Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 06:47, курсовая работа

Описание

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, связанных с законодательным закреплением и практической реализацией уголовно-правовых норм, регламентирующих особенности назначения наказания несовершеннолетним.
Предметом исследования выступают непосредственно уголовно-правовые нормы, регламентирующие особенности назначения наказания несовершеннолетним.

Содержание

Введение.
I.I.Понятие несовершеннолетнего в уголовном праве.
I.II.Установление возраста несовершеннолетнего.
II.Особенности системы наказаний для несовершеннолетних.
III. Виды наказаний для несовершеннолетних и особенности их назначения.
IV. Применение принудительных мер воспитательного воздействия к несовершеннолетним, как альтернативы уголовной ответственности или наказанию.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Министерство образованию и науки Российской Федерации.docx

— 69.29 Кб (Скачать документ)

    Предусмотренные уголовным законом принудительные меры воспитательного

воздействия — это не являющиеся уголовным наказанием меры государственного

принуждения, применяемые  к несовершеннолетним, совершившим преступления

небольшой или  средней тяжести, с целью их исправления [13].

 

Статья 90 УК предусматривает  следующие виды принудительных мер

воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей  или лиц, их заменяющих, либо

специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности  загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и  установление особых требований к поведению

несовершеннолетнего.

В соответствии с ч.2 ст.91 УК РФ передача под надзор состоит

в возложении на родителей  или лиц, их заменяющих, либо специализированный

государственный орган обязанности  по воспитательному воздействию  на

несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Как разъясняет Пленум ВС РФ «при передаче несовершеннолетнего под надзор

родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться в том, что  указанные

лица имеют положительное  влияние на подростка, правильно  оценивают содеянное

им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за

несовершеннолетним. Для  этого необходимо истребовать характеризующий  материал,

проверить условия жизни  родителей или лиц, их заменяющих, возможность

материального обеспечения  подростка и т.д. Несмотря на то, что  закон не требует

согласия родителей или  лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего

под надзор, такое  согласие судом должно быть получено». [3] п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // Российская газета, 14.03.00, N 50, стр.6

        В  соответствии с ч. 3 ст. 90 УК РФ несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия.

        В  тех случаях, когда несовершеннолетний  систематически не исполняет  назначенные судом принудительные  меры воспитательного воздействия,  эта мера по представлению  специализированного государственного  органа отменяется, и материалы  направляются для привлечения  несовершеннолетнего к уголовной  ответственности.

Уголовный закон в ст. 91 определяет основное содержание каждой принудительной меры воспитательного  воздействия.

       Принуждение  выражается в оказании воспитательного,  морального воздействия на несовершеннолетнего  и состоит в разъяснении несовершеннолетнему  вреда, причиненного его деянием,  и последствий повторного совершения  преступления. [1]

Также, в ст. 90 УК РФ указано, что  такие меры применяются только к  несовершеннолетним, совершившим преступления небольшой и средней тяжести.

Применительно к помещению несовершеннолетнего  в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием законом (ст.92 УК РФ) предусмотрены  особые основания, а именно: 1) совершение несовершеннолетним, осужденным к лишению  свободы, преступления средней тяжести  или тяжкого преступления; 2) несовершеннолетний нуждается в особых условиях воспитания, обучения и требует специального педагогического подхода; 3) несовершеннолетний совершил преступление, не указанное в ч. 5 ст. 92 УК РФ.

      Таким образом, в соответствии  с действующим законодательством  применение принудительных мер  воспитательного характера возможно  в случаях, когда несовершеннолетний совершил любое преступление, кроме особо тяжкого и за исключением преступлений, указанных в ч. 5 ст. 92 УК РФ. При этом правоприменитель принимает такое решение с учетом общих положений ст. 60 и ст. 89 УК РФ, на основании своего внутреннего убеждения в случаях, когда применение любого наказания к несовершеннолетнему нецелесообразно ввиду возможности его исправления без применения такового. [3] п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // Российская газета, N 50, стр.6

    Помещение  несовершеннолетнего в специальное  учреждение — наиболее строгая

принудительная  мера воспитательного воздействия. Она связана с существенными

ограничениями свободы  общения несовершеннолетних, установлением специальных

требований режима, учебы, организации труда или  лечения. Ее назначение

оправдано в отношении  виновных, вышедших из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, либо лиц, которых целесообразно изолировать от негативного влияния на них среды, в которой они постоянно находились, или лиц с психическими отклонениями и нуждающихся в специальном лечении. В лечебно-воспитательные учреждения направляются несовершеннолетние с физическими недостатками (глухонемые, слепые и др.) и с психическими отклонениями, не исключающими вменяемости, а также страдающие иными заболеваниями и нуждающиеся в лечении и воспитательной работе. В законе определен максимальный срок пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении, который равен максимальному сроку наказания за совершенное им преступление. Минимальный срок пребывания несовершеннолетнего в специальном воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении равен либо минимальному сроку лишения свободы, предусмотренному санкцией соответствующей статьи, либо минимальному сроку наказания в виде лишения свободы — шести месяцам.

