Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:21, реферат

Описание

Оперативно-розыскная деятельность чаще всего носит допроцессуальный, разведывательно-поисковый характер, что обусловлено нередко тайным, замаскированным характером действий субъектов преступления, их тщательной предварительной подготовкой, уничтожением следов совершаемых общественно опасных деяний и, соответственно, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших эти деяния, поиска неизвестных юридически значимых фактов, выяснения обстоятельств совершенных преступлений и др.

На практике большинство экономических, коррупционных преступлений выявляется исключительно оперативно-розыскным путем. Без осуществления оперативно-розыскной деятельности невозможно пресечь преступления на стадиях их приготовления или покушения, предотвратить или раскрыть, например, отдельные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Работа состоит из  1 файл

Особенности проведения оперативно-розыскных.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
    

 
 
 
    Особенности проведения оперативно-розыскных

    мероприятий в отношении лиц, к которым применяется

    особый  порядок производства по уголовным делам

 
    Одним из принципиальных положений, провозглашенных  Конституцией РФ и непосредственно закрепленных в ФЗ об ОРД (ч. 1 ст. 8), является равенство перед законом. В последнем четко определено, что гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий.

    Вместе  с тем нормы отдельных законодательных  актов определяют специфику правового положения отдельных категорий лиц. Так, глава 52 УПК РФ определяет особый порядок производства по уголовным делам в отношении: члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица органа местного самоуправления; судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия; Председателя Счетной палаты Российской Федерации, его заместителя и аудиторов Счетной палаты Российской Федерации; Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации; прокурора; следователя; адвоката; члена избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса (ст. 447 УПК).

    Глава 52 УПК РФ предусматривает особенности  возбуждения уголовного дела, задержания, избрания меры пресечения и производства следственных и иных процессуальных действий, осуществляемых в соответствии с УПК в отношении перечисленных лиц не иначе как на основании судебного решения. При этом порядок производства следственных и процессуальных действий в отношении лиц, указанных в ст. 447 УПК, зависит от того, проводятся они до или после возбуждения уголовного дела. Поскольку после возбуждения уголовного дела либо привлечения лица в качестве обвиняемого по установленным УПК особым процедурам следственные и иные процессуальные действия в отношении таких лиц производятся в общем порядке (ст. 450 УПК РФ), вряд ли здесь можно говорить об особенностях проведения ОРМ, обеспечивающих уголовный процесс. Однако если вопрос о возбуждении уголовного дела не решен, то процессуальные действия, осуществляемые не иначе как на основании судебного решения, в отношении лиц, указанных в части первой статьи 447 УПК, производятся с согласия соответствующих судов (см. часть 1 ст. 448 Кодекса). Вместе с тем УПК определяет лишь процессуальный статус этих лиц. Следует учитывать и то, что УПК и ФЗ об ОРД имеют самостоятельные предметы правового регулирования и регламентируют различные по своей природе, хотя и взаимосвязанные общественные отношения. Соответственно, при определении оснований и условий проведения ОРМ следует руководствоваться прежде всего положениями ФЗ об ОРД, а при наличии отсылочных норм - иных законодательных актов.

В частности, при подготовке ОРМ, требующих санкции  суда, следует руководствоваться ФЗ об ОРД и получить разрешение уполномоченного судьи, а не коллегии судей, как это предусматривает УПК. Это связано с различием в правовом регулировании оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных отношений, а также правовых последствий полученных результатов и принимаемых решений. В УПК РФ особый порядок производства рассматривается только применительно к возбуждению уголовного дела, задержанию, избранию меры пресечения и производству обыска, когда дается предварительная оценка основаниям для принятия соответствующего решения. В ОРД такие решения не принимаются, а речь идет лишь о добывании информации, поэтому нет необходимости в коллегиальном судебном решении вопроса о проведении ОРМ. Важно, однако, отметить, что санкционировать такие ОРМ вправе только соответствующий судья Верховного Суда, Верховного суда республики, краевого или областного суда. В то же время для возбуждения уголовного дела, в том числе в отношении лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам, необходимы достаточные данные, указывающие на признаки преступления. Такие данные могут быть получены преимущественно оперативно-розыскным путем. Никакая иная деятельность не располагает «арсеналом» сил, средств и методов эффективного решения этой задачи.

