Определение терроризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:04, реферат

Описание

Рождающее само по себе резкую негативно-эмоциональную реакцию, оно обрастает эпитетами совсем уж угрожающего характера – глобальный, международный, государственный и все чаще исламский. Смешиваясь в сознании воедино, голливудские блокбастеры и телевизионные репортажи с места событий едва ли не круглосуточно обрушивают на зрителей всех стран взрывы и захваты заложников, нападения и убийства.

Содержание

Введение.
Определение терроризма.
Терроризм в условиях социальных конфликтов и его влияние на международные отношения.
Международно-правовое регулирование борьбы с терроризмом в Российской Федерации.
Опыт борьбы с терроризмом за рубежом.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

тема № 45 соц межд отн.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение.

  1. Определение терроризма.
  2. Терроризм  в  условиях  социальных  конфликтов и его влияние на международные отношения.
  3. Международно-правовое регулирование борьбы с терроризмом в Российской Федерации.
  4. Опыт  борьбы  с терроризмом за рубежом.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Так уж сложилось, что  во  всех языках мира одним из наиболее часто употребляемых к началу 21 века стало редкое в прошлом. А  когда-то совсем неизвестное слово  – терроризм.

Рождающее  само  по  себе  резкую  негативно-эмоциональную  реакцию,  оно  обрастает  эпитетами  совсем  уж  угрожающего  характера – глобальный, международный, государственный и все  чаще исламский.  Смешиваясь в сознании  воедино, голливудские  блокбастеры и телевизионные  репортажи  с  места  событий  едва  ли  не  круглосуточно  обрушивают  на  зрителей  всех  стран  взрывы  и  захваты  заложников,  нападения  и  убийства.

Мир действительно  стал  другим.

Международный терроризм  представляет одну из самых больших  опасностей для мира и международной стабильности. Транснациональные террористы используют колоссальные возможности современных средств связи и транспорта, обладают глобальными источниками финансирования, хорошо осведомлены о современных взрывчатых веществах, вооружении. В мире насчитывается более 500 террористических групп, значительная часть которых имеет характер международных организаций, тщательно законспирированных сообществ фанатиков-единомышленников с железной дисциплиной и разветвленными связями.

 

1. Определение терроризма

 

Современное  мировое  сообщество  постоянно  сталкивается  с  проблемами,  среди  которых  на  первом месте стоит терроризм.  Своим и корнями это  явление  уходит в прошлое. Основой возникновения  и развития терроризма были имущественное  и социальное неравенство, ломка сложившегося уклада жизни, различия в менталитете, объективная потребность сменить траекторию развития цивилизация и так далее.

Если попытаться в  целом охарактеризовать предлагаемые подходы к определению  понятия  «терроризм» и, исходя  из этого, меры противодействия террористической угрозе, то условно  их  можно  сконцентрировать  по  следующим  блокам:

1. Терроризм – это  не обычное уголовное, а некое  «сверхпреступление», бороться с  которым обычными методами с  использованием действующего законодательства  практически невозможно.

2. Терроризм не просто  явление или феномен новой  эпохи, а некая форма войны,  то есть продолжение или выделение  войны другими методами и способами,  характеризующимися применением   всех доступных средств для достижения поставленной цели.

3. Терроризм – это  сложное социально-политическое  явление, в основе которого  лежит спектр социальных противоречий, включающий экстремистскую террористическую  идеологию, структуры для проведения  террористических действий.1

Борьба с терроризмом и его ликвидация являются важнейшими задачами, стоящими перед мировым сообществом. Один из ее элементов - разработка определения терроризма, к чему призывает Генеральный Секретарь ООН Кофи Аннан, и что способствовало бы более эффективной борьбе с этим злом. Это - долг ООН. Но наряду с разработкой определения в рамках правительственных структур такую работу целесообразно вести также по линии общественности, в научных кругах, привлекая к ней и студентов высших учебных заведений, в которых изучают политические дисциплины, международное право.

В Дипломатической академии МИД России в процессе изучения проблем, стоящих перед ООН, слушателями  был разработан проект определения  терроризма, который может быть использован  соответствующими ведомствами России, а также структурами ООН. Было бы также целесообразно, чтобы ООН инициировала подготовку таких проектов студентами различных стран, проводя соответствующие конкурсы. Это было бы полезно для разработки определения терроризма, а, главное, - способствовало бы более глубокому изучению молодежью проблем терроризма и борьбы с ним.2

 

2. Терроризм   в  условиях  социальных  конфликтов  и его влияние на международные  отношения

 

Серьезного изучения  и осмысления заслуживает проблема агрессивного поведения (агрессии в целом) в  условиях  кризиса  власти, снижения уровня разрешения противоречии мирными,  правовыми средствами.  Как показывает изучение криминогенной ситуации в России за период с 1990 по 2006 гг.,  наиболее опасным является  именно  насильственное  поведение,  которое проявляется в актах терроризма, захвата заложников,  заказных убийств,  так и в актах  вандализма, массовых нарушениях общественного порядка,  преступлениях, связанных со следованием групповым нормам поведения.  Именно  вследствие указанных  противоправных  проявлений причиняется наиболее опасный по тяжести вред личности.  Помимо прямого физического ущерба конфликтные  ситуации  подобного рода являйся сильными раздражителями, оказывающими негативное влияние  на  психическое  здоровье людей. Исследования  специалистов  в области юридической психологии подтверждают этот факт.

Проблема терроризма приобретает особую остроту в период социальных конфликтов.   Состояние конфликтов в обществе является во многом провоцирующим фактором террористического  поведения . Террористическая, агрессивная,  насильственная преступность в условиях  социальной  нестабильности укрепляет культ насилия в обществе,  усиливает чувство страха,  незащищенности и неуверенности граждан в своей безопасности. Все это неизбежно приводит к свертыванию правовых конституционных гарантий,  расхождению  между  провозглашаемыми правами и свободами и их реализацией.

Терроризм использует любую  форму конфликта, поскольку создаются благоприятные условия для достижения своих целей путем совершения преступлений.

Хотелось бы  остановиться  на одном из проявлений терроризма. Имеются в виду участившиеся случаи криминальных взрывов.

Совершение этих преступлений приводит,  как правило, к многочисленным жертвам среди населения,  причиняет крупный материальный ущерб собственности как граждан,  так и предприятий,  учреждений и организаций.

Общественно опасные   действия,  связанные  с  использованием взрывных устройств,  негативное морально-психологическое  воздействие на население порождают обоснованный страх у граждан за свою жизнь, дестабилизируют обстановку в населенных пунктах и государстве в целом.  По данным опроса общественного мнения 90 граждан испытывают острое чувство тревоги за свою безопасность.

По данным опроса, проведенного в июне 2003 г.  Центром оперативных и  прикладных исследовании Института социологии РАН,  более половины населения страны (51,7 % опрошенных) находятся в постоянном ожидании массовых беспорядков и кровопролития.  При этом определенная часть населения ( 13,9%  опрошенных) считает, что массовые выступления могут способствовать решению проблем,  стоящих перед страной.3

По данным  подразделений  криминальной милиции МВД России,  в течение 1992-1994 гг.  на территории России совершено 1342  криминальных взрыва,  прирост их составил 3,3 раза. Аналогичная тенденция, к сожалению,  наблюдалась и в 1995 гг.  В результате подобных взрывов погибло 200 человек, получили телесные повреждения различной степени тяжести около 1000 человек.  Раскрываемость криминальных взрывов в силу объективных и субъективных факторов остается на довольно низком уровне (около 20%).

Террористическая природа  криминальных взрывов очевидна,  поскольку они направлены на устрашение, а также физическое устранение жертв,  причинение телесных повреждений общеопасным способом. Различают «взрывы-предупреждения» и «взрывы-уничтожения». В последнем случае преступные элементы идут на совершение взрыва с целью лишения жизни объекта посягательства,  причинения  ему  материального, психического ущерба,  как говорится,  наверняка. При всем различии мотивации криминальных взрывов,  их объединяет одно - степень общественной опасности. Это должно находить адекватную оценку судебных органов при назначении виновным строгого наказания.

Не может  не  волновать тревожная тенденция «психологического привыкания» населения к террористическим актам,  восприятия  взрывов, захватов заложников, «разборок» между конфликтующими преступными группами за сферы влияния как неизбежного  «спутника» современной  жизни.  Подобное «привыкание» ослабляет восприятие остроты общественной опасности деяний,  создает впечатление их «обыденности», многочисленные жертвы преступлений приобретают как бы обезличенный вид. Э. Н. Ремарк в свое время сказал, что «смерть одного человека - это смерть, а смерть двух миллионов - только статистика». Терроризм,  среди прочего,  и состоит в насаждении в обществе,  в сознании людей такого состояния.

В этой связи особую актуальность приобретает разработка  криминологических  и правовых мер противодействия криминальному поведению участников социальных конфликтов. Об этом  речь  пойдет в следующем пункте.

 

3. Международно-правовое  регулирование борьбы с терроризмом  в Российской Федерации

 

Для современной мировой  цивилизации терроризм по-прежнему остается одной из главных угроз. Однако в отличие от прежних периодов он имеет ряд особенностей, обусловленных в первую очередь процессом глобализации: создание специальных криминальных структур, разработка системы ее финансового, кадрового и иного ресурсного обеспечения. Террористическая акция приобретает форму сложной многоходовой криминальной деятельности, тесно связанной с другими видами преступлений: экономическими, общеуголовными, должностными и другими. Она имеет ярко выраженный международный характер и поэтому требует совершенствования правовой базы в первую очередь именно на международном уровне.

Российская Федерация, являясь постоянным членом Организации  Объединенных Наций, Совета Европы, Международной  уголовной полиции - Интерпола, других международных организаций, активно участвует в формировании единого антитеррористического правового пространства.

В настоящее время  Россия является участницей 21 международного многостороннего правового акта в сфере борьбы с терроризмом: 13 - по линии ООН, 3 - по линии Совета Европы, 2 - по линии ШОС. Большинство из них ратифицированы.

В частности, в 2001 г. Россией  ратифицированы Конвенции ООН о  борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. и о борьбе с незаконными  актами, направленными против безопасности морского судоходства, от 10 марта 1988 г., в 2002 г. - Международная конвенция ООН о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 г., в 2004 - Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.

В рамках Совета Европы Россия ратифицировала в 1999 - 2006 гг. Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г. и Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г. с Дополнительным протоколом к ней от 17 марта 1978 г., Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г., Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г. и Протокол о внесении изменений в нее от 15 мая 2003 г., Конвенцию о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г., Международную конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 г.

В рамках ШОС Россия участвует  в Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. и в Соглашении между государствами - членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре от 7 июня 2002 г.

Активно развивалось  антитеррористическое правовое пространство и на постсоветском пространстве в рамках СНГ (Содружество Независимых  Государств) и ОДКБ (Организация Договора коллективной безопасности). Одной из эффективных форм совместной правовой работы государств - участников СНГ стало принятие модельных законов, которые являются основой работы по гармонизации и унификации их законодательства.

В рассматриваемой области было принято два таких закона: Модельный закон «О борьбе с терроризмом» от 8 декабря 1998 г. и Модельный закон «О противодействии организациям и лицам, деятельность которых имеет целью осуществление актов терроризма на территории других государств» от 4 декабря 2004 г.

Важно также отметить, что в целях укрепления договорно-правовых основ антикриминального взаимодействия 6 ноября 2003 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейской полицейской  организацией, с подавляющим большинством европейских государств на двусторонней основе подписан целый ряд соответствующих договоров межгосударственного, межправительственного и межведомственного характера.

Российская Федерация  уделяет большое внимание этому  направлению деятельности и постоянно совершенствует формы участия в международно-правовом сотрудничестве.

На данном этапе Россия обеспечивает выполнение внутригосударственных  процедур, необходимых для вступления в силу двух Европейских конвенций:

- о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 г.;

- о контроле за приобретением  и хранением огнестрельного оружия  частными лицами 1978 г.

Вместе с тем продолжается интенсивная работа по присоединению России к другим международным правовым актам в правоохранительной области, в том числе к Международной конвенции ООН о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 г. и Протоколу о внесении изменений в Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., а также к Европейским конвенциям о компьютерных преступлениях 2001 г., о противодействии торговле людьми 2005 г., об отмывании, выявлении, изъятии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма 2005 г.

Информация о работе Определение терроризма