Опыт зарубежных стран по обеспечению трудовой занятости осужденных к лишению свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:15, реферат

Описание

Нормативная основа обеспечения трудовой занятости заключенных в зарубежных странах в основном соответствует требованиям принятых ООН «Минимальных стандартных правил обращения с заключенными». Законодательство отдельных стран (Великобритания, Норвегия) содержит нормы, закрепляющие не только обязанность, но и право заключенных на труд. В руководящих документах, регламентирующих деятельность органов управления пенитенциарными системами и администраций учреждений, зачастую фиксируется их обязанность обеспечивать потребное число рабочих мест для заключенных.

Работа состоит из  1 файл

Организация труда заключенных.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

Опыт зарубежных стран по обеспечению трудовой занятости осужденных к лишению свободы

1. Нормативная основа обеспечения  трудовой занятости заключенных  в зарубежных странах в основном  соответствует требованиям принятых  ООН «Минимальных стандартных  правил обращения с заключенными». Законодательство отдельных стран (Великобритания, Норвегия) содержит нормы, закрепляющие не только обязанность, но и право заключенных на труд. В руководящих документах, регламентирующих деятельность органов управления пенитенциарными системами и администраций учреждений, зачастую фиксируется их обязанность обеспечивать потребное число рабочих мест для заключенных. В пенитенциарной системе Германии труд и профессиональное обучение заключенных уравнены в части вознаграждения за ту и другую деятельность. Причем, если занятость трудом не является обязательной (заключенные работают по желанию), то обучение профессиям обязательно для тех, кто их не имеет.

Трудовая деятельность заключенных  в тюрьмах рассматривается как  мощное средство их реабилитации, обеспечивающее поддержание трудовых навыков во время отбывания наказания, дающее возможность освоения потребных при освобождении профессий и открывающее возможности получения заработка в расчете на частичное самообеспечение в тюрьме и по выходе на свободу.

Международно-правовые аспекты регулирования трудовой занятости лиц, отбывающих наказания в виде лишения свободы

Одним из основополагающих, базовых  документов, послуживших основой  для разработки и принятия многих последующих (так или иначе касающихся проблем труда), является Всеобщая декларация прав человека, которая была принята резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года. В ней, в частности, записано:

  1. каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы;
  2. каждый человек, без какой-либо дискриминации, имеет право на равную оплату за равный труд;
  3. каждый работающий имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и его семьи и дополняемое, при необходимости, другими средствами социального обеспечения.

В дальнейшем эти положения вошли  в такие международно-правовые документы, как «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Международный пакт о гражданских и политических правах» и др. Но если во всех упомянутых документах речь шла о гражданах вообще, то в отношении лиц, совершивших преступления и отбывающих наказание в виде лишения свободы, эти вопросы впервые были рассмотрены в международно-правовом плане в «Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными», которые были приняты Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в Женеве в 1955 году. В преамбуле (предварительных замечаниях) этого документа отмечается: 
«…принимая во внимание разнообразие юридических, социальных, экономических и теоретических условий в мире, ясно, что не все эти правила можно применять повсеместно и одновременно».

В 1987 году было разработано и принято «Положение о европейских тюрьмах» («Минимальные стандартные правила ООН по обращению с заключенными для европейских условий»). В этом документе отмечается, что  
«несмотря на значительный прогресс в разработке альтернативных и не связанных с лишением свободы мер наказания, лишение свободы остается необходимой санкцией уголовного правосудия»

Сравнительный анализ статей, изложенных в Правилах ООН и в «Положении о европейских тюрьмах», свидетельствует  о том, что все больше обращается внимание на такие факторы, как соблюдение человеческого достоинства, а также на необходимость гуманного и доброжелательного обращения с заключенными. В то же время авторы данного документа отмечают, что «это Положение не является идеальным и что на практике пенитенциарные системы многих европейских стран уже придерживаются в ряде направлений более высоких стандартов по сравнению с отмеченными в Положении, а другие страны стремятся выполнять их и будут стремиться к этому в дальнейшем».

Организация занятости трудом заключенных в отдельных странах

Соединенные Штаты Америки

Пенитенциарная система США  определенно нацелена на максимальную трудовую занятость заключенных. Занятость  трудом заключенных в США различна в уровнях пенитенциарной системы  страны. Так, для тюрем местного уровня (тюрьмы графств), в которых в течение коротких сроков содержатся осужденные за мелкие нарушения, а также арестованные и находящиеся под следствием, работает весьма незначительное число заключенных. В тюрьмах штатов и федеральных тюрьмах сроки наказания позволяют привлекать заключенных к труду на достаточно продолжительное время. В федеральных тюрьмах организацией промышленности занимается государственная корпорация «Промышленность федеральных тюрем». Федеральным законом 1990 года предписывается обязательность труда для осужденных, содержащихся в федеральных тюрьмах. Освобождаться от работы заключенные могут в случаях:

  • необходимости мер безопасности;
  • применения дисциплинарных мер;
  • по состоянию здоровья.

