Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:21, реферат

Описание

Оперативно-розыскная деятельность чаще всего носит допроцессуальный, разведывательно-поисковый характер, что обусловлено нередко тайным, замаскированным характером действий субъектов преступления, их тщательной предварительной подготовкой, уничтожением следов совершаемых общественно опасных деяний и, соответственно, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших эти деяния, поиска неизвестных юридически значимых фактов, выяснения обстоятельств совершенных преступлений и др.

На практике большинство экономических, коррупционных преступлений выявляется исключительно оперативно-розыскным путем. Без осуществления оперативно-розыскной деятельности невозможно пресечь преступления на стадиях их приготовления или покушения, предотвратить или раскрыть, например, отдельные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Работа состоит из  1 файл

Особенности проведения оперативно-розыскных.doc

— 91.50 Кб (Скачать документ)

    Согласно  статьи 29 Федерального закона «О Счетной  палате Российской Федерации» Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила на соответствующую должность.

    Инспектор Счетной палаты в  период выполнения им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии Счетной палаты.

    Иммунитет, предоставляемый различным категориям сотрудников Счетной палаты, не распространяется на проведение не только следственных действий, но и оперативно-розыскных мероприятий. В отношении Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов и инспекторов Счетной палаты они могут проводиться в полном объеме без каких-либо изъятий, касающихся оснований, порядка и условий их проведения.

    Законодательством РФ определены и отдельные элементы неприкосновенности прокуроров и следователей. В частности, не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления38. Исходя из формулировки закона, предусмотренные гарантии неприкосновенности не имеют отношения к оперативно-розыскной деятельности, а также не относятся к случаям, когда указанные лица выступают в роли субъектов преступления.

    Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения. Вместе с тем данное положение не следует рассматривать как ограничение на проведение любых ОРМ в отношении адвоката. Положения данной нормы необходимо рассматривать в контексте наименования и смысла статьи, а именно обеспечения адвокатской тайны, т.е. сведений, связанных с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.

    При проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права, в любом случае необходимо судебное решение на их проведение, поэтому при их осуществлении в порядке, предусмотренном ФЗ об ОРД, можно рассматривать и как соблюдение требования ст. 8 Закона об адвокатуре. Что касается ОРМ, не связанных с ограничением указанных прав, судебное решение необходимо только в том случае, если при их проведении предполагается получение сведений, предметов или документов, входящих в производство адвоката по делам его доверителей.

    Таким образом, из изложенного можно сделать  следующие

выводы:

  1. Осуществление ОРД в отношении лиц, к которым применяется особый порядок производства по уголовным делам, 
    может быть ограничено только до возбуждения уголовно 
    го дела.
  2. Эти законодательные ограничения распространяются толь 
    ко на проведение ОРМ, ограничивающих конституционные 
    права на неприкосновенность жилища, тайну переписки, 
    телефонных переговоров и только в отношении депутатов 
    Федерального Собрания, судей и Уполномоченного по правам человека.

    3. До возбуждения уголовного дела допустимо проведение 
    любых ОРМ, не связанных с ограничением конституционных прав, в отношении рассматриваемых категорий лиц в 
    порядке, определяемом ФЗ об ОРД.

    Следует иметь в виду, что оперативно-розыскные  мероприятия могут и не нарушать иммунитета названных лиц, если ознакомление с документами, посещение жилья и служебных помещений проводятся с их разрешения, согласия или по их приглашению, в том числе когда скрывается истинная цель мероприятия или его объект вовсе не ставится в известность о его проведении. Иначе говоря, проведение ОРМ при таком условии представляется допустимым, не содержит ограничений и не требует судебного санкционирования.

         Не является нарушением неприкосновенности жилища проведение ОРМ, сопряженного с вхождением в него с согласия хотя бы одного из проживающих в нем лиц либо в их отсутствие с разрешения и при присутствии администрации гостиницы, санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга, туристской базы, другого подобного учреждения, если такие ОРМ не связаны с отысканием, осмотром вещей, имущества, принадлежащего лицам, постоянно или временно в них проживающих, и при условии, что вхождение в помещение в их отсутствие представителей администрации предусмотрено правилами пребывания (проживания, внутреннего распорядка) или условиями договора (уборка помещения, ремонт сантехнического оборудования и др.).