       Оперативно-розыскная деятельность чаще всего носит допроцессуальный, разведывательно-поисковый характер, что обусловлено нередко тайным, замаскированным характером действий субъектов преступления, их тщательной предварительной подготовкой, уничтожением следов совершаемых общественно опасных деяний и, соответственно, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших эти деяния, поиска неизвестных юридически значимых фактов, выяснения обстоятельств совершенных преступлений и др.

    На  практике большинство экономических, коррупционных преступлений выявляется исключительно оперативно-розыскным путем. Без осуществления оперативно-розыскной деятельности невозможно пресечь преступления на стадиях их приготовления или покушения, предотвратить или раскрыть, например, отдельные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

    Нередко лишь в процессе ОРД и последующего расследования становится возможным выяснить, имеет ли место преступление или речь идет об ином правонарушении, содержится ли в действиях объекта оперативно-розыскных мероприятий состав преступления. При этом факт преступления и его признаки изначально являются лишь предположительными. В этой связи не соответствующими целям, а следовательно, и недопустимыми оперативно-розыскные мероприятия могут быть только в том случае, если для их субъектов является очевидной неуголовная противоправность деяния.

Необходимо  иметь в виду и то, что неприкосновенность вышеуказанных лиц не может толковаться расширительно. В противном случае их иммунитет превращается в личную привилегию, что означало бы, с одной стороны, неправомерное изъятие из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (статья 19, часть 1), а с другой - нарушение конституционных прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью (статья 52 Конституции РФ). В этой связи неприкосновенность, к примеру, депутата, судьи или прокурора должна ограничиваться его профессиональной деятельности. В частности, депутатскую неприкосновенность следует рассматривать исходя из общего смысла и назначения этого правового института, а также с учетом его места в системе конституционных норм. Из смысла статьи 98 и пункта 9 раздела второго «Заключительные и переходные положения» Конституции Российской Федерации вытекает, что неприкосновенность парламентария не означает его освобождения от ответственности за совершенное правонарушение, если оно совершено не в связи с осуществлением собственно депутатской деятельности34. Следовательно, проведение ОРМ может ограничиваться только действиями, составляющими собственно депутатскую деятельность.

    Все это свидетельствует о необходимости  и допустимости проведения ОРМ, в том числе в отношении лиц, к которым применим особый порядок производства по уголовным делам, однако не объясняет условий их проведения в отношении каждой конкретной категории лиц, будь то депутат, адвокат, прокурор, следователь либо лицо, относящееся к иной, предусмотренной УПК РФ особой категории.

    Поскольку оперативно-розыскная деятельность тесно связана с уголовным процессом, а правовое положение рассматриваемых категорий лиц определяется и иными законодательными актами, представляется важным определить допустимость, основания, условия и пределы проведения ОРМ в отношении этих категорий должностных лиц.

     ФЗ  об ОРД, закрепляя в качестве общего условия проведения ОРМ положение, согласно которому должностное и социальное положение отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий, тем не менее делает исключение из этого общего правила, ссылаясь на иные положения, предусмотренные Федеральным законом (ч. 1 ст. 8). Данное принципиальное положение носит характер общего правила, которым следует руководствоваться при отсутствии специальной нормы, делающей из него исключение.

Рассматриваемое условие как раз и представляет такое исключение, что вытекает из формулы «если иное не предусмотрено федеральным законом». Соответственно этому для уяснения условий и самой возможности проведения ОРМ в отношении отдельных категорий лиц следует руководствоваться положениями иных законодательных актов. Так, Конституция РФ (ст. 91,98,122) гарантирует неприкосновенность Президенту Российской Федерации, членам Совета Федерации и депутатам Государственной думы, судьям, (арантиями правового статуса обладают сотрудники Счетной палаты (ст. 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации»). Законодательством РФ (ст. 42 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации») определены также отдельные элементы неприкосновенности прокуроров и следователей. В рамках обеспечения адвокатской тайны иммунитетом обладает и адвокат (ст. 8 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»), гарантии неприкосновенности отдельных категорий лиц закреплены и в других законодательных актах.

    Для уяснения сути иммунитета, обусловленного статусом лиц и определенного правовыми нормами, рассмотрим их содержание и смысл.

    Конституция Российской Федерации (ст. 91) закрепляет положение, согласно которому Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

          Предоставление Президенту Российской Федерации конституционной гарантии неприкосновенности обусловлено чрезвычайной важностью и ответственностью его полномочий как главы государства и гаранта Конституции, а также тем, что он избирается всенародным голосованием. Президент, пользующийся гарантией неприкосновенности, свободен принимать решения, исходя только из своего представления об интересах государства. Поскольку Конституция РФ прямо закрепляет неприкосновенность Президента, не определяя ее понятие и пределы, его иммунитет следует рассматривать как полную неприкосновенность. Гарантия такой неприкосновенности означает, что Президент не может быть привлечен к любой установленной федеральным законом ответственности, в том числе уголовной, административной и гражданской, подвергнут насильственному осмотру, обыску, аресту, задержанию или иному ограничению его личной свободы. Представляется недопустимым и проведение в отношении Президента оперативно-розыскных мероприятий.

    Гарантия  его неприкосновенности действует только в период нахождения в должности. В пользу такой позиции свидетельствует и предписание п. 8 ст. 448 УПК РФ, закрепляющего допустимость возбуждения уголовного дела только в отношении Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты Российской Федерации.

    В течение всего срока полномочий неприкосновенностью обладают члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Российской Федерации. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей (ч. 1 ст. 98 Конституции РФ).

    Согласно  ст. 18 Федерального закона «О статусе  депутата Совета Федерации и статусе депутата государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» неприкосновенность депутата распространяется на его жилье, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы.

    По  смыслу статьи 98 Конституции Российской Федерации в соотношении с ее статьями 22, 23, 24, 25 неприкосновенность парламентария не ограничивается только его личной неприкосновенностью. Из этого следует, что без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не может быть нарушена не только личная неприкосновенность парламентария, но и неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, личных и служебных транспортных средств, средств связи, принадлежащих ему документов и багажа.

     Конституция (ст. 122) закрепляет и неприкосновенность судей. Неприкосновенность судьи распространяется на его личность, а также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы36.

    Неприкосновенностью обладает Уполномоченный по правам человека в течение всего срока его полномочий. Без согласия государственной Думы он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску, за исключением случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, исключая случаи, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. Неприкосновенность Уполномоченного распространяется на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы37.

    Как следует из содержания рассмотренных  норм в отношении депутата, судьи, Уполномоченного по правам человека, до возбуждения уголовного дела не могут быть проведены такие ОРМ, как обследование помещений и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи.

    Иных  ограничений в проведении ОРМ  в отношении этих лиц закон не содержит. Следовательно, проведение соответствующих ОРМ представляется допустимым, причем на основаниях, предусмотренных ФЗ об ОРД, безотносительно к тому, проводятся они до или после возбуждения уголовного дела.

    Поскольку положения указанных законов делают изъятия из иммунитета названных лиц для случаев их задержания на месте преступления, представляется допустимым проведение любых ОРМ, не связанных с ограничением конституционных прав на неприкосновенность жилища, тайну корреспонденции, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, в том числе направленных или предполагающих задержание с поличным в момент совершения преступления (проверочная закупка, оперативный эксперимент и др.). Это может относиться, например, к оперативно-розыскным мероприятиям по выявлению и пресечению фактов взяточничества, когда они завершаются задержанием с поличным. Согласия на проведение таких мероприятий у соответствующей палаты Федерального Собрания не требуется.

Информация о работе Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий