Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 19:21, реферат
Оперативно-розыскная деятельность чаще всего носит допроцессуальный, разведывательно-поисковый характер, что обусловлено нередко тайным, замаскированным характером действий субъектов преступления, их тщательной предварительной подготовкой, уничтожением следов совершаемых общественно опасных деяний и, соответственно, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших эти деяния, поиска неизвестных юридически значимых фактов, выяснения обстоятельств совершенных преступлений и др.
На практике большинство экономических, коррупционных преступлений выявляется исключительно оперативно-розыскным путем. Без осуществления оперативно-розыскной деятельности невозможно пресечь преступления на стадиях их приготовления или покушения, предотвратить или раскрыть, например, отдельные преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.
Согласно статьи 29 Федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации» Председатель Счетной палаты, заместитель Председателя Счетной палаты и аудиторы Счетной палаты не могут быть задержаны, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия той палаты Федерального Собрания Российской Федерации, которая их назначила на соответствующую должность.
Инспектор Счетной палаты в период выполнения им служебных обязанностей не может быть привлечен к уголовной ответственности без согласия Коллегии Счетной палаты.
Иммунитет, предоставляемый различным категориям сотрудников Счетной палаты, не распространяется на проведение не только следственных действий, но и оперативно-розыскных мероприятий. В отношении Председателя Счетной палаты, заместителя Председателя Счетной палаты, аудиторов и инспекторов Счетной палаты они могут проводиться в полном объеме без каких-либо изъятий, касающихся оснований, порядка и условий их проведения.
Законодательством РФ определены и отдельные элементы неприкосновенности прокуроров и следователей. В частности, не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления38. Исходя из формулировки закона, предусмотренные гарантии неприкосновенности не имеют отношения к оперативно-розыскной деятельности, а также не относятся к случаям, когда указанные лица выступают в роли субъектов преступления.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий в отношении адвоката (в том числе в жилых и служебных помещениях, используемых им для осуществления адвокатской деятельности) допускается только на основании судебного решения. Вместе с тем данное положение не следует рассматривать как ограничение на проведение любых ОРМ в отношении адвоката. Положения данной нормы необходимо рассматривать в контексте наименования и смысла статьи, а именно обеспечения адвокатской тайны, т.е. сведений, связанных с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю.
При проведении ОРМ, ограничивающих конституционные права, в любом случае необходимо судебное решение на их проведение, поэтому при их осуществлении в порядке, предусмотренном ФЗ об ОРД, можно рассматривать и как соблюдение требования ст. 8 Закона об адвокатуре. Что касается ОРМ, не связанных с ограничением указанных прав, судебное решение необходимо только в том случае, если при их проведении предполагается получение сведений, предметов или документов, входящих в производство адвоката по делам его доверителей.
Таким образом, из изложенного можно сделать следующие
выводы:
3. До
возбуждения уголовного дела допустимо
проведение
любых ОРМ, не связанных с ограничением
конституционных прав, в отношении рассматриваемых
категорий лиц в
порядке, определяемом ФЗ об ОРД.
Следует иметь в виду, что оперативно-розыскные мероприятия могут и не нарушать иммунитета названных лиц, если ознакомление с документами, посещение жилья и служебных помещений проводятся с их разрешения, согласия или по их приглашению, в том числе когда скрывается истинная цель мероприятия или его объект вовсе не ставится в известность о его проведении. Иначе говоря, проведение ОРМ при таком условии представляется допустимым, не содержит ограничений и не требует судебного санкционирования.
Не является нарушением неприкосновенности жилища проведение ОРМ, сопряженного с вхождением в него с согласия хотя бы одного из проживающих в нем лиц либо в их отсутствие с разрешения и при присутствии администрации гостиницы, санатория, дома отдыха, пансионата, кемпинга, туристской базы, другого подобного учреждения, если такие ОРМ не связаны с отысканием, осмотром вещей, имущества, принадлежащего лицам, постоянно или временно в них проживающих, и при условии, что вхождение в помещение в их отсутствие представителей администрации предусмотрено правилами пребывания (проживания, внутреннего распорядка) или условиями договора (уборка помещения, ремонт сантехнического оборудования и др.).
Это связано с тем, что конституционное положение определяет неприкосновенность жилища как запрет на проникновение в жилое помещение против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ). Как следует из приведенного конституционного положения, речь идет только о жилище и только о случаях проникновения в него против воли проживающих в нем лиц.
Представляется допустимым и проведение ОРМ с использованием тактических приемов, при которых информация об объекте, проникновение в помещение, осмотр документов и др. осуществляется с привлечением третьих лиц. Например, посторонний человек присутствует при ведении телефонных переговоров и слышит содержание разговора одного из абонентов, при исполнении служебных обязанностей наблюдает за обстановкой в квартире или служебном помещении и проч.
Не образует недопустимого нарушения неприкосновенности жилища и ограничения прав лиц, обладающих иммунитетом, в ситуациях, когда должностное лицо органа, осуществляющего ОРД, использует право беспрепятственного вхождения в него и его осмотра. Например, при проведении ОРМ оперработник получает информацию, требующую немедленного реагирования. При этом он пользуется правом на беспрепятственное вхождение в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случаях, если имеются достаточные данные полагать, что там совершается или совершено преступление, а также преследования лиц, подозреваемых в совершении указанных преступлений, если промедление может поставить под угрозу жизнь и здоровье граждан (см. ст. 13 Закона о ФСБ, ст. 11 Закона «О милиции»).
О всех таких случаях гласного проникновения в жилые и иные помещения необходимо лишь последующее уведомление суда (судьи) в течение 24 часов при условии вхождения туда против воли проживающих в них лиц.
В качестве специального условия, ФЗ об ОРД (ч. 6 ст. 8) закрепляется возможность прослушивания телефонных переговоров отдельных лиц без судебного решения в случае возникновения угрозы их жизни, здоровью или собственности. В подобных ситуациях допускается проведение прослушивания переговоров, ведущихся с телефонов этих лиц, при наличии их заявления или письменного согласия, а также постановления, утвержденного руководителем органа - субъекта ОРД. При наличии таких оснований достаточно лишь уведомить (поставить в известность) соответствующий суд (судью) в течение 48 часов. Этот порядок распространяется и на рассматриваемые категории лиц, поскольку в указанных ситуациях права лица, по заявлению или с согласия которого такое ОРМ проводится, не нарушаются и не ограничиваются. Что касается их абонентов, то прослушивание осуществляется только по отношению к лицам, от которых исходит угроза, и такое ограничение является допустимым, поскольку оно направлено на защиту прав возможной жертвы преступления, обеспечения ее безопасности, а не на ограничение прав других лиц.
Прослушиваться могут телефоны, которые используются потенциальной или реальной жертвой как по месту работы, так и по месту жительства, причем независимо от того, является ли лицо основным и единственным пользователем или телефон является коллективным, а также постоянно или временно используется прослушиваемый телефон. Важно, чтобы прослушивались только телефонные переговоры заявителя или лица, давшего согласие на прослушивание. Если осуществляется прослушивание телефона коллективного пользования, то в этом случае оно может проводиться только при непосредственном подключении к телефонной линии абонента, когда контролироваться могут непосредственно разговоры этого лица. Если телефон принадлежит конкретному пользователю, возможно проведение прослушивания и силами спецподразделений с подключением к станционной аппаратуре АТС.
Важно отметить, что в рассматриваемых случаях прослушиванию подлежат только входящие телефонные звонки; при этом представляется допустимой и запись переговоров.
Следует иметь в виду, что наличие в оперативных материалах информации, отражающей проникновение в помещения, содержание телефонных переговоров и др. не всегда свидетельствует о ее получении оперативно-розыскными средствами и методами. Дело в том, что такая информация может быть собрана и (или) зафиксирована частными лицами и в дальнейшем лишь обнаружена субъектами (участниками) ОРД. Такая информация является побочным продуктом оперативно-розыскной деятельности. Ее субъекты не преследовали цель специального собирания и последующего использования этой информации. Следовательно, такие их действия не могут квалифицироваться как ограничивающие конституционные права.
Необходимо подчеркнуть, что неприкосновенность в сфере ОРД рассматривается, исходя из общего смысла и назначения этого правового института, а также с учетом его места в системе норм Конституции РФ.
Информация о работе Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий