Особенности назначения наказания за контрабанду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:40, реферат

Описание

Наряду с наблюдаемым в последние годы ростом объемов внешней торговли Российской Федерации (далее - РФ) с зарубежными странами прослеживается одновременное увеличение количества регистрируемых в этой сфере преступных посягательств. Наиболее опасным из таких посягательств является контрабанда, ответственность за которую установлена статьей 188 Уголовного кодекса (далее - УК РФ).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. История развития ответственности за контрабанду в российском уголовном законодательстве
Глава 2.Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ
2.1 Объект преступления
2.2 Предмет преступления
2.3 Объективная сторона преступления
Глава 3. Квалифицированные и особо квалифицированные признаки контрабанды
Глава 4. Особенности назначения наказания за контрабанду
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

оветственность за контрабанду .doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

Выполнил

Студент гр. Юзу-07

Иванова Марина Петровна

Научный руководитель

Доцент

Клубец Яна  Алексеевна

Иркутск 2009

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. История  развития ответственности за контрабанду  в российском уголовном законодательстве

Глава 2.Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ

2.1 Объект преступления

2.2 Предмет преступления

2.3 Объективная  сторона преступления

Глава 3. Квалифицированные  и особо квалифицированные признаки контрабанды

Глава 4. Особенности  назначения наказания за контрабанду

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

Наряду с наблюдаемым  в последние годы ростом объемов  внешней торговли Российской Федерации (далее - РФ) с зарубежными странами прослеживается одновременное увеличение количества регистрируемых в этой сфере преступных посягательств. Наиболее опасным из таких посягательств является контрабанда, ответственность за которую установлена статьей 188 Уголовного кодекса (далее - УК РФ).

Правоприменительная практика столкнулась с целым  рядом проблем регионального характера, связанных с надлежащей уголовно-правовой квалификацией контрабанды, что определяется значительной дифференциацией в социально-экономическом развитии различных субъектов РФ и диктуется региональным своеобразием способов совершения преступления, спецификой номенклатуры перемещаемых предметов и другими весомыми факторами. В центре настоящего исследования оказалась проблематика контрабанды, совершаемой в двух крупнейших федеральных округах РФ: Сибирском и Дальневосточном. Статистика свидетельствует о преимущественно сырьевом характере экспорта из этих регионов. Основными вывозимыми товарами являются: металлы и изделия из них - 37,9%, топливно-энергетические товары - 23,5%, продукция химической промышленности - 14%, машиностроительная продукция - 11,5%, древесина и целлюлозно-бумажные изделия - 10,6% Данные - статистика федеральных округов РФ: Сибирском и Дальневосточном//www/customs.ru. Сырьевой уклон экспорта требует обеспечения соответствующей правовой охраны внешнеэкономической деятельности, определения путей ее декриминализации в короткие сроки. Масштабы преступной деятельности по хищническому уничтожению ценнейших природных ресурсов страны свидетельствуют о наличии реальной угрозы национальной безопасности страны.

Распространение контрабанды как в регионах Сибири, так и на Дальнем Востоке, в первую очередь, объективно предопределено значительной протяженностью по округам государственной границы, составляющей: по Сибирскому округу - 7 269,6 км, в том числе: с Казахстаном - 2 697,9 км, Монголией - 3 316,2 км, Китаем - 1 255,5 км; по Дальневосточному округу: 2 575 км с Китаем и 17 км - с Северной Кореей. Морские границы региона превышают 23 тыс. км. При этом большая часть этих границ надлежащим образом не оборудована.

Проанализированы научные труды, в которых большое внимание уделяется вопросам исследования уголовно-правовой и криминологической характеристик контрабанды. Среди них, труды А.И. Бойко, Б.В. Волженкина, Б.М. Леонтьева, Н.А. Лопашенко, Л.Ю. Родиной, Ю.П. Гармаева и др. Изучены работы, посвященные уголовно-правовым аспектам контрабанды: В.Д. Ларичева, Е.В. Миляковой, Е.А. Орловой, В.Ф. Щербаковой и П.С. Яни.

Однако, несмотря на безусловную важность работ названных  авторов, в них в силу разных причин оказался неосвещенным целый ряд насущных проблемных вопросов, ставящихся работниками правоохранительных органов. Кроме того, большинство из прикладных исследований подготовлены по материалам регионов Южного, Северо-Западного и Центрального федеральных округов России. Проблематика же Сибири и Дальнего Востока длительное время была лишена требуемого обобщения и анализа. Между тем органами правопорядка многих пограничных регионов накоплена богатая практика применения законодательства, позволившая вскрыть как сильные, так и слабые его стороны, обуславливаемые не только недостатками конструкции уголовно-правовой нормы о контрабанде, но и пробелами других нормативно правовых актов.

Главной целью  курсовой работы является комплексный  сравнительный правовой анализ российских и международных нормативных актов, используемых при квалификации контрабанды, и практики их реализации в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах РФ для выработки направлений дальнейшего развития этого законодательства, а также формулировки предложений по его совершенствованию.

Объектом является уголовно-правовая характеристика контрабанды, анализируемая на материалах судебно-следственной практики в Сибирском и Дальневосточном  федеральных округах РФ с учетом недавних изменений законодательства.

Предмет исследования - нормы УК и других нормативных актов, регламентирующие ответственность за контрабанду.

 

Глава 1. История  развития ответственности за контрабанду  в российском уголовном законодательстве

Контрабанда известна на Руси уже более тысячи лет. Первые столкновения с контрабандистами происходили еще в X веке - при Князе Владимире. Как правонарушение контрабанда стала рассматриваться несколько позже - в XIV-XV1 вв., когда беспрепятственный ввоз и вывоз товаров стал экономически невыгодным и появились таможенные барьеры. Тогда государство впервые обратилось к правовым мерам по борьбе с контрабандой. Так, в Соборном Уложении 1649 г. (раздел «Уложения о преступлениях против порядка управления») оговаривалась ответственность за так называемое «кормчество», т.е. незаконное производство, контрабандный ввоз и продажу спиртных напитков и других товаров, составляющих государственную монополию Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. - Иркутск, 1987. 38 с..

И в более  позднее время осуществлялся  строгий контроль за соблюдением законодательства, определяющего порядок перемещения товаров через границу, усиливалась ответственность за нарушение правил, запрещающих ввоз товаров, на которые существовал запрет их потреблять (табак) либо устанавливалась государственная монополия (спиртные напитки). Условия ответственности и критерии наказания за контрабанду со временем, однако, менялись. Если в XVI в. всякое действие купца, например, в ущерб казенному интересу (занижение стоимости товара при декларировании или указание неверной массы и т.п.), наказывалось лишь отобранием товара в пользу казны, то, согласно Регламенту 1724 г. Полное собрание законов Российской империи, СПб, 1915. Т.5. 234 с., за такие деяния устанавливалась целая система взысканий. За сокрытие товара от таможенного контроля применялась его конфискация.

В последующие  века законодательство о контрабанде - продолжает совершенствоваться. В  Таможенном уставе 1819 г. в первый раз  формулируется определение контрабанды, под которой понимали не только пронос или провоз товаров через границу мимо таможни, но и сами товары, не указанные в предъявленных в таможню документах.

Таможенный устав 1904 г Угаров Б.М. У таможенного  барьера. М. 1975. 125 с.. определял контрабанду  как товары, провозимые или проносимые через границу незаконными путями и способами, а равно те, «кои привезены в таможню», но на основании правил о привозе товаров считаются «тайнопровозимыми». К контрабанде, например, приравнивалось хождение в пределах пограничной 50-верстной черты подлежащих клеймению товаров, если владельцем не было доказано их законное происхождение. Так, контрабандными считались задержанный в этой полосе спирт и спиртные напитки, если не имелось документов, свидетельствующих об их изготовлении на государственных винных заводах.

На протяжении всего существования СССР его нормативная база была призвана обеспечивать монополию государства на внешнюю торговлю. Еще в одном из первых Постановлений СНК РСФСР от 29 декабря 1917 г. утверждалось, что контрабандой признается любой ввоз и вывоз товаров без разрешения отдела внешней торговли Комиссариата торговли и промышленности РСФСР. Подобный подход затем закреплялся во вновь принимаемых УК.

В первом УК Советского государства 1922 г. контрабанда была включена в главу, предусматривающую  ответственность за государственные преступления. Под простой контрабандой, согласно этому закону, понималось нарушение законов и обязательных постановлений о вывозе за границу и ввозе из-за границы товаров и валютных ценностей. Квалифицированной контрабандой признавалось совершение тех же действий в виде промысла или должностными лицами, а также если .участники, совершая их в первый раз, были вооружены, или если предметом провоза являлись предметы, упомянутые в специальном перечне. Причем, если простая контрабанда каралась исправительно-трудовыми работами на срок до трех месяцев с полной или частичной конфискацией контрабандных товаров или штрафом до 300 рублей, то квалифицированная предусматривала уже лишение свободы на срок не ниже трех лет со строгой изоляцией, а при отягчающих обстоятельствах - даже высшую меру наказания.

Вплоть до 2003 г. контрабанда по-разному толковалась  уголовным и таможенным законами. Подобная двойственность, вносившая  неразбериху в правоприменительную  практику, окончательно устранена лишь с принятием 28 мая 2003 г. нового Таможенный Кодекс РФ, исключившего определение контрабанды Таможенный Кодекс РФ из своего текста.

 

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ

2.1 Объект преступления

Именно объект преступления положен в основу деления УК РФ на разделы и главы, а помещение законодателем нормы о контрабанде в гл. 22 УК РФ означает придание преступлению первостепенной экономической сущности. Принимая во внимание реализуемую ныне концепцию либерализации внешней торговли, предполагающую, что большинство ее субъектов объективно преследуют лишь свои частные интересы, отвергается выдвигаемые рядом правоведов идеи вновь отнести контрабанду к разряду государственных преступлений, что якобы должно позитивно сказаться на эффективности борьбы с указанным преступлением. В качестве основного действенного фактора повышения эффективности такой борьбы видится совершенствование сотрудниками правоохранительных органов своего профессионального мастерства Журавлев М.П., Никулин С.И. Уголовное право. Общая и особенная части: учебник для вузов. - М., «Норма», 2007. 238 с..

Обращается внимание на то, что при квалификации контрабанды  правоприменителями не должно упускаться из вида причинение контрабандой вреда  факультативным дополнительным объектам, например, отношениям, возникающим по поводу реализации права собственности или имеющим место в сфере официального документооборота.

2.2 Предмет контрабанды

Предмет преступления в ст. 188 УК РФ является конститутивным признаком, по которому различаются между собой основной и квалифицированный составы. Здесь важно отличать предмет контрабанды от орудий и средств совершения преступления. Предмет - это то, что подвергается преступному воздействию контрабандиста для нанесения вреда объекту посягательства Рарога А.И. Уголовное право России. Части общая и особенная: учебник. - М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007 г. 415 с.. Орудия же и средства контрабанды - есть инструментарий, используемый преступником для совершения объективной стороны преступления в целях воздействия на предмет контрабанды. Данное различие положено в основу заключения автора о невозможности специальной конфискации предметов контрабанды по действующему уголовно-процессуальному законодательству.

Отмечается, что  ТК РФ 2003 г. делает особый акцент на охране перемещаемых через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности, предусматривая среди прочего незамедлительное прекращение процедуры их таможенного выпуска в случае обнаружения нарушения интересов правообладателя интеллектуальной собственности.

Описывая предметы контрабанды, предусмотренной ч. 2 ст. 188 УК РФ, можно обратить внимание на то, что до внесения соответствующих  дополнений в таможенное законодательство не может использоваться при квалификации контрабанды такая упомянутая в уголовном законе категория, как «стратегически важные сырьевые товары». В законодательстве о государственном регулировании внешнеторговой деятельности до сих пор не определен специальный порядок перемещения таких товаров через таможенную границу.

Согласно недавним изменениям, диспозиция ч. 2 ст. 188 УК РФ также охватывает незаконное перемещение  любых типов вооружения (дополнительно  введена категория «иное вооружение»). Повышенная ответственность с мая 2002 г. наступает также за контрабанду сырья и материалов, используемых для создания не только оружия массового поражения, как ранее, но и обычного вооружения Иванов Н.Г. Уголовное право России. Общая и особенная части: учебник для вузов. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. 388 с..

Можно придти к выводу, что невольно декриминализованным оказался контрабандный ввоз в Россию старинных картин, икон, других предметов старины, похищенных или иным незаконным образом приобретенных в других странах, и ввозимых с целью перепродажи или последующего переправления в третьи страны. Такие предметы не являются культурными ценностями в строгом понимании закона, независимо от их реальной значимости как для страны, откуда они ввозятся, так и для мировой культуры в целом. Обозначенный нормативный пробел входит в противоречие с международными обязательствами РФ по пресечению транснациональных контрабандных потоков предметов культурного достояния. Для его преодоления предлагается идея дополнения Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей» прямым указанием на признание таких предметов культурными ценностями, что позволит вовлечь их в орбиту действия закона.

Информация о работе Особенности назначения наказания за контрабанду