Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 17:44, реферат
Знание основополагающих конституционных принципов, содержания закрепленных прав и свобод человека и гражданина, организации государственной власти, в том числе разграничения полномочий между ветвями власти и взаимоотношений между ними, необходимо для правильной ориентации в государственно-правовой жизни нашей страны.
Специальный раздел посвящен ключевым вопросам теории права. В их числе понятия права и причины его возникновения, социальное назначение права и его функции, нормы права, структура правовой нормы, признаки, структурная организация права. Отправной теоретической базой в изучении отраслей права служит понятие правоотношения. Освещаются признаки правонарушений, основания и виды юридической ответственности.
Наиболее благоприятным для общества и государства видом поведения должно быть поведение первого типа, и вся идейно воспитательная деятельность государства должна быть нацелена на поощрение формирования и развития его.
Основные признаки и понятие правонарушения. Необходимость четкой характеристики признаков правонарушения объясняется тем, что именно правонарушение является единственным основанием возникновения юридической ответственности, которая связана с применением государственного принуждения в отношении лица, его совершившего.
О правонарушении можно говорить лишь тогда, когда налицо имеются все элементы, из которых оно складывается. Элементы правонарушения предусмотрены в правовых нормах. Это - следующие элементы:
1) деяние;
2) противоправность деяния;
3) виновность деяния;
4) деликтоспособность
субъекта противоправного деяния.
1. Деяние. Законом регулируются только поступки людей, их действия или бездействие, т.е. деяния. Не могут регулироваться правом мысли людей или какие-либо личные качества, не выразившиеся в том или ином их поступке (действии или бездействии).
Значит, правонарушение - это прежде всего определенное деяние, а не помыслы, переживания или чувства.
2. Противоправность. Деяние становится правонарушением лишь тогда, когда оно противоречит предписаниям закона, направлено против тех отношений, которые закон защищает. Иначе говоря, когда оно противоправно.
3. Виновность деяния. Для правильной юридической оценки противоправного деяния как правонарушения необходимо определить состояние и направленность воли правонарушителя, т.е. его вину.
Вина - это психическое отношение субъекта права к совершенному им противоправному деянию, вредному для общества, государства, других лиц. Вина представляет собой одно из важнейших юридических понятий.
Различают две формы вины: умысел и неосторожность.
Умысел предполагает, что лицо, совершающее противоправное деяние, предвидит и желает наступления общественно вредных последствий своего поведения. Т.е. сознательно причиняет вред.
Неосторожность может проявляться как самонадеянность (когда лицо предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их, например, вождение неисправного автомобиля) и как небрежность (когда лицо не предвидит общественно вредные последствия своего поведения, но может и должно их предвидеть, например, медицинская сестра, не проверив содержимого ампулы, делает укол, от которого наступает смерть пациента).
4. Деликтоспособность субъекта. Правонарушение характеризуется проявлением воли человека, способного отдавать отчет в своих поступках, действовать разумно. Поэтому субъектами правонарушения не могут быть малолетние, душевнобольные. У малолетних способность поступать разумно, отдавать отчет в своих действиях наступает с достижением определенного возраста (14 -16 лет). Деликтоспособность означает способность субъекта правонарушения самостоятельно отвечать за свои противоправные поступки и нести юридическую ответственность.
Итак, без наличия признаков вины противоправное деяние не может считаться правонарушением.
Гражданско-правовые правонарушения - это вредные деяния в области договорных и недоговорных имущественных и связанных с ними личных неимущественных отношений (нарушение условий договора, посягательство на честь и достоинство личности, ее доброе имя).
Административно-правовые правонарушения - это вредные деяния, нарушающие порядок в области государственного управления (нарушение правил дорожного движения, пожарной безопасности).
Дисциплинарные правонарушения - это вредные деяния, нарушающие правила внутреннего распорядка предприятия, учреждения (опоздание на работу, прогул).
Юридическая ответственность - это реализация санкции нормы, в отношении правонарушителя, возложение на него официальной обязанности претерпевать лишения материального, физического либо духовного порядка. Основанием привлечения к юридической ответственности является наличие в действии (бездействии) правонарушителя всех признаков состава данного правонарушения. Каждому виду правонарушений соответствует особый вид юридической ответственности.
1. Уголовная ответственность. Санкции предусмотрены только уголовным законодательством (лишение свободы на определенный срок, пожизненное заключение и т.п.).
2. Гражданско-правовая ответственность. Санкции предусмотрены в основном в гражданском и семейном законодательстве (возмещение имущественного ущерба, взыскание неуплаченного долга, отмена противоречащих закону сделок, денежная компенсация за причиненный моральный ущерб и т.п.).
