Органы дознания и их компетенция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 15:22, курсовая работа

Описание

На протяжении длительного времени в уголовно-процессуальной науке существует противостояние между сторонниками единой процессуальной формы и дифференцированной процессуальной формы. Сторонники единой процессуальной формы считают необходимым установление единого порядка расследования преступлений не зависимо от характера их общественной опасности, которое позволяет исключить ущемление прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства.

Содержание

Введение………………………………...…………………………………………3
1. ОРГАНЫ ДОЗНАНИЯ И ИХ ЗАДАЧИ ….…………………………………..5
2. СИСТЕМА (ВИДЫ) И ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ…………………………………………….…………………………8
3. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ …....…………………………….15
Заключение……………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………23

Работа состоит из  1 файл

Копия default.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

В соответствии с частью 2 статьи 157 УПК неотложные следственные действия производят следующие органы дознания: органы ФСБ – по уголовным делам о преступлениях, подследственных следователям данных органов; командиры воинских частей и соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов – по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона; начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста РФ – по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками соответствующих учреждений и органов, а равно о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений и органов иными лицами.

По всем остальным  категориям уголовных имеют право производить неотложные следственные действия органы внутренних дел Российской Федерации.

В части 3 статьи 40 УПК приведен перечень должностных лиц, которые наделены полномочиями по производству неотложных следственных действий. К ним относятся: 1) капитаны морских и речных судов, которые находятся в дальнем плавании ( по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах); 2) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания ( по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок); 3) главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации (по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территории данных представительств и учреждений).

Орган дознания направляет уголовное дело прокурору, после того, как проведены неотложные следственные действия и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела.

После изучения постановления органа дознания и материалов уголовного дела, прокурор принимает решений: либо об утверждении постановления о передаче дела следователю, либо о прекращении уголовного дела, если в деле имеются фактические данные, устанавливающие обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу.

После того как уголовное дело направлено прокурору орган дознания имеет право производить по нему следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия исключительно по поручению следователя. Если лицо совершившее преступление не обнаружено, то после направления уголовного дела прокурору, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя о результатах .

 

Заключение

В проделанной мной работе, я рассмотрела проблематику в реализации полномочий и правового регулирования выполнения задач органов дознания. Актуальность темы проделанной работы заключается в том, что роль дознания значительно возрастает. В первую очередь как одной из форм предварительного расследования, когда по конкретному делу предварительное следствие не обязательно.

Эффективное и мобильное  проведение дознания в отношении преступлений малой и средней тяжести значительно увеличивает эффективность деятельности самих правоохранительных органов.

В соответствии с УПК  органы дознания проводят расследование  по уголовным делам, в которых необязательно проведение предварительного следствия.

Проведение неотложного  следственного действия по уголовному делу, где обязательно предварительное  следствие, не считают дознанием. Однако его можно рассматривать в  виде самостоятельного вида уголовно-процессуальной деятельности.

Права, которыми наделяются органы дознания, достаточно разносторонни. Перечень основных из них был приведен мною в самой работе. Однако считаю необходимым привести некоторые из них.

В первую очередь это  рассмотрение и проверка сообщений  о подготовке и совершении преступлений.

Далее ходатайство об увеличении трехсуточного срока до десяти для проведения проверки сообщений о преступлении.

Затем принятие решений после рассмотрения сообщения о преступлении.

Применение мер по процессуальному принуждению.

Осуществление производства в соответствии с поручением органов дознания неотложных следственных действий и иные.

Приведу также основные обязанности дознавателя. В первую очередь дознаватель должен руководствоваться принципами уголовного судопроизводства

Также, в соответствии с главой 11 УПК РФ, в его компетенцию входит доказывание по уголовному делу.

Применение, строго в рамках закона, мер по уголовно-процессуальному принуждению.

Сообщать заявителю о том решении, которое принимается им в результате рассмотрения сообщения о преступлении.

Осуществление различных  мер и мероприятий по сохранению следов преступления.

Рассматривать отводы переводчика, эксперта, специалиста, защитника, представителя потерпевшего, гражданского истца или гражданского ответчика и принимать по ним решения, когда данные отводы были представлены во время проведения неотложных следственных действий и иные обязанности.

В составе разных силовых  структур есть органы дознания. Однако реализация своих полномочий и решение  поставленных задач перед каждым из подразделений значительно отличается. Это, прежде всего, связано с тем, что их деятельность имеет свои уникальные особенности, которые в дальнейшем налагают свой отпечаток на процесс выполнения поставленных перед подразделением задач.

Органы дознания наделены обширным спектром прав. Начиная от проведения следственных действий и  оперативно-розыскных мероприятий  и заканчивая поддержкой обвинения в суде.

Законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина, уважение чести и достоинства личности- нерушимые постулаты, которыми обязан руководствоваться каждый сотрудник органов дознания.

 

Список литературы:

  1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.- http://www.consultant.ru/
  2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 24.07.2007) // http://www.consultant.ru/
  3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (ред. от 24.07.2007) // http://www.consultant.ru/
  4. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "О полиции".
  5. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 08.12.2011) "О Федеральной службе безопасности".
  6. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации"
  7. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)
  8. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об оперативно-розыскной деятельности"7
  9. Указ Президента РФ от 17.04.2003 N 444 (ред. от 07.09.2010) "О внесении изменений и дополнений в некоторые акты Президента Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности"
  10. Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 29.07.2011) "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")
  11. Дознание в ОВД: Учебное пособие / Сергеев А.Б.. - Челябинск; Изд-во Челяб. юрид. ин-та МВД России, 2003.
  12. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Божьев В.П. - 4-е изд., испр. и доп.. - М.; Спарк, 2002.
  13. Якупов Р.Х. Уголовный процесс: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Галузо. М., 1998.

 


Информация о работе Органы дознания и их компетенция