующие объекты  оперативной заинтересованности ОРД, могут быть получены в процессе изучения различных документов и деловых  бумаг, подтверждающих какие-либо факты  или события.

Виды документов (кадровые, бухгалтерские, регистрационные), необходимых для  наведения справок, и места их получения определяются должностным  лицом оперативного аппарата.

Субъект наведения справок: основной – это оперуполномоченный или по его поручению сотрудники специальных подразделений правоохранительных органов и специальных служб, а также сам оперативно-розыскной орган; дополнительный – агент или иное лицо, содействующее проведению ОРД. При этом цели получения информации, а также личность наводящего справки в соответствии с п.п. 1 и 4 ст. 15 ФЗ «Об ОРД» могут зашифровываться.

Основания и условия для проведения «Наведения справок» – общие основания для проведения ОРМ.

Основанием для проведения оперативно-розыскных  мероприятий являются:

  • Наличие возбужденного уголовного дела.
  • Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно - розыскную деятельность, сведения о:

а) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного  деяния, а также о лицах, его  подготавливающих, совершающих или  совершивших, если нет достаточных  данных для решения вопроса о  возбуждении уголовного дела;

б) событиях или действиях, создающих  угрозу государственной военной, экономической  или экологической безопасности Российской Федерации;

в) лицах, скрывающихся от органов  дознания, следствия и суда или  уклоняющихся от уголовного наказания;

г) лицах, без вести пропавших, и  об обнаружении неопознанных трупов.

  • Поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве.
  • Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
  • Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  • Запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Условия проведения ОРМ - это установленные  оперативно-розыскным законодательством  специальные правила, неукоснительным  выполнением которых законодатель обусловливает подготовку и (или) осуществление  конкретного ОРМ, которые призваны повысить их эффективность и гарантировать  соблюдение принципов ОРД при  их проведении.

  • Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.
  • Проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации:
  • О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.
  • О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.
  • О событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Наведение справок может осуществляться двумя основными способами: путем непосредственного обращения оперуполномоченного в соответствующую организацию и ознакомления с интересующими его документами или предметами (без запроса); путем направления письменного запроса.

Формы проведения ОРМ наведение справок: гласная и негласная. При необходимости оперативный работник имеет право использовать документы прикрытия, чтобы получить доступ к интересующим его документам.

Сведения конфиденциального характера  могут быть официально затребованы  только по письменному запросу. К  числу таких сведений отнесены, например, сведения, составляющие тайну следствия  и судопроизводства; служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК и ФЗ (служебная тайна); сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в  соответствии с Конституцией и ФЗ (врачебная, нотариальная, адвокатская  тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных  или иных сообщений и т.д.); сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в  соответствии с ГК и ФЗ (см. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 года № 188).

С учетом того, что ОРД может  осуществляться как гласно, так и  негласно, а также исходя из разведывательной направленности этой деятельности и  необходимости конспиративного  наведения справок допустимо  и неофициальное получение данных конфиденциального характера.

Наведение справок может осуществляться как непосредственно должностным  лицом ОРО, так и при помощи конфидентов. Получение информации из источников, имеющихся у частных  лиц, может сопровождаться снятием  копий документов либо их изъятием с согласия этих лиц.

Вопрос о возможности придания доказательственного значения результатам  наведения справок в качестве ОРМ может зависеть от его характера. Если наведение справок выразилось в форме запроса, направленного  в государственное учреждение за подписью представителя ОРО, и получении  официального ответа в письменном виде, то нет никаких препятствий к  тому, что при направлении такой  справки следователю, она была приобщена  к уголовному делу в качестве иного  документа, о котором идет речь в  ст. 84 УПК. Если же результаты наведения  справок отражены в рапорте оперативника, то полученные им сведения, носят исключительно  ориентирующее значение.

Для проведения наведения справок  сотрудникам полиции не нужны  какие-либо документы, кроме служебного удостоверения и устного объяснения причин посещения фирмы.

В соответствии с законодательством  об оперативно-розыскной деятельности и полиции в рамках данного  мероприятия полиция может опрашивать сотрудников фирмы, включая руководство, по всем интересующим ее вопросам; запрашивать (наводить справки) информацию и знакомиться  с документами не только о вашей  компании, но и о любых лицах, с  которыми контактировала ваша фирма.

Данные действия могут осуществляться как при проверке поступивших  в полицию заявлений, так и  по уже возбужденным административным или уголовным делам. При этом нет определенного перечня того, что могут спросить сотрудники полиции. Таким образом, они могут интересоваться всем, что, по их мнению, будет иметь  отношение к делу.