       Продление пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении после истечения срока (максимального срока наказания) допускается только в случае необходимости закончить общеобразовательную или профессиональную подготовку. Комиссия по делам несовершеннолетних регулярно (не реже одного раза в год) рассматривает вопрос о необходимости дальнейшего пребывания несовершеннолетнего в специальном учреждении.[3]

   Пленумом ВС РФ отмечено, что судам следует иметь в виду, что в соответствии со

статьей 90 УК РФ несовершеннолетнему  одновременно может быть назначено

несколько принудительных мер  воспитательного воздействия, например

предупреждение и передача под надзор родителей, возложение обязанности

загладить причиненный вред и ограничение досуга[3]. п. 16, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.02.2000 N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» // Российская газета, N 50, стр.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

УК РФ рассматривает в  отдельной главе вопросы уголовной  ответственности и наказания  несовершеннолетних с учетом определенных особенностей этой категории лиц. Органы дознания, следствия и суды должны учитывать социально-психологический  аспект жизни подростка, уровень  сознания, способность осознавать происходящее и давать этому оценку.

Одной из особенностей привлечения  несовершеннолетнего к уголовной  ответственности является дифференциация преступлений относительно возраста, с которого она наступает.

За отдельные преступления, перечень которых дан в ч. 2 ст. 20 УК РФ, уголовная ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста, по общим же правилам — по достижении шестнадцатилетнего возраста (ч. 1 ст. 20 УК).

Несовершеннолетним считается  лицо до исполнения ему восемнадцати лет. Это социальное и юридическое  положение наступает на следующий  день после восемнадцатого дня рождения лица.

Несовершеннолетний, совершивший  преступление, может быть признан  виновным и ему может быть назначено  наказание, в то же время при совершении преступного деяния он может быть и освобожден от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление  и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям  и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

 

 

 

 

Список используемой литературы.

 

Литература:

  1. Арькова В.И. Принудительные меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетнему. — Иркутск, 1978.
  2. Забрянский Г.И. Наказание несовершеннолетних и его региональные особенности. М.:Высшее образование, 2000г. С. 9.
  3. Здравомыслов Б.В. Уголовное право России. Общая часть: Учебник /Отв. ред. Б.В. Здравомыслов. – М.: Юристъ, 1996, с. 487
  4. Иногамова-Хегай Л.В.  Уголовное право Российской Федерации. Общая часть./ Под ред. Иногамовой-Хегай Л.В., Рарога А.И., Чучаева А.И. Изд.  « ИНФРА-М», 2005г. стр.559.
  5. Ковалев М.И., Козаченко И.Я., Незнамова З.А. Уголовное право. Учебник для вузов. М., 2000 г.
  6. Комисаров. В.С. Уголовное наказание в вопросах и ответах: Учебное пособие для юридических вузов / Под ред. В.С. Комиссарова, Р.К. Якупова: МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Зерцало. – 1998 г. – С. 67.
  7. Кругликов  Л.Л. Уголовное право России: Часть Общая: Учеб. для вузов / Отв. ред. Л.Л.Кругликов. М.: Волтерс Клувер, 2005. - 567 стр.
  8. Кузнецова Н.Ф. Курс уголовного права в пяти томах. Том 2. Общая часть: Учение о наказании / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М.: Зерцало, 2002.
  9. Масалитина И. В. Особенности уголовной ответственности и иных мер уголовно-правового воздействия в отношении несовершеннолетних. Кемерово, 2008.
  10. Наумов А.В. “Российское уголовное право”. Изд.: Волтерс Клувер, М.: 1996. С. 390/
  11. Павлов В. Г. Субъект преступления. — СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. — 318 с.
  12. Рарог А.И. Российское уголовное право. В 2 т. Т.1. Общая часть: Учеб./Иванов Н.Г., Комиссаров В.С., Лопашенко Н.А., и др.; Ред. А.И. Рарог - М.: Юрид. лит.,, 2001, С. 123.
  1. Ревина В.П. Уголовное право России. Общая и Особенная части: Учебник/Под ред. В.П. Ревина. — М.: Юрид. лит., 2000, с. 448

  1. Сверчков В. В. Уголовное право. Общая часть: Краткий курс лекций. - М.:"Юрайт",2009. С. 232
  2. Якупова Р.К. Уголовное наказание в вопросах и ответах: Учебное пособие для юридических вузов / Под ред. В.С. Комиссарова, Р.К. Якупова: МГУ им. М.В. Ломоносова. – М.: Зерцало. – 1998 г. – С. 67.

 

                                 Нормативный материал

                   и постановления Пленума Верховного  Суда РФ:

 

  1. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. Изд-во Норма «ИНФРА-М», Москва, 1999 г. – С. 198.
  2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. //Под общ.ред. Ю.И. Скуратова и В.М. Лебедева. – М., Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 2001, с. 193.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14. 02. 2000 г. №7 "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" //Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 4.
  4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11 января 2007 года "О практике назначения судами уголовного наказания"// Бюллетень Верховного Суда РФ, 2007. № 3.
  5. Уголовный кодекс РФ  c комментариями.

 

 

 

 


Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних