Особенности назначения наказания за контрабанду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:40, реферат

Описание

Наряду с наблюдаемым в последние годы ростом объемов внешней торговли Российской Федерации (далее - РФ) с зарубежными странами прослеживается одновременное увеличение количества регистрируемых в этой сфере преступных посягательств. Наиболее опасным из таких посягательств является контрабанда, ответственность за которую установлена статьей 188 Уголовного кодекса (далее - УК РФ).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. История развития ответственности за контрабанду в российском уголовном законодательстве
Глава 2.Уголовно-правовая характеристика преступления, предусмотренного ст. 188 УК РФ
2.1 Объект преступления
2.2 Предмет преступления
2.3 Объективная сторона преступления
Глава 3. Квалифицированные и особо квалифицированные признаки контрабанды
Глава 4. Особенности назначения наказания за контрабанду
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

оветственность за контрабанду .doc

— 222.00 Кб (Скачать документ)

Практические  примеры правоприменения служат аргументом того, что для надлежащей уголовно-правовой квалификации действий лиц, виновных в незаконном ввозе  в РФ культурных ценностей, требуется принятие детализированных перечней последних с указанием внятных критериев отнесения тех или иных предметов к культурным ценностям - предметам квалифицированной контрабанды. Утверждать такие перечни можно поручить Правительству РФ или назначенному им федеральному органу исполнительной власти Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Под ред. В.И. Михлина. - СПб.; Питер, 2007. 512 с..

На примерах правореализации и данных статистики автор приводит доказательства необходимости усиления ответственности за контрабанду некоторых видов биологических ресурсов посредством их инкорпорации в перечень предметов квалифицированной контрабанды. Отсутствие должной уголовно-правовой охраны биоресурсов сегодня ведет к безжалостному и бездумному их уничтожению для вывоза за рубеж с целью извлечения сиюминутной прибыли. Устанавливать списки наименований таких биоресурсов также допустимо поручить Правительству РФ, обязав предварительно согласовывать их, например, с заинтересованными российскими и международными природоохранными организациями.

2.3 Объективная  сторона преступления

С учетом положений  Таможенного Кодекса РФ анализируется  измененное содержание способов совершения контрабанды: помимо или с сокрытием  от таможенного контроля, с обманным использованием документов, с недекларированием или недостоверным декларированием.

Повествуя о  незаконном перемещении, сопряженном  с недостоверным декларированием, поднимем и ранее неизвестную  методической и научной литературе, однако чрезвычайно актуальную для регионов Сибири и Дальнего Востока, проблему уголовно-правовой оценки лиц, занимающихся систематическим перемещением через таможенную границу товаров, предназначенных для коммерческой деятельности, но декларируемых при пересечении границы как не предназначенные для таковой (челноков). Безнаказанность челночного промысла, часто контролируемого организованными преступными группировками, за истекшее десятилетие уже привела к краху отечественной легкой промышленности, потерям бюджетов всех уровней на сотни миллиардов рублей в виде недополученных налогов и пошлин. В случае надлежащей оценки всех обстоятельств в деяниях челноков могут содержаться признаки продолжаемой контрабанды, при которой общая стоимость предмета преступления складывается из совокупности стоимостей отдельно перевозимых товаров.

Как следует  из системы норм УК РФ и Таможенного  Кодекса РФ контрабанда при вывозе товаров (предметов) с территории РФ будет признаваться оконченным преступлением  лишь с момента фактического пересечения вывозимого товара (предмета) таможенной границы, а при ввозе - не со времени фактического пересечения границы или совершения действий, непосредственно направленных на перемещение через нее (как по ТК РФ 1993 г.) ТК РФ., а только после выпуска товаров таможенным органом. Тем не менее, подобное толкование не может распространяться на случаи незаконного ввоза помимо или с сокрытием от таможенного контроля или сопряженного с недекларированием, когда сама процедура выпуска товаров не инициируется виновным вовсе.

Таможенным Кодексом к таможенной границе РФ дополнительно  отнесены пределы вновь создаваемых  особых экономических зон, правовой статус которых еще предстоит  определить федеральному законодателю. В то же время, согласно специальной  директиве Кодекса, временно сохраняются ранее существовавшие таможенные режимы свободных таможенных зон и складов, пределы которых также образуют таможенную границу. Таким образом, содержание понятия «таможенная граница», незаконное перемещение через которую образует контрабанду, серьезно расширяется, что влечет одновременное расширение сферы охвата ст. 188 УК РФ.

Поскольку КоАП (ч. 2 ст. 16.2) установил административную ответственность за недостоверное  декларирование сведений только в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы, то уголовная ответственность по ст. 188 УК РФ тоже наступает за незаконное перемещение, сопряженное с недостоверным декларированием лишь в письменной или в некоторых случаях в конклюдентной форме. Между тем, по таможенному законодательству (п. 1 ст. 124 Таможенного Кодекса 2003 г., ч. 1 ст. 169 ТК РФ 1993 г.) декларирование может производиться путем заявления сведений о товаре также в устной или электронной форме.

Положения ст. 16.2 КоАП также позволяют в полной мере быть уверенным, что недостоверные сведения в этом случае должны влиять на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров или помещении их под избранный таможенный режим, а применительно к ст. 188 УК РФ - на фактическое перемещение товара через таможенную границу.

По тексту УК РФ понятие «минимальный размер оплаты труда» (МРОТ) как порождающее путаницу при правоприменении уместно было бы заменить специальным условным расчетным коэффициентом, отражавшим фактический рост потребительских цен и изменение реальной стоимости рубля. Индексацию такого коэффициента можно осуществлять методом регулярного принятия на основе данных государственной статистики соответствующего федерального закона или постановления Правительства РФ. Такой коэффициент мог бы также использоваться при производстве по делам об административных правонарушениях.

Инициируемый  уже упомянутым законопроектом Президента РФ возврат к показателям оценки крупного размера и ущерба в уголовном  законе в абсолютном денежном выражении  представляется диссертанту преждевременным, опережающим действительные темпы стабилизации национальной валюты и снижения инфляции. Такое решение потребует регулярного видоизменения десятков статей УК РФ путем принятия целого пакета поправок, что представляется малоэффективным с точки зрения юридической техники. В противном случае по истечении определенного промежутка времени можно будет наблюдать неоправданное ужесточение уголовной ответственности за ряд преступлений имущественного характера, непременно последующее за постепенным обесцениванием рубля как критерия оценки общественной опасности конкретного преступного деяния.

Предлагается  расмотреть такой квалифицирующий  признак контрабанды, как неоднократность. На материалах уголовных дел из региональной судебной практики демонстрируется, что  при так называемой «торговой» контрабанде умысел виновного лица на совершение одного эпизода преступления обычно опосредуется в заключаемом им внешнеторговом контракте (часто фиктивном). Последующие эпизоды контрабанды формируются при заключении последующих сделок. Незаконные перемещения товаров и иных предметов по отдельным таможенным декларациям, когда они охватываются единым умыслом, образуют единое продолжаемое преступление.

Разбирая упоминавшийся  законопроект Президента РФ, предусматривающий  исключение неоднократности из УК РФ, оценим результаты реализации ст. 188 УК РФ, заключим, что такое решение не будет способствовать реализации устремлений руководства страны навести порядок во внешнеэкономической деятельности. Из всех изученных дел по ч. 3 ст. 188 УК РФ большинство возбуждались именно по рассматриваемому признаку. Его отсутствие вынудит органы следствия квалифицировать даже масштабные многоэпизодные преступные аферы только по основному («нетяжкому») составу, что приведет к декриминализации рассматриваемого преступления и, как следствие, увеличению числа фактов такого вида контрабанды. Действия лица, совершившего несколько преступлений, предусмотренных одной уголовно-правовой нормой, не могут квалифицироваться по совокупности преступлений, как это дословно предлагается в Пояснительной записке к законопроекту.

Анализ объективных  признаков контрабанды в работе завершается раскрытием содержания понятия «применение насилия  к лицу, осуществляющему таможенный контроль». Полемизируя с другими  авторами, диссертант склонен считать, что применение при контрабанде насилия, причинившего тяжкий вред здоровью, должно квалифицироваться по совокупности ст. ст. 111 и 188 УК РФ. Причинение менее опасного вреда здоровью дополнительно, квалификации по соответствующим статьям УК РФ о преступлениях против жизни и здоровья не требует.

Что касается применения насилия к сотруднику пограничной  службы, временно осуществляющему функции  таможенного контроля, то таковое  может квалифицироваться по указанному признаку лишь в случае отсутствия в месте совершения преступления надлежащего таможенного контроля.

 

Глава 3. Квалифицированные  и особо квалифицированные признаки контрабанды

Должностная контрабанда (п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ) может совершаться  исключительно лицами, подпадающими под признаки должностного лица, указанные в прим. к ст. 285 УК РФ. Работники таможенного брокера, тем более, сам таможенный брокер, являющийся юридическим лицом, декларанты, начальники и проводники поездов и т.п. не могут быть субъектами должностной контрабанды, если они не соответствуют этим признакам. В ряде случаев субъектами должностной контрабанды выступают не только сотрудники, но и работники таможенных органов, не имеющие специальных званий.

Должностное лицо только тогда является специальным  субъектом контрабанды, когда оно использует для незаконного перемещения через границу именно свое служебное положение, которое реально позволяет облегчить такое перемещение или содействовать ему. Использование авторитета должности, связей или личности виновного преступления по рассматриваемому признаку не образует.

Субъективная  сторона контрабанды - характеризуется  виной в форме только прямого  умысла. Цель и мотив преступления не входят в содержание субъективной стороны контрабанды, но могут учитываться  при назначении наказания.

Соглашаясь с  той концепцией, что квалифицирующие  признаки контрабанды (ч. 2 ст. 188 УК РФ) могут вменяться виновному лицу, только если они охватывались его  умыслом и, следовательно, входили  в предметное содержание вины, положим, что при этом нет необходимости устанавливать, было ли виновное лицо осведомлено о наличии перемещаемого товара в том или ином специализированном списке, регулирующем особые правила перевоза через границу Расследование контрабанды по новому УПК//Сборник научных статей. Актуальные проблемы теории и практики правовой реформы: Вып. 1. - Чита: ЧитГТУ. - 2002. 220 с.. Лицо, занимающееся внешнеэкономической деятельностью или с иной целью перемещающее через границу товары и предметы, может и должно предварительно ознакомиться с действующими в этой области ограничениями. К его услугам таможенное информирование и консультирование, которые с 1 января 2004 г. предоставляются бесплатно (гл. 4 Таможенного Кодекса 2003 г.)

Здесь же подвергаются рассмотрению вопросы об ответственности  за контрабанду, совершенную в составе организованной группы. Описываются наглядные примеры из правоприменительной практики Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, характеризующие особенности разделения ролей в региональных и межрегиональных организованных преступных группах. В связи с принятием постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое» уточняются признаки организованной группы.

 

Глава 4. Особенности  назначения наказания за контрабанду

Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере  через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части  второй настоящей статьи, совершенное  помимо или с сокрытием от таможенного  контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Перемещение через  таможенную границу Российской Федерации  наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, инструментов и  оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров или культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Деяния, с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Деяния, совершенные  организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере  до одного миллиона рублей или в  размере заработной платы или  иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового Ст. 188 УК РФ..

Информация о работе Особенности назначения наказания за контрабанду