Органы дознания и их компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание

На протяжении длительного времени в уголовно-процессуальной науке существует противостояние между сторонниками единой процессуальной формы и дифференцированной процессуальной формы. Сторонники единой процессуальной формы считают необходимым установление единого порядка расследования преступлений не зависимо от характера их общественной опасности, которое позволяет исключить ущемление прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Содержание

Введение………………………………...…………………………………………3
1. ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ И ИХ ЗАДАЧИ ….…………………………………..5
2. СИСТЕМА (ВИДЫ) И ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ…………………………………………….…………………………8
3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ …....…………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

Копия default.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

К данным признакам следует относить и действия по склонению к потреблению данных веществ; организацию или содержание мест для их употребления.

А также действия по подделке, незаконной выдаче рецептов или других документов, при наличие которых можно получить наркотические средства или психотропные вещества.

Органами дознания, в соответствии со статьей. 3 и статьей 30 Закона РФ «О государственной границе РФ» признаются не только пограничные органы федеральной службы безопасности, но и входящие в состав федеральной службы безопасности пограничные войска.

Производство дознания пограничными органами и пограничными войсками федеральной службы безопасности в полном объеме осуществляется исключительно в пределах их компетенции.

К данной компетенции  относятся:

1) статья 253 и статья 256 УК , в части, где речь идет об обнаружении пограничными органами Российской Федерации фактов незаконной добычи водных животных и растений;

2) часть 1 статьи 322 и часть. 1 статьи. 323 УК;

3) часть 1 статьи 188 УК, где речь идет о контрабанде, которая была задержана пограничными органами Российской Федерации, если при этом отсутствовали таможенные органы;

4) часть 2 статьи 322 УК, где говорится о незаконном пересечении Государственной границы и проведении неотложных следственные действия по данному факту;

5) часть 2 статьи 323 УК, где говорится об изменении Государственной границы Российской Федерации противоправным методом.

В соответствии со статьей 7 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенные органы государств - членов таможенного союза являются органами дознания по делам о контрабанде, об уклонении от уплаты таможенных платежей и иных преступлениях, производство по которым в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза отнесено к ведению таможенных органов.

В Министерстве юстиции РФ уголовно-процессуальной деятельностью занимаются сотрудники исправительных учреждений и следственных изоляторов. Ими обычно являются их начальники и оперуполномоченные.

Возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действия по делам о преступлениях входящих в их компетенцию- обязанность данных органов.

К таким делам можно отнести  действия направленные против установленного порядка несения службы, которые совершаются непосредственно самими сотрудниками данных учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Также к данным преступлениям следует  относить преступления, которые были совершены иными лицами в расположении этих учреждений и органов.

Органы Государственной противопожарной  службы – это соответствующие  подразделения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пункт 1 Указа Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности»). Согласно пункту 6 части 3 статьи 151 УПК дознаватели органов Государственной противопожарной службы осуществляют дознание по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью 2 статьи 168, частью 1 статьи 219, частью 1 статьи 261 УК.

Понятие “командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов” подлежит расширительному толкованию. К таковым также относятся капитаны кораблей, начальники военно-учебных заведений, предприятий и организаций.

Подведомственность данных должностных лиц ограничена происшествиями, которые содержат определенные признаки преступления.

Таковыми могут быть преступления, которые совершили:

1) подчиненные им военнослужащие;

2) граждане, которые проходят военные сборы;

3) лица из гражданского персонала, других войск, воинских формирований и органов, которые исполняют свои служебные обязанности в расположении части, соединения, учреждения или гарнизона.

Происшествия, в соответствии со статьей 20 Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, в которых содержатся признаки объективной стороны состава преступления, и происходившие на территории гарнизона, но совершенные военнослужащими, не проходящими службу в частях гарнизона, подведомственны начальникам гарнизона, где было совершено данное деяние, в качестве органа дознания.

Главным судебным приставом  РФ, главным военным судебным приставом, главными судебными приставами субъектов  Российской Федерации, их заместителями, старшими судебными приставами, старшими военными судебными приставами, а также старшими судебными приставами Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ производится в полном объеме по уголовным делам дознание, по статьям:

1) статья 297 УК о неуважении к суду;

2) часть 1 статьи 294 УК, в которой говорится о вмешательстве в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия;

3) часть 1 статьи 311 УК, в которой говорится о разглашении сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, судебного пристава, судебного исполнителя, потерпевшего, свидетеля, других участников уголовного процесса, а равно в отношении их близких, если это деяние совершено лицом, которому эти сведения были доверены или стали известны в связи с его служебной деятельностью;

4) статья 312 УК, о незаконных действиях в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации;

5) статья 315 УК, о неисполнении приговора суда, решения суда или иного судебного акта.

В соответствии со статьей 146 УПК возбуждать уголовные дела и производить неотложные следственные действия капитаны морских и речных судов, находящиеся в дальнем плавании, вправе только по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руководители геологоразведочных партий и зимовок,  удаленных от мест расположения органов дознания-учреждений, органов службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, а также воинских частей, соединений, военных учреждений и гарнизонов — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений (часть 2 статьи 40 УПК).

 

3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ

На органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным  делам, по которым производство  предварительного следствия необязательно;

2) выполнение неотложных  следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (часть 2 статьи 40 УПК).