Никто не заставляет отвечать на задаваемые вопросы и представлять документы. Сотрудники полиции не имеют права  при данных обстоятельствах задержать  работника фирмы. Все ответы можно  давать на ваше усмотрение и в том  объеме, который вас устраивает. Однако и здесь есть свои минусы. Если полиция сочтет, что что-то скрывается, она может прибегнуть к повесткам  и обследованию помещений. При наличии  доказательств, что документы, которые  запрашивала полиция, были у компании, может последовать наложение  штрафа в судебном порядке.

Если в документах содержится коммерческая тайна, то их можно не отдавать полиции  даже при наличии мотивировочного  требования. Изъять их могут только в принудительном порядке.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 13 Закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» сотрудники полиции имеют  право беспрепятственно посетить территорию фирмы. Однако у них нет права  на посещение служебных помещений. Вы можете общаться с ними в любом  приемлемом для вас помещении.

На этом посещение компании может  быть закончено, или, наоборот, полиция  примет решение об обследовании. Оно  может проводиться и без действий по наведению справок.

Задача

Состав следственно-оперативной  группы, которую необходимо направить  на место происшествия:

В состав следственно-оперативной группы следователем включаются оперативные работники уголовного розыска, специалист-криминалист, кинолог со служебно-розыскной собакой, обслуживающий данный участок (ул. Центральная, 55, кВ. 12) участковый инспектор.

Действия на месте происшествия:

Расследование квартирной кражи начинается, с осмотра места происшествия. В его задачу входят тщательное изучение и фиксация обстановки места происшествия, обнаружение и изъятие следов и предметов, могущих явиться  вещественным доказательством по делу. Еще до 
выезда на место (ул. Центральная, 55, кВ. 12) происшествия потерпевшего просят не нарушать обстановку, а должностным лицам предлагают принять меры к ее охране. Через дежурного по органу внутренних дел к охране места происшествия могут подключаться также находящиеся поблизости от него патрульно-постовые наряды. По прибытии на место происшествия оттуда немедленно удаляются посторонние и опрашиваются очевидцы.

У них выясняется:

Кто первый обнаружил кражу (видеомагнитофона «Панасоник» №756789, золотых часов «Заря» №674321, шапки норковой мужской коричневого цвета), какие изменения производились в обстановке места происшествия, не видел ли кто-нибудь из них преступников или подозрительных лиц. В последнем случае силами оперативных работников организуется розыск по “горячим следам” кинологом со служебно-розыскной собакой. При этом сотрудник уголовного розыска должен следовать вместе с кинологом по маршруту движения розыскной собаки.

Получив общее представление об обстановке места происшествия и наметив последовательность и границы осмотра, следователь 
выясняет: каким способом преступник взломал входную дверь, каких 
предметов он касался, в каком направлении скрылся и мог ли 
скрыться незамеченным; какие следы оставлены на месте происшествия и что преступник еще мог унести с собой или на своей одежде 
(похищенные предметы, частицы краски, комочки грязи и т.п.);  
имеются ли признаки, указывающие на профессию преступника, 
его внешность, личность; нет ли признаков, указывающих на возможность совершения кражи рецидивистом, сколько было преступников и было ли им заранее известно место нахождения похищенных 
ценностей.

При осмотре с особой тщательностью изучаются место проникновения преступника в помещение, а именно входная дверь, хранилище похищенного (шкаф, сейф), где могут быть обнаружены следы пальцев, 
орудий взлома, обуви, отдельные волокна ткани от одежды преступника или оброненные им предметы (стамески, отвертки, ломик, использовавшиеся при отжиме, сверла и  др.).

Найденные пятна крови, мазки следов пальцев с потожировым веществом  изымаются на дактилоскопическую пленку и в дальнейшем направляются на биологическую  экспертизу.

При совершении краж преступники нередко  переодеваются, надевая похищенные и оставляя на месте происшествия свои вещи, которые могут быть обнаружены. При их предварительном исследовании 
следует обращать особое внимание на квитанции, письма или записки 
с адресами, проездные билеты в карманах одежды, метки прачечных и 
химчисток на рубашках, брюках, пиджаках, куртках.

Мелкие вещи, оброненные преступником (носовой платок, головной убор, перчатки), упаковываются в стерильные стеклянные банки 
или, в крайнем случае, в целлофановые пакеты и в дальнейшем используются для выявления преступников путем осуществления в отношении заподозренных лиц выборки.

В ходе осмотра рекомендуется изымать  этикетки, ярлыки, паспорта на похищенные товары, их упаковку, образцы ткани. Оставшиеся 
аналогичные товары фотографируются на цветную пленку. Все это 
значительно облегчает розыскную работу.

Информация о работе Оперативно розыскная деятельность