    Это связано с тем, что конституционное  положение определяет неприкосновенность жилища как запрет на проникновение в жилое помещение против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ). Как следует из приведенного конституционного положения, речь идет только о жилище и только о случаях проникновения в него против воли проживающих в нем лиц.

    Представляется  допустимым и проведение ОРМ с использованием тактических приемов, при которых информация об объекте, проникновение в помещение, осмотр документов и др. осуществляется с привлечением третьих лиц. Например, посторонний человек присутствует при ведении телефонных переговоров и слышит содержание разговора одного из абонентов, при исполнении служебных обязанностей наблюдает за обстановкой в квартире или служебном помещении и проч.

    Не  образует недопустимого нарушения  неприкосновенности жилища и ограничения прав лиц, обладающих иммунитетом, в ситуациях, когда должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, использует право беспрепятственного вхождения в него и его осмотра. Например, при проведении ОРМ оперработник получает информацию, требующую немедленного реагирования. При этом он пользуется правом на беспрепятственное вхождение в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случаях, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, а также преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан (см. ст. 13 Закона о ФСБ, ст. 11 Закона «О милиции»).

    О всех таких случаях гласного проникновения  в жилые и иные помещения необходимо лишь последующее уведомление суда (судьи) в течение 24 часов при условии вхождения туда против воли проживающих в них лиц.

    В качестве специального условия, ФЗ об ОРД (ч. 6 ст. 8) закрепляется возможность прослушивания телефонных переговоров отдельных лиц без судебного решения в случае возникновения угрозы их жизни, здоровью или собственности. В подобных ситуациях допускается проведение прослушивания переговоров, ведущихся с телефонов этих лиц, при наличии их заявления или письменного согласия, а также постановления, утвержденного руководителем органа - субъекта ОРД. При наличии таких оснований достаточно лишь уведомить (поставить в известность) соответствующий суд (судью) в течение 48 часов. Этот порядок распространяется и на рассматриваемые категории лиц, поскольку в указанных ситуациях права лица, по заявлению или с согласия которого такое ОРМ проводится, не нарушаются и не ограничиваются. Что касается их абонентов, то прослушивание осуществляется только по отношению к лицам, от которых исходит угроза, и такое ограничение является допустимым, поскольку оно направлено на защиту прав возможной жертвы преступления, обеспечения ее безопасности, а не на ограничение прав других лиц.

    Прослушиваться  могут телефоны, которые используются потенциальной или реальной жертвой как по месту работы, так и по месту жительства, причем независимо от того, является ли лицо основным и единственным пользователем или телефон является коллективным, а также постоянно или временно используется прослушиваемый телефон. Важно, чтобы прослушивались только телефонные переговоры заявителя или лица, давшего согласие на прослушивание. Если осуществляется прослушивание телефона коллективного пользования, то в этом случае оно может проводиться только при непосредственном подключении к телефонной линии абонента, когда контролироваться могут непосредственно разговоры этого лица. Если телефон принадлежит конкретному пользователю, возможно проведение прослушивания и силами спецподразделений с подключением к станционной аппаратуре АТС.

    Важно отметить, что в рассматриваемых  случаях прослушиванию подлежат только входящие телефонные звонки; при этом представляется допустимой и запись переговоров.

    Следует иметь в виду, что наличие в  оперативных материалах информации, отражающей проникновение в помещения, содержание телефонных переговоров и др. не всегда свидетельствует о ее получении оперативно-розыскными средствами и методами. Дело в том, что такая информация может быть собрана и (или) зафиксирована частными лицами и в дальнейшем лишь обнаружена субъектами (участниками) ОРД. Такая информация является побочным продуктом оперативно-розыскной деятельности. Ее субъекты не преследовали цель специального собирания и последующего использования этой информации. Следовательно, такие их действия не могут квалифицироваться как ограничивающие конституционные права.

  Необходимо  подчеркнуть, что неприкосновенность в сфере ОРД рассматривается, исходя из общего смысла и назначения этого правового института, а также с учетом его места в системе норм Конституции РФ.

Информация о работе Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий