Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:15, реферат
Нормативная основа обеспечения трудовой занятости заключенных в зарубежных странах в основном соответствует требованиям принятых ООН «Минимальных стандартных правил обращения с заключенными». Законодательство отдельных стран (Великобритания, Норвегия) содержит нормы, закрепляющие не только обязанность, но и право заключенных на труд. В руководящих документах, регламентирующих деятельность органов управления пенитенциарными системами и администраций учреждений, зачастую фиксируется их обязанность обеспечивать потребное число рабочих мест для заключенных.
Опыт зарубежных стран по обеспечению трудовой занятости осужденных к лишению свободы
1. Нормативная основа
Трудовая деятельность заключенных в тюрьмах рассматривается как мощное средство их реабилитации, обеспечивающее поддержание трудовых навыков во время отбывания наказания, дающее возможность освоения потребных при освобождении профессий и открывающее возможности получения заработка в расчете на частичное самообеспечение в тюрьме и по выходе на свободу.
Международно-правовые аспекты регулирования трудовой занятости лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы
Одним из основополагающих, базовых документов, послуживших основой для разработки и принятия многих последующих (так или иначе касающихся проблем труда), является Всеобщая декларация прав человека, которая была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. В ней, в частности, записано:
В дальнейшем эти положения вошли
в такие международно-правовые документы,
как «Международный пакт об экономических,
социальных и культурных правах», «Международный
пакт о гражданских и политических правах»
и др. Но если во всех упомянутых документах
речь шла о гражданах вообще, то в отношении
лиц, совершивших преступления и отбывающих
наказание в виде лишения свободы, эти
вопросы впервые были рассмотрены в международно-правовом
плане в «Минимальных стандартных правилах
обращения с заключенными», которые были
приняты Конгрессом ООН по предупреждению
преступности и обращению с правонарушителями
в Женеве в 1955 году. В преамбуле (предварительных
замечаниях) этого документа отмечается:
«…принимая во внимание разнообразие
юридических, социальных, экономических
и теоретических условий в мире, ясно,
что не все эти правила можно применять
повсеместно и одновременно».
В 1987 году было разработано и принято «Положение о европейских тюрьмах» («Минимальные
стандартные правила ООН по обращению
с заключенными для европейских условий»).
В этом документе отмечается, что
«несмотря на значительный прогресс
в разработке альтернативных и не связанных
с лишением свободы мер наказания, лишение
свободы остается необходимой санкцией
уголовного правосудия»
Сравнительный анализ статей, изложенных в Правилах ООН и в «Положении о европейских тюрьмах», свидетельствует о том, что все больше обращается внимание на такие факторы, как соблюдение человеческого достоинства, а также на необходимость гуманного и доброжелательного обращения с заключенными. В то же время авторы данного документа отмечают, что «это Положение не является идеальным и что на практике пенитенциарные системы многих европейских стран уже придерживаются в ряде направлений более высоких стандартов по сравнению с отмеченными в Положении, а другие страны стремятся выполнять их и будут стремиться к этому в дальнейшем».
Организация занятости трудом заключенных в отдельных странах
Соединенные Штаты Америки
Пенитенциарная система США определенно нацелена на максимальную трудовую занятость заключенных. Занятость трудом заключенных в США различна в уровнях пенитенциарной системы страны. Так, для тюрем местного уровня (тюрьмы графств), в которых в течение коротких сроков содержатся осужденные за мелкие нарушения, а также арестованные и находящиеся под следствием, работает весьма незначительное число заключенных. В тюрьмах штатов и федеральных тюрьмах сроки наказания позволяют привлекать заключенных к труду на достаточно продолжительное время. В федеральных тюрьмах организацией промышленности занимается государственная корпорация «Промышленность федеральных тюрем». Федеральным законом 1990 года предписывается обязательность труда для осужденных, содержащихся в федеральных тюрьмах. Освобождаться от работы заключенные могут в случаях:
Рабочий день может сокращаться для занятых в общеобразовательных и реабилитационных программах и для лечащихся от наркомании. Промышленные мощности для привлечения к труду заключенных созданы фактически во всех федеральных тюрьмах. Индустрия федеральных тюрем занята преимущественно выполнением заказов федеральных органов исполнительной власти. Крупнейшим ее заказчиком традиционно выступает армия США. Выполнение посредством труда заключенных крупных государственных заказов определенно сужает совокупное предложение на открытом рынке труда, с чем национальные профессиональные союзы вынуждены считаться. Правительство же, закупая продукцию у тюрем, а не на свободном рынке, имеет возможность получения экономии бюджетных средств.
Трудоустройство заключенных в тюрьмах штатов является исключительно заботой властей штатов, в частности, штатных управлений исправительных учреждений, поскольку основными потребителями продукции тюремной промышленности в штате, как правило, являются учреждения и организации, административно подчиненные исполнительной власти: больницы, учебные заведения, автодорожные службы, сами исправительные учреждения, полиция и т. д.
По оценкам, относящимся к периоду
1994-1995 гг., в программах трудовой занятости
в федеральных тюрьмах и
Довольно часто практикуется занятость заключенных трудом в рамках их профессиональной подготовки, причем для этого требуется согласие заключенного. Условиями реализации названных программ являются следующие:
Труд заключенных в США относительно дешев. Как правило, часовые ставки оплаты их труда устанавливаются на минимальном уровне, определяемом федеральным законодательством. Это позволяет пенитенциарной системе США экономить средства на содержание учреждений. Так, реализация строительных программ в пенитенциарной системе «своими силами» обходится в 4-5 раз дешевле, чем выполнение тех же работ по контрактам с частными фирмами.
Администрация тюрем распоряжается основной частью заработков заключенных, включая ту часть, которая остается работнику, ибо при существующем в тюрьмах запрете оборота денежной наличности для заключенных установлены предельные суммы, разрешенные к расходованию. С ведома и с разрешения администрации заключенные могут деньгами помогать родственникам. Под контролем администрации находятся погашение исковой задолженности и уплата алиментов.
Германия
Работа для заключенных в тюрьмах Германии не является обязательной. Однако в систему исполнения лишения свободы встроен действенный трудовой стимул. Приобретать вещи в магазинах учреждений заключенным разрешается только на деньги, заработанные при отбывании наказаний.
Схема
обеспечения заключенных
Заработная
плата заключенных
Заключенные в немецких тюрьмах не имеют права распоряжаться 1/3 частью своего заработка, которая накапливается до установленных минимальных сумм, достаточных для обеспечения себя и семьи в первые месяцы после освобождения. Эти накопления не изымаются в счет погашения долгов, исков и по другим обязательствам осужденных. В случае, если в период отбывания наказания заключенным не погашаются иски, остаток суммы он погашает после освобождения при устройстве на работу с постоянным заработком.
Великобритания
Представления о целях трудовой деятельности заключенных в тюрьмах Великобритании существенно изменились с 1979 года, когда этот вопрос специально рассматривался правительством. Ныне считается отклонением от норм нравственности предназначать промышленность тюрем для выполнения заключенными низкооплачиваемых непрестижных работ, тем более рассчитывать на доходы в казну от труда этих работников. Основной целью деятельности тюрем определено возвращение обществу законопослушных членов, а потому назначением труда является освоение заключенными тех профессий, которые при относительно высокой безработице позволят им по выходе на свободу быть конкурентоспособными на рынке труда. Вид трудовой занятости заключенного, а также осваиваемая им профессия определяются индивидуальными программами реабилитации, которые разрабатываются совместно специалистами от администрации тюрьмы и заключенными.
Доходы от труда заключенных принадлежат администрациям тюрем, которые выплачивают работающим не заработную плату, а денежное вознаграждение за труд для мелких покупок. Вознаграждения дифференцированы в зависимости от сложности и тяжести труда.
Примечательно, что в Великобритании государство берет на содержание бедные семьи приговоренных к лишению свободы и оплачивает ежемесячные поездки на свидания малоимущим родственникам заключенных. Это самостоятельная статья расходов тюрем. При годовом бюджете тюремной системы страны в 1300 млн. фунтов стерлингов (1990 г.) на поездки родственников только в Англии и Уэльсе расходовалось 2 млн. фунтов стерлингов («Известия». 1991. 25 апр.).
Финляндия
Режим отбывания наказания в тюрьмах Финляндии в 70-е годы предусматривал обязанность заключенных трудиться. Исключение составляли лишь лица, содержащиеся в тюрьме в порядке меры пресечения во время предварительного следствия, нетрудоспособные по болезни и инвалидности, освобожденные от работы осужденные беременные женщины и женщины, не работающие в связи с рождением ребенка. Рабочая неделя заключенных составляла 40 часов. Вопросы предоставления и организации работы заключенных в Финляндии регламентируются «Постановлением о содержании заключенных», принятым 13 июня 1975 года. Этим вопросам посвящены 2 специальных параграфа.
§ 18. Организация работы заключенных
При организации работы заключенных
следует принять во внимание работоспособность,
профессиональную подготовку, а также
обеспечение поддержания и
§19. Предоставление работы
Если заключенный имеет