3. Административно-правовая ответственность. Санкции предусмотрены в нормах административного, финансового, процессуального и других отраслей права (предупреждение, штраф, лишение водительских прав, административный арест на определенный срок и т.п.).
4. Дисциплинарная ответственность. Санкции предусмотрены главным образом законодательством о труде, уставами вооруженных сил (замечание, выговор, увольнение с работы и т.п.).
Существуют основания, при наличии
которых, лицо, совершившее правонарушение,
освобождается от юридической ответственности:
1.Необходимая оборона. Противоправное нанесение вреда другому лицу, ради пресечения правонарушения совершаемого этим лицом, - при этом не должны быть превышены пределы необходимой обороны.
2. Крайняя необходимость - причинение меньшего вреда ради предотвращения большего вреда.
3. Исполнение служебного долга.
4. Исполнение приказа, при
4.Основания приобретения и прекращения гражданства
Гражданство
РФ имеет открытый и свободный
характер. Каждый человек вправе
приобрести российское
Основания приобретения гражданства РФ. Глава вторая «Приобретение гражданства РФ» закона о гражданстве РФ определяет основания приобретения российского гражданства. Статья 12 указанного закона устанавливает, что гражданство РФ приобретается:
- в результате его признания;
- по рождению;
- в порядке его регистрации;
- в результате приема в гражданство;
- в результате восстановления в гражданстве РФ;
- путем выбора, при изменении
государственной
- по иным основаниям, предусмотренным настоящим законом.
Закон Российской Федерации «О гражданстве» определяет основания прекращения российского гражданства:
1. В результате выхода из гражданства Российской Федерации. Такая форма прекращения гражданства может осуществляться двумя путями. Во-первых, по ходатайству гражданина. Закон предусматривает возможность отклонения такого ходатайства в случае проживания гражданина или его намерения поселиться в стране, не связан с Россией договорными обязательствами о правовой помощи не имеющего, либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо не исполненные обязанности перед государством. Во-вторых, в порядке регистрации. Если, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет другое гражданство, либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном порядке. При этом должны отсутствовать препятствия, отмеченные выше.
2. В результате отмены
решения о приеме в
3. В результате выбора
гражданства при изменении
4. По другим основаниям,
предусматривающим
5. По иным основаниям,
предусмотренным Законом о
5.Понятие основ конституционного строя
Глава 1
Конституции РФ посвящена
В качестве
основ конституционного строя
России в Конституции
1.Провозглашение России
демократическим федеративным
2.Объявление человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства.
3.Принцип народовластия, предполагающий, что единственным источником государственной власти в нашей стране является народ.
4.Принцип государственного суверенитета, характеризующий верховенство и полноту власти внутри страны и независимость ее вовне. Государственный суверенитет означает самостоятельность государства в решении внутригосударственных и внешнеполитических проблем.
5.Принцип федерализма. Он предполагает такую территориальную организацию государства, при которой Россия является сложным образованием, состоящим из отдельных единиц – субъектов Федерации, пользующихся определенной политической самостоятельностью, равных по своему правовому положению и имеющих своей целью сохранение территориальной целостности, единство деятельности государства в интересах общества.
6.Принципы социального государства. Главное назначение социального государства состоит в том, что среди других выполняемых им функций большое место отводится социальной защите населения. Государство должно гарантировать по возможности занятость населения, обеспечивать минимальный прожиточный уровень, уменьшать различия в заработной плате, брать на государственное обеспечение социально уязвимые слои населения ( многодетные семьи, детей-сирот, детей из неполных семей, пенсионеров, инвалидов и др.).
7.Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Такой принцип направлен на обеспечение подлинного народовластия, против узурпации власти в одних руках.
8.Признание частной собственности в качестве равноправной с иными формами собственности – государственной, муниципальной и др. Государство гарантирует равную охрану и защиту частной собственности и равные условия для развития всех форм собственности.
9.Политический и идеологический плюрализм, который не допускает существования какой-либо идеологии в качестве монопольной, единственно официальной, т.е. обязательной.
10.Объявление России светским государством означает, что в стране не существует официальной государственной религии, церковь отделена от государства, т.е. государство не может вмешиваться во внутренние дела религиозных объединений и организаций ( кроме случаев нарушения законов). Религиозные организации не вправе участвовать в политической жизни страны, а государство не имеет права возлагать на них выполнение каких-либо государственных функций.
11.Принцип верховенства Конституции РФ означает ее высшую юридическую силу, обязанность ее соблюдения всеми органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами, гражданами, подзаконность нормативных правовых актов, издаваемых исполнительными органами, их соответствие Конституции.