Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 17:44, реферат
Знание основополагающих конституционных принципов, содержания закрепленных прав и свобод человека и гражданина, организации государственной власти, в том числе разграничения полномочий между ветвями власти и взаимоотношений между ними, необходимо для правильной ориентации в государственно-правовой жизни нашей страны.
Специальный раздел посвящен ключевым вопросам теории права. В их числе понятия права и причины его возникновения, социальное назначение права и его функции, нормы права, структура правовой нормы, признаки, структурная организация права. Отправной теоретической базой в изучении отраслей права служит понятие правоотношения. Освещаются признаки правонарушений, основания и виды юридической ответственности.
Введение
Знание основополагающих конституционных принципов, содержания закрепленных прав и свобод человека и гражданина, организации государственной власти, в том числе разграничения полномочий между ветвями власти и взаимоотношений между ними, необходимо для правильной ориентации в государственно-правовой жизни нашей страны.
Специальный раздел посвящен ключевым вопросам теории права. В их числе понятия права и причины его возникновения, социальное назначение права и его функции, нормы права, структура правовой нормы, признаки, структурная организация права. Отправной теоретической базой в изучении отраслей права служит понятие правоотношения. Освещаются признаки правонарушений, основания и виды юридической ответственности.
Также узнаем
об основаниях приобретения и
прекращения гражданства их
Отдельное
место отведено
Охарактеризуем особенности
правоохранительных органов, какова их
роль в обеспечении законности в
нашей стране, обозначим задачи
возложенные на них.
1.Понятия и признаки нормы права
Обычно право воспринимается как совокупность правил поведения, установленных государством в качестве общеобязательных и обеспеченных в случае их невыполнения принудительной силой государства. В целом это определение правильно. При таком подходе выделяются следующие признаки права:
Суммируя указанные выше признаки, право можно определить как систему общеобязательных, формально определенных нормативных установок, регулирующих общественные отношения и исходящих от государства, обеспеченных к выполнению принуждением со стороны государства.
Под нормой права понимается общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное государством в качестве критерия правомерного (дозволенного) или запрещенного поведения и обеспеченное государственными средствами.
Нормам права, как и праву в целом, присущи свои особенности. Они не всегда ярко проявляются на уровне отдельной нормы, тем не менее, поскольку норма права является важнейшим элементом, «клеточкой» права, она обладает всеми признаками права.
Во-первых, норма права всегда исходит от государства. Иными словами, норма права является отражением общественных отношений именно на государственно-политическом уровне.
Во-вторых, это правило поведения, которое носит общеобязательный характер, норма распространяется на всех, кто попадает в сферу ее действия.
В-третьих, норме права свойственна формальная определенность, т.е. она всегда существует в письменной форме и включается в определенный нормативный правовой акт.
В-четвертых, поскольку норма права исходит от государства, она им же обеспечивается (гарантируется) вплоть до применения государственного принуждения.
В-пятых, норма права представляет собой не пожелание и не совет, как действовать в той или иной ситуации; это предписание властного характера. Норма права содержит и критерий оценки поведения личности или действий организации с точки зрения правомерности или неправомерности.
В-шестых, нормам права присуща системность, т.е. они существуют не разрозненно, а объединяются в правовые институты, подотрасли, отрасли, образуя систему права. Кроме того, нормы права специализируются на регулировании конкретного вида общественных отношений (например, регулятивные, охранительные, рекомендательные, поощрительные и др.).
В-седьмых, норма права обладает неперсонифицированностью, у нее отсутствует конкретный адресат, она обращена ко всем субъектам и рассчитана на неопределенное число случаев реализации, т.е. многократность действия.
Каждая норма имеет свою структуру, т.е. определенные элементы состава. Принято выделять три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза – это указание на условия и обстоятельства, при наличии которых реализуется данная норма. Гипотеза позволяет «привязать» норму права к конкретному случаю, к конкретному лицу.
Диспозиция содержит само правило поведения, права и обязанности субъектов. Она составляет сердцевину нормы права. Без диспозиции не существует норм права.
Санкция представляет собой указание на неблагоприятные последствия, которые могут наступить в случае несоблюдения предписаний диспозиции. Однако санкция – не обязательно наказание, она может быть и мерой защиты, восстановления нарушенных прав, например возмещение причиненных убытков, компенсации материального ущерба, восстановление на работе незаконно уволенного работника и др.
Структуру нормы права обычно обозначают своеобразной формулой: «если.., то.., иначе», где «если» обозначает гипотезу (если присутствуют определенные обстоятельства или условия), «то» указывает на диспозицию (то надо действовать определенным образом) и «иначе» является санкцией, которая может наступить при несоблюдении предписаний нормы права.
Все
три элемента обязательно
Применяются
и другие критерии для
2.Нормативно-правовой акт, как источник права
Нормативно-правовые акты – это письменные юридические документы, устанавливающие, отменяющие или изменяющие нормы права и регулирующие общественные отношения.
Нормативно-правовые акты – это акты, устанавливающие, вводящие в действие, изменяющие или отменяющие правила общего характера. Они являются ведущей формой права. В их массиве выделяется ядро – законодательство, т.е. совокупность законов. Закон – это нормативно-правовой акт наибольшей юридической силы, принятый представительным законодательным органом государственной власти в установленном порядке или референдумом и направленный на регулирование социально значимых, устойчивых общественных отношений.
Наряду с законами действует второй основной массив нормативных актов – подзаконный. Подзаконные нормативно-правовые акты – это разновидность нормативно-правовых актов, которые вторичны по отношению к законам, т.е. принимаются на основе, во исполнение и в соответствии с законами компетентными государственными органами и регулируют общественные отношения. В количественном отношении подзаконные нормативно-правовые акты превосходят законы. Ведущее место среди них занимает президентский указ. Президент РФ согласно ст. 90 Конституции РФ издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить нормам Конституции и ведущих законов и обязательны на всей территории РФ.
Многообразие нормативных актов упорядочивается государством, которое:
- определяет формы нормативных правовых актов для каждого вида правотворческих органов;
- устанавливает круг
подведомственных органу
- устанавливает пределы
действия нормативных правовых
актов во времени, в
- закрепляет соподчиненность
нормативных актов между собой,
Нормативные акты выполняют две функции: во-первых, они закрепляют решение правотворческого органа о создании, изменении или отмене норм права. Во-вторых, нормативный акт является формой внедрения норм права в жизнь, из которой люди черпают знания о действующем праве при решении конкретных правовых вопросов.
Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.
Акты вышестоящих органов
В иерархии правовых актов Конституция занимает высшее место, что указывает на ее особую юридическую силу. Это означает, что она обладает верховенством над законами и иными актами, которые должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя свое действие на всю без исключения территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государственную целостность, единство системы государственной власти.
Помимо вышесказанного, Конституция устанавливает обязательную официальную публикацию нормативно-правового акта, поскольку состояние гласности в сфере законодательства непосредственно затрагивает права и законные интересы граждан и других субъектов права. Знание законов не может быть чьей-то привилегией.
Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской Федерации. Более того, любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан (а это и постановления Правительства, и огромный массив ведомственных актов) не могут применяться, если они не опубликованы официально.
Нормативно-правовой акт придает юридическим нормам официальный статус и юридическую силу. В отличие от иных форм права нормативно-правовые акты наиболее результативно воздействуют на общественные отношения. Они являются основной и наиболее совершенной формой современного права.
3.Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность
Поведение субъектов
права, регламентированное
Правомерное поведение
- это такое поведение, которое
соответствует предписаниям
Социальные и духовные основы правомерного поведения. Правомерное поведение, как самостоятельный вид поведения, тем не менее, испытывает на себе влияние социально-экономических, политических и духовно-нравственных факторов, которым подвержено любое другое поведение субъектов общества. Социальными условиями правомерного поведения является та социальная и экономическая среда, в которой действует гражданин, которая влияет на мотивы его поведения. Духовная основа - это уровень правовой, политической, общей культуры граждан. Часто выделяют следующие типы мотиваций, лежащие в основе правомерного поведения.
Первый тип - активное признание и поддержка, заложенных в правовых нормах моделей поведения. Внутренняя оценка правой нормы и ее необходимости полностью совпадают с заложенной в ней волей законодателя. Такой вид поведения наиболее устойчив и наиболее полезен для общества.
Второй тип - конформизм, такая мотивация, которая основана не на внутреннем убеждении, необходимости соблюдения правовых норм, а на беспринципном следовании поведения большинства, или той социальной группы, которой принадлежит данное лицо.
Третий тип - правомерное поведение, основанное на страхе перед возможностью применения мер государственного воздействия, наиболее неустойчивый тип правомерного поведения, при снижении контроля со стороны государства может превратится в свою противоположность.