Рабочий день может сокращаться  для занятых в общеобразовательных и реабилитационных программах и для лечащихся от наркомании. Промышленные мощности для привлечения к труду заключенных созданы фактически во всех федеральных тюрьмах. Индустрия федеральных тюрем занята преимущественно выполнением заказов федеральных органов исполнительной власти. Крупнейшим ее заказчиком традиционно выступает армия США. Выполнение посредством труда заключенных крупных государственных заказов определенно сужает совокупное предложение на открытом рынке труда, с чем национальные профессиональные союзы вынуждены считаться. Правительство же, закупая продукцию у тюрем, а не на свободном рынке, имеет возможность получения экономии бюджетных средств.

Трудоустройство заключенных в  тюрьмах штатов является исключительно  заботой властей штатов, в частности, штатных управлений исправительных учреждений, поскольку основными потребителями продукции тюремной промышленности в штате, как правило, являются учреждения и организации, административно подчиненные исполнительной власти: больницы, учебные заведения, автодорожные службы, сами исправительные учреждения, полиция и т. д.

По оценкам, относящимся к периоду 1994-1995 гг., в программах трудовой занятости  в федеральных тюрьмах и тюрьмах  штатов работали 48 % заключенных мужчин и 54 % женщин (данные журнала «Corrections Compendium»). Порядок этих показателей примерно одинаков с современным «процентом вывода на оплачиваемые работы» в Российской Федерации. Нужно отметить также, что значительная часть осужденных в США занята обслуживанием собственных нужд тюрем. Но полностью удовлетворить потребность в рабочих местах за счет своих потребностей тюрьмы не в состоянии. Поэтому практикуется занятость заключенных на основе привлечения частных фирм как работодателей для заключенных или как заказчиков продукции. Это дает работу примерно 5 % заключенных в тюрьмах штатов. Нормами федерального законодательства и законодательств штатов определено, что занятость осужденных трудом за пределами пенитенциарных учреждений разрешается при их ограждении от эксплуатации (по-видимому, от несправедливости оплаты, вредных и опасных условий работы) и от несправедливой конкуренции со свободными рабочими.

Довольно часто практикуется занятость  заключенных трудом в рамках их профессиональной подготовки, причем для этого требуется согласие заключенного. Условиями реализации названных программ являются следующие:

  1. согласование вопроса о предоставлении рабочих мест заключенным с местными профессиональными союзами;
  2. предоставление заключенным работы в местностях с избытком рабочей силы и не в ущерб занятости индустриальных рабочих;
  3. обеспечение условий труда и его оплаты для заключенных на уровнях, соответствующих сложившимся в соответствующих местностях для индустриальных рабочих.

Труд заключенных в США относительно дешев. Как правило, часовые ставки оплаты их труда устанавливаются на минимальном уровне, определяемом федеральным законодательством. Это позволяет пенитенциарной системе США экономить средства на содержание учреждений. Так, реализация строительных программ в пенитенциарной системе «своими силами» обходится в 4-5 раз дешевле, чем выполнение тех же работ по контрактам с частными фирмами.

Администрация тюрем распоряжается основной частью заработков заключенных, включая ту часть, которая остается работнику, ибо при существующем в тюрьмах запрете оборота денежной наличности для заключенных установлены предельные суммы, разрешенные к расходованию. С ведома и с разрешения администрации заключенные могут деньгами помогать родственникам. Под контролем администрации находятся погашение исковой задолженности и уплата алиментов.

Германия

Работа для заключенных в  тюрьмах Германии не является обязательной. Однако в систему исполнения лишения  свободы встроен действенный  трудовой стимул. Приобретать вещи в магазинах учреждений заключенным разрешается только на деньги, заработанные при отбывании наказаний.

Схема обеспечения заключенных работой  неоднозначна. Частично имеются оборудованные  производственные помещения при  тюрьмах, но в основном администрация  предпочитает рабочую силу заключенных предоставлять внешним работодателям по возможности на выгодных для этих компаний условиях (пониженные ставки оплаты труда, возможности приема на работу требуемого числа работников и отбора нужных людей).

Заработная  плата заключенных перечисляется фирмами не тюрьмам, а в бюджеты земель. Из земельных бюджетов финансируется содержание тюрем. Таким образом, доходы тюрем косвенно зависят от заработков заключенных, но лишь в незначительной части: затраты на содержание тюрем компенсируются данным видом доходов на 15 %. Заключенные получают от администрации тюрьмы вознаграждение за труд. В таких же суммах получают вознаграждение обучающиеся профессиям и учащиеся заключенные. В тюремной системе Германии уделяется исключительно серьезное внимание профессиональной подготовке заключенных, которых стараются максимально нацелить на будущую трудовую деятельность на свободе. Программы профессиональной подготовки заключенных в тюрьмах координируются местными биржами труда и реализуются с их непосредственным участием. К этому делу непосредственно причастны также и профессиональные союзы, которые в соответствии с перспективами развития местного хозяйства имеют достаточно обоснованные представления о ближайших и отдаленных потребностях в рабочей силе. В расчете на эти перспективы местные власти финансируют оснащение промышленности тюрем, реконструкцию и модернизацию их производственной базы.

Заключенные в немецких тюрьмах не имеют права  распоряжаться 1/3 частью своего заработка, которая накапливается до установленных  минимальных сумм, достаточных для обеспечения себя и семьи в первые месяцы после освобождения. Эти накопления не изымаются в счет погашения долгов, исков и по другим обязательствам осужденных. В случае, если в период отбывания наказания заключенным не погашаются иски, остаток суммы он погашает после освобождения при устройстве на работу с постоянным заработком.

Великобритания

Представления о целях трудовой деятельности заключенных в тюрьмах  Великобритании существенно изменились с 1979 года, когда этот вопрос специально рассматривался правительством. Ныне считается отклонением от норм нравственности предназначать промышленность тюрем для выполнения заключенными низкооплачиваемых непрестижных работ, тем более рассчитывать на доходы в казну от труда этих работников. Основной целью деятельности тюрем определено возвращение обществу законопослушных членов, а потому назначением труда является освоение заключенными тех профессий, которые при относительно высокой безработице позволят им по выходе на свободу быть конкурентоспособными на рынке труда. Вид трудовой занятости заключенного, а также осваиваемая им профессия определяются индивидуальными программами реабилитации, которые разрабатываются совместно специалистами от администрации тюрьмы и заключенными.

Доходы  от труда заключенных принадлежат администрациям тюрем, которые выплачивают работающим не заработную плату, а денежное вознаграждение за труд для мелких покупок. Вознаграждения дифференцированы в зависимости от сложности и тяжести труда.

Примечательно, что в Великобритании государство берет на содержание бедные семьи приговоренных к лишению свободы и оплачивает ежемесячные поездки на свидания малоимущим родственникам заключенных. Это самостоятельная статья расходов тюрем. При годовом бюджете тюремной системы страны в 1300 млн. фунтов стерлингов (1990 г.) на поездки родственников только в Англии и Уэльсе расходовалось 2 млн. фунтов стерлингов («Известия». 1991. 25 апр.).

Финляндия

Режим отбывания наказания в  тюрьмах Финляндии в 70-е годы предусматривал обязанность заключенных трудиться. Исключение составляли лишь лица, содержащиеся в тюрьме в порядке меры пресечения во время предварительного следствия, нетрудоспособные по болезни и инвалидности, освобожденные от работы осужденные беременные женщины и женщины, не работающие в связи с рождением ребенка. Рабочая неделя заключенных составляла 40 часов. Вопросы предоставления и организации работы заключенных в Финляндии регламентируются «Постановлением о содержании заключенных», принятым 13 июня 1975 года. Этим вопросам посвящены 2 специальных параграфа.

§ 18. Организация работы заключенных

При организации работы заключенных  следует принять во внимание работоспособность, профессиональную подготовку, а также  обеспечение поддержания и развития профессионального мастерства. По возможности рекомендуется следовать техническому прогрессу в данной отрасли и современным принципам организации труда. Заключенный может выполнять работы по поручению работодателя, отличного от тюремного учреждения, только в том случае, если работы будут проводиться под контролем тюремного учреждения. При организации труда заключенных и контроле над ним приказания и распоряжения администрации являются обязательными для заключенного.

§19. Предоставление работы

Если заключенный имеет профессиональную подготовку или квалифкацию в том виде работы, которая выполняется в тюремном учреждении, ему следует, по возможности, предоставить именно эту работу. При предоставлении работы следует учитывать собственные склонности заключенного. С целью обеспечения трудоустройства заключенных в тюрьмах там, где это возможно, организуются собственные производства. Например, в центральной тюрьме, расположенной в городе Хяменлинна, это крупнейший прачечный комплекс. Он обслуживает все пенитенциарные учреждения страны. В день здесь стирают до 2,5 тонн белья, более полтонны проходят химчистку. При прачечной работает реставрационная мастерская. Швейная мастерская тюрьмы ориентирована на пошив всего необходимого не только для тюремного госпиталя, расположенного в этом же учреждении, но и для нужд всей пенитенциарной системы. В вязальной мастерской изготавливаются свитера, рукавицы, носки для продажи заключенным. На слесарных работах заняты заключенные, ремонтирующие машины и оборудование учреждения. Остальные заняты на работах по хозяйственному обслуживанию тюрьмы.

Информация о работе Опыт зарубежных стран по обеспечению трудовой занятости осужденных к лишению свободы