В соответствии с вышесказанным органы дознания наделяются определенными полномочиями, т. е. совокупностью установленных законом и ведомственными нормативными актами прав и обязанностей, необходимых и достаточных для обнаружения и раскрытия преступлений, а также для всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела и правильного его разрешения.

Под дознанием следует  понимать форму предварительного расследования, которая осуществляется дознавателем, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (пункт 8 часть 1 статьи 5 УПК). Данная деятельность выполняется уполномоченными на то должностными лицами и государственными органами с целью установления лица, которое совершило преступление, и иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения уголовного дела.

Уголовно-процессуальная деятельность является производной для органов дознания. Основные функции органов дознания это: охрана общественного порядка; обеспечение государственной, экономической и противопожарной безопасности; оборона государства от внешней угрозы; исполнение уголовных наказаний; охрана Государственной границы и др.

Начальником органа дознания на дознавателя возлагаются полномочия по производству дознания по делам, по которым предварительное следствие необязательно. В соответствии с частью 2 статьи 41 УПК на лицо, которое проводило или проводит оперативно-розыскные мероприятия по уголовному делу, не допускается возложение полномочий по проведению дознания по данному уголовному делу.

При производстве по уголовному делу дознаватель уполномочен:

1) самостоятельно проводить  следственные и иные процессуальные  действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

2) осуществлять иные  полномочия, предусмотренные УПК  (часть 3 статьи 41 УПК).

Дознание по уголовным  делам, указанным в части 3 статьи 150 УПК, производится в общем порядке, но с рядом изъятий, предусмотренных главой 32 УПК.

Дознаватель, при обнаружении признаков преступления, производство по которому относится к его компетенции, возбуждает уголовное дело и производит дознание в полном объеме, руководствуясь правилами уголовно-процессуального закона.

При наличии соответствующих фактических оснований дознаватель может производить по возбужденному уголовному делу любые следственные и иные процессуальные действия, так как закон не содержит каких-либо ограничений относительно производства следственных действий.

В порядке, предусмотренном частью 2 статьи 86 УПК дознаватель обязан принимать письменные документы и предметы, представляемые, подозреваемым, обвиняемым, а также потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком и их представителями для приобщения их к уголовному делу в качестве доказательств.

Дознание производится в пятнадцатидневный срок, начиная со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. В соответствии с частью 2 статьи 223 УПК данный срок может быть продлен прокурором, но не более чем на 10 дней. Для того, чтобы продлить срок, дознаватель составляет постановление. В этом постановлении должны быть указаны обстоятельства совершенного преступления в том виде, в котором они были установлены на момент обращения к прокурору и цель продления срока.

Особенность заключения под стражу лица, которое подозревается в совершении преступления, расследование которого ведет дознаватель, заключается в статье 224 УПК. В данном случае, дознаватель перед судом с согласия прокурора вправе возбудить ходатайство об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу в общем порядке, который установлен статьей 108 УПК.

После избрания меры пресечения в виде заключения под стражу обвинительный акт должен быть составлен и подписан дознавателем в срок не позднее 10 суток. Данный срок обусловлен тем, что по его истечению подозреваемый должен получить статус обвиняемого либо выбыть из процесса вовсе. Обвиняемому, после передачи уголовного дела следователю, должно быть предъявлено обвинение в общем порядке, установленном главой 23 УПК, при условии, что он не стал обвиняемым посредством вынесения в отношении него обвинительного акта (пункт 2 часть 1 статьи 47 УПК). В противном случае мера пресечения в виде заключения под стражу отменяется.

В обвинительном акте в обязательном порядке указываются:

1) время и место  его составления;

2) фамилия, инициалы  и должность лица, его составившего;

3) данные о лице, привлекаемом  к уголовной ответственности;

4) место и время  совершения преступления, его способы,  мотивы, цели, последствия и другие  существенные обстоятельства;

5) формулировка обвинения с указанием пункта, части, статьи Уголовного кодекса Российской Федерации;

6) перечень доказательств,  которые должны быть исследованы  судом;

7) данные о потерпевшем,  характере и размере причиненного  ему вреда;

8) список лиц, подлежащих  вызову в суд (часть 1 статьи 225 УПК).

Далее обвиняемый и его защитник в обязательном порядке знакомятся с материалами уголовного дела и составляют протокол. Ознакомиться с материалами уголовного дела потерпевший или его представитель имеет право при заявления ходатайства. Дознавателя обязан своевременно и в доступной форме разъяснить им соответствующее право.

Затем начальником органа дознания утверждается обвинительный акт и вместе с материалами уголовного дела направляется прокурору для принятия им одного из решений в соответствии со статьей 226 УПК.

Орган дознания имеет право возбудить уголовное дело и произвести неотложные следственные действия при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия в силу является обязательным.

Перечень неотложных следственных действий законом не закреплен. Однако к ним относятся действия, которые являются необходимыми и достаточными для обнаружения и закрепления следов преступления. Перед органом дознания не стоит цель в изобличении конкретное лицо в совершении преступления, но срок в 10-суток с момента возбуждения уголовного дела, который отведенн для производства неотложных следственных действий, должен быть использован с максимально эффективно.

Информация о работе Органы дознания и их компетенция