Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 00:56, курсовая работа

Описание

Несовершеннолетние пользуются особой защитой государства. Государство, исходя из того, что несовершеннолетние в силу своего возраста не могут в полной мере осознавать значение своих действий, ограничивает их способность своими действиями приобретать права, создавать для себя обязанности и нести юридическую ответственность, а также устанавливает особой порядок осуществления их прав.
Вопросам уголовной ответственности несовершеннолетних специально посвящена глава 14 УК РФ "Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: 5
Глава 1. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ КАК СУБЪЕКТ, К КОТОРОМУ МОЖЕТ БЫТЬ ПРИМЕНЕНО УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ 5
1.1. История развития уголовного законодательства об ответственности несовершеннолетних. 5
1.2. Критерии наступления уголовной ответственности. 7
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ 11
2.1. Ответственность и формы ее реализации 11
2.2. Понятие уголовного наказания и обстоятельства, учитывающиеся при его назначении. 13
• Виды наказаний 13
2.3. Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности с применением к нему принудительных мер воспитательного воздействия. 19
2.4. Основания и условия, освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания 20
2.5. Сроки давности 21
2.6. Судимость несовершеннолетних и ее погашение 23
ГЛАВА 3. СМЯГЧАЮЩИЕ И ОТЯГЧАЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, И ИХ РОЛЬ В ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 30

Работа состоит из  1 файл

уголовное право - курсач.doc

— 207.50 Кб (Скачать документ)

  Если  преступление совершается руками лиц, страдающих психическими расстройствами, исключающими вменяемость, или лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, то ответственность как исполнитель  несет тот, кто привлек к его совершению казанных лиц (имеет место так называемое посредственное исполнение). Ясно, что такие обстоятельства должны повышать наказание преступника.

  б) Совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица, либо лица, находящегося в зависимости от виновного.

  в) Совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, садизмом, а также мучениями для потерпевшего может выразиться, например, в нанесении большого количества ран, воспрепятствовать оказанию помощи тяжелораненому, пытке и т.д.

  г) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических устройств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения.

  Применение  преступниками указанных орудий и средств отягчает ответственность, поскольку для совершения преступления избирается способ, создающий повышенную опасность не только для лиц, в отношении которых оно совершается, но и для других.

  д) Совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или общественного бедствия, а также при массовых беспорядках.

  Понятие массовых беспорядков раскрывается в ст. 212 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Необходимо заметить, что  усиливать наказание будет именно использование названной обстановки для совершения преступления, а не простое ее совпадение со временем его совершения.

  е) совершения преступления с использование доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора.

  ж) Совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти будет являться обстоятельством, отягчающим наказание, независимо от того, были ли они у преступника на законном или незаконном основании.

  «При  назначении наказания суд должен учитывать характер каждого отягчающего или смягчающего обстоятельства и его влияние на уменьшение или увеличение степени общественной опасности преступного деяния, лица его совершившего, на степень ответственности этого лица, и, следовательно, на меру наказания».

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

  Итак, особенности уголовной ответственности несовершеннолетних имеют объективно-субъективную основу и призваны, максимально содействовать достижению целей уголовной ответственности.

  В уголовном наказании заложена главная  идея: исправить и перевоспитать  несовершеннолетнего правонарушителя. Однако необходимо отметить, что помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение и особенно длительное там пребывание усложняют поведение несовершеннолетнего: несовершеннолетний утрачивает опыт нормальной жизни на свободе. Кроме того, тяжелое финансовое состояние этих учреждений и отсутствие достаточного количества квалифицированных кадров не позволяют этим учреждениям в полной мере выполнять поставленные перед ними задачи. Поэтому применять эту меру воспитательного воздействия следует, строго руководствуясь законом, лишь в исключительных случаях.

  Исходя  из этого необходимо вести активную предупредительную деятельность преступности несовершеннолетних не только силами органов государственного принуждения, но и всей общественностью.

  Однако  я думаю, что главная ответственность, конечно, лежит на семье. Необходимо сделать для подростка дом родным, чтобы он не бежал из него подальше от неблагополучной обстановки, а часто и от пьяных, не отдающих себе отчета родителей. А там, на улице, кто окажется с ним рядом, под чье влияние он попадет. Поэтому обществу нужно, чтобы семья была крепкой, здоровой, а родители занимались воспитанием детей не от случая к случаю, а каждодневно выполняли свой гражданский долг, были примером для своих детей.

   Подрастающее  поколение - это будущее нашего государства. Поэтому подростки с их еще  не устоявшимся мировоззрением, подвижной  системой ценностей должны стать  объектом повышенного внимания и  заботы. Это обусловлено еще и  тем, что в настоящее время  отмечается рост преступности несовершеннолетних.

  Преодоление сложившейся ситуации с ростом преступности несовершеннолетних будет зависеть от комплекса мер по предупреждению преступлений несовершеннолетних, а  также от того, насколько достаточны будут эти меры (по выделенным материальным ресурсам, по избранным приоритетным направлениям и т.д.); настолько квалифицировано они будут реализованы.

  Современные тенденции преступности: ее рост, значительное омоложение, увеличение доли тяжких преступлений и др. — не могут не тревожить общество, государство, граждан. В настоящее время более половины всех преступлений в стране совершается лицами молодого возраста (до 30 лет), причем только несовершеннолетними — каждое десятое, и на их долю приходится около трети всех изнасилований, грабежей, краж личного имущества граждан.

  Многие  исследователи отмечают значительный рост преступной активности несовершеннолетних. Жизнь и юридическая практика подсказывает, что первым звеном в  предупреждении конфликта с законом  является знание того, что есть закон, чем он отличается от норм морали и какие последствия для человека возникают при нарушении закона. Если же говорить о личности подростка, то в ситуации конфликта и его предупреждения приходится учитывать многое: и возраст подростка, и тип его нервной системы, и уровень развития его интеллекта и многое другое.

  В своей работе я пыталась показать, что в отношении несовершеннолетних применяются более мягкие меры наказания  по сравнению со взрослыми, а несовершеннолетний возраст в совокупности с другими обстоятельствами (например, условия жизни несовершеннолетнего, влияние на него старших по возрасту), учитывается как обстоятельство, смягчающее уголовную ответственность.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Конституция Российской Федерации // М.: «Новая Волна», 1996 г.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации / М.: Издательская группа ИНФРА-М – Норма, 1997 г.

   3. Комментарий к Уголовному Кодексу  Российской Федерации: Расширенный  уголовно-правовой анализ / Под общ.  ред. В.В. Мозякова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 912 с.

   4. Гаворов Г.С. Общие начала назначения наказания по российскому уголовному праву / Учебное пособие. — Иркутск, 1999. — 120 с.

  5. Голубок С.А. История развития российского уголовного права: учеб. пособие. – 3-е изд. – М.: Издательство РИОР, 2003. – 238 с. 

  6. Дагель П.С. Учение личности преступника в российском уголовном праве / учебное пособие. — М., 2000. — 132 с.

  7. Крутиков П.Л. Смягчающие и отягчающие обстоятельства в российском уголовном праве. — М., 1995. — 103 с.

  8. Кузнецова Н.Ф. Преступление и преступность. — М.: Изд-во Москов. ун-та, 1999. — 262 с.

  9. Мельникова Э.Б. Как уберечь подростка от конфликта с законом. — М.: Изд- во БЕК, 1998. — 300 с.